К.И. ПЛАТОНОВА – ФИЛОЛОГ, ПЕДАГОГ, НАСТАВНИК МОЛОДЕЖИ
K.I. PLATONOVA – A LINGUIST, AN EDUCATOR AND
A MENTOR
К.Г. Башарин
K.G. Basharin
К.И. Платонова – ветеран высшего филологического образования Якутии, одна из первых женщин — ученых по русской лингвистике из народа саха. В статье ставится цель раскрыть становление личности доцента К.И. Платоновой как филолога, педагога, наставника молодежи. Данная статья будет способствовать формированию личности специалистов филологов нынешних и грядущих поколений, воспитанию молодёжи в духе патриотизма, гуманизма и высокого профессионализма.
The aim of this article is to introduce and discuss the life and activity of K.I.Platonova — a linguist, an educator, and a mentor of the Sakha youth. She was a veteran of higher education of the Sakha Republic (Yakutia), one of the first scholars in Russian linguistics among Sakha women. This article will contribute to upbringing of the present and future generations of scholars, and educating youth in the spirit of patriotism, humanism and professionalism.
Ключевые слова и фразы: ученый, филолог, педагог, наставник молодёжи.
Key words: scholar, linguist, educator, mentor of the youth.
Жизнь и деятельность К.И.Платоновой — кандидата филологических наук, доцента, отличника народного просвещения и высшей школы России, ветерана тыла и труда неразрывно связана с историей Якутского государственного университета на всех этапах его становления и развития. Она одна из тех незаурядных личностей, которые внесли большой вклад в становление и развитие высшего образования в Якутии, одна из первых женщин-ученых по русской лингвистике из народа саха, супруга и соратница крупнейшего ученого-историка, организатора науки, выдающегося общественного деятеля – профессора Г.П.Башарина.
В статье ставится цель раскрыть становление личности доцента, кандидата филологических наук К.И.Платоновой как педагога, ученого и наставника молодежи [1,2,3,4,5].
К.И.Платонова родилась 24 февраля 1925 г. во 2-ом Нахаринском наслеге Мегино-Кангаласского улуса в семье учителя И.И.Платонова. Иван Иванович дал трем дочерям удивительные имена: Калисфена, Кыдана, Сата. Она в одном из интервью так объясняла смысл имени: «Папа у нас был учитель и любил давать редкие имена. Старшую дочь назвал Калисфеной, греческим именем. Я родилась в феврале, возможно, в холодный, вьюжный день, поэтому Кыдана. Сестра Сата появилась на свет через год в это же время.» (Заметим, что Сата на якутском языке означает ветер). Мать трех сестер Иульяна Дмитриевна Борисова была внучкой известного купца В.С. Никифорова-Манньыаттаах. Но об этом Кыдана Ивановна пишет в интервью: «Узнала совсем недавно, будучи уже на пенсии, так как отец скрывал это от нас. Когда я