Хлынова В. В., Самошкин Е. А.

Виды и функции интернет-мемов в социальных сетях

Types and functions of Internet memes on social networks 

В. В. Хлынова, Е. А. Самошкин

V. V. Khlynova, E. A. Samoshkin 

Статья посвящена специфике и функционированию такой информационной единицы, как мем. Мемы, как носители культурной информации, имеют очень выраженные поведенческие черты и способны влиять на социальные процессы. Основной сферой функционирования Интернет-мемов являются социальные сети.

Article is devoted to specifics and functioning of such information unit, as a meme. Memes as carriers of cultural information, have very expressed behavioural lines and are capable to influence social processes. The main sphere of functioning of Internet memes are social networks.

Ключевые слова: мемы, социальные сети, медиавирус, манипуляция массовым сознанием.

Key words:  memes, social networks, media virus, manipulation with mass consciousness.

Социальные сети, такие как Вконтакте, Twitter, Facebook и другие — одно из самых распространенных мест для возникновения огромного множества различных мемов.

Само понятие мем (в переводе с греческого, μίμημα, «подобие»), его концепция была предложена биологом Ричардом Докинзом в 1976 году, и представляло собой, по мнению автора,  своеобразные репликаторы, то есть объекты, которые для размножения копируют сами себя. Мемы могут размножаться по воле или помимо воли своего носителя. Для мемов выживание зависит от наличия по крайней мере одного носителя, а успешность воспроизводства зависит от окружающей культурной среды и от наличия такого носителя, который намеренно пытается распространять мем. Информационное содержание конкретного мема также влияет на ту вероятность, с которой он будет скопирован. Мемы могут видоизменяться, комбинироваться и разделяться, чтобы формировать новые мемы. Они участвуют в борьбе друг с другом за ресурсы (умы людей-носителей), и, в результате, подвергаются естественному отбору [1].

      Мемы, в силу своей специфики и способности к моментальному распространению в массовой среде, могут рассматриваться как медиавирусы [2] и являться средством манипуляции массовым сознанием.

Распространенной сферой фукнционирования Интернет-мемов в настоящее время являются социальные сети. Каждый день Интернет-пользователи из всевозможных точек мира создают и популяризируют их. Условно они делятся на несколько видов: видео, графические (в виде картинки с подписью или без), текстовые (обычно в виде цитаты известной персоны, случайной личности, цитирование подписи с графического мема или цитирования реплики из видео), звуковые (в виде песни, которая стала своего рода мемом, или отрывка музыкальной дорожки из видео и др.). Рассмотрим их подробнее.

Видеомемы

Видео-мемы преимущественно расположены на крупнейшем видео-хостинге мира — YouTube. Так же существуют локальные аналоги в разных странах, например в России — это RuTube, но самым популярным на протяжении солидного времени остаётся именно YouTube. Миллионы пользователей ежеминутно добавляют туда видео различного характера: музыкальные клипы, обучающие видео, новости и многие другие, в том числе, видео-мемы. В качестве примера можно взять известное видео “Yelling Goat”, которое переводится как «Вопящая коза”. Оно было снято в горах Перу и суть его заключается в том, что коза в кадре издавала звуки один в один похожие на человеческий крик. Оно быстро набрало популярность само по себе, более того, положило начало созданию многих мемов, основанных на совмещении   этого видео с различными музыкальными видео. Самым популярным из них считается ремикс песни «Papers» известного певца Usher, который был создан в 2009 году. Видео собрало более 750.000 тысяч просмотров и более 800 комментариев. Не менее популярным стал ремикс песни «I Knew You Were Trouble» известной поп-певицы Taylor Swift. Видео собрало более одного миллиона просмотров и 800 комментариев. [3:1]

Звуковые мемы

Как и в случае с текстовыми, звуковой мем может быть частью видео, то есть отделенной от него звуковой дорожкой, либо же ремиксом цитат и звуков существующих как часть видео-мема. Так же мемом может стать и существующая песня совершенно любого исполнителя, независимо от жанра. Тут опять же всё зависит от популярности песни.

Пример:

Звуковая дорожка из видео ремикса в стиле «Yelling Goat» на песню Taylor Swift «I Knew You Were Trouble” используется так же в качестве отдельного мема.

Графические мемы

В качестве графического мема может быть использован любой кадр из видео-мема, любая фотография, например фотография личности с подписью в виде цитаты самой личности или любой другой надписью, которую только пожелает вставить автор.

Пример:

Тачку на прокачку (оригинальное название — англ. Pimp my Ride) — телевизионная программа, которая выходит на канале MTV.

В каждом выпуске команде автомехаников и автодизайнеров предстоит отремонтировать и радикально улучшить автомобиль, находящийся в плохом состоянии, но способный ездить. Хозяином автомобиля зачастую является человек из семьи с небольшим достатком, для которого улучшение автомобиля может помочь ему в карьерном росте.

Исходя из вкусов и наклонностей обладателя автомобиля, машина подвергается дорогому, но не всегда практичному «прокачиванию». Если автомобиль не подлежит восстановлению, ведущий может подарить герою новую автомашину, которая тоже подвергается тюнингу и рестайлингу. В шоу принимают участие команды из тюнинговых ателье West Coast Customs (WCC) и Galpin Auto Sports (GAS). Ведущим американской версии является известный репер и актер Xzibit. [3:2]

Во многих выпусках этой телепрограммы ведущий употреблял свою излюбленную фразу, которая и стала одним из символов передачи:

-Yo dawg! I heard that you like X, so we put Y in your car so you can Z while you drive.

Что переводится как: -Эй, чувак! Я слышал что ты любишь Х, поэтому мы поставили тебе Y в твою машину что бы ты мог Z в то время, пока ты водишь. (X, Y, Z — условные обозначения любых вещей и действий).

Эта фраза видоизменилась на одном из сайтов под название 4chan.org:

Yo, dawg! So i heard you like X, so we put X in your X so you can Y while you Y.

Для наглядности посмотрим как используется этот шаблон с конкретными мемами:

Yo, dawg! So I heard you like cars, so we put car in your car so you can drive while you drive.

Перевод:

-Эй, чувак! Я слышал ты любишь машины, поэтому мы поставили тебе машину в твою машину, что бы ты мог водить машину пока ты водишь машину. [3:3]

Как можно заметить, в этой вариации мема используется стилистический прием — рекурсия. Этот прием придаёт мему большую абсурдность и комичность, что только усиливает его влияние на интернет-пользователей, то есть, повышает его популярность.

Другая разновидность — игра слов. Не секрет, что в английском языке множество слов имеет сразу несколько (иногда в районе десятка) значений. Благодаря этому и получаются макросы, основанные на игре слов. Пример:

-Yo dawg so I heard you like shoot so we put camera in your gun so you can shoot while you shoot».

-Эй, чувак! Я слышал, ты любишь стрелять/фотографировать, поэтому мы вставили камеру в твоё оружие, что бы ты мог стрелять/фотографировать пока ты стреляешь/фотографируешь. (shoot используется в значении «фотографировать» и «стрелять») [4:3]

Эта фраза и помещается на фотографию Xzibit’а, или на фотографии различных причудливо измененных автомобилей, а так же любых других вещей, которые своим внешним видом отличаются от привычных.

Текстовые мемы

Нередко это представляет собой цитирование отдельных реплик из видео-мемов или же звуковых, так же это могут отдельные цитаты из высказываний известных личностей как из реальной жизни, так и из интернет-среды. Этот вид мемов обычно соперничает по частоте употребления с графическими мемами.

В качестве примера выше подробно описан мем с Xzibit’ом, а так же можно использовать любой из перечисленных в статье мемов.

Как уже можно было заметить выше, степени взаимодействия различных видов мемов крайне высока, и редко можно встретить, что какой-либо мем остается существовать в одном только виде, но такое тоже может произойти, если мем не сыскал популярности у интернет-пользователей. Например: любой кадр из видео-мема может перейти в категорию графического мема, или же любая реплика из видео может перейти в разряд текстуальных, так же как и цитата может быть помещена на любую подходящую для неё картинку.  Перевод мема из одного вида в другой осуществляется лишь по желанию самого автора, хотя зачастую это делают совершенно не знакомые с создателем мема энтузиасты. Это может быть, как и отдельная персона, так и группа людей. Интернет-мем является так же реминисценцией и аллюзией, поскольку является реакцией на какое-либо явление, произошедшее в реальности и отражает в себе мнение интернет-пользователей на сложившуюся жизненную ситуацию.

Мы провели опрос с целью выявить, какой вид мемов наиболее популярен у интернет-пользователей, на примере социальной сети Вконтакте. Всего было опрошено 216 пользователей. Опрос состоял из одного вопроса, на который было предложено три варианта ответа.

«Какие виды мемов вам нравятся больше?»

-Видео

-Картинки

-Текстовые

Вариант ответа «Видео» выбрали 22 человека (10.2%), «Картинки» — 143 человека (66.2%), «Текстовые» — 51 (23,6%).

В результате анализа мы пришли к следующим выводам:

  1.  Специфика социальной сети Вконтакте обнаруживает высокую популярность интернет-мемов в виде картинок и текста. Это обсуловлено тем, что  людям удобнее быстро пробежаться глазами по тексту и картинке, чем ждать пока загрузится видео. В данном случае всё зависит от цели пользователя, если он намеревается просматривать именно видео-мемы, то он и будет ждать, пока они загрузятся, но чаще всего мемы являются лишь дополнением к другому контенту интернет-ресурса.
  2.  Текст сам по себе тоже является эффективным способом распространения мема, но уступает по популярности мемам в виде картинки.
  3.  Картинки являются более привлекательными для пользователей, так как позволяют быстро привлечь к себе внимание необычностью изображения и позволяют тексту на нем быстрее дойти до широкой аудитории.

 

Литература

  1. Материалы Википедии [Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%BC].
  2. Дуглас Рашкофф. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание (1994 г.). [Режим доступа: http://www.mediavirus.narod.ru/content.html]
  3. Мем «Yelling Goat» knowyourmeme.com\memes\yelling-goat
  4. Телешоу «Тачку На Прокачку» wikipedia.org\Тачку_На_Прокачку
  5. Мем «Xzibit» lurkmore.to\Xzibit

 

Хлынова Виктория Вячеславовна – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Амосова, г. Якутск.

Самошкин Евгений Алексеевич – студент 1 курса отделения журналистики Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Амосова, г. Якутск.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *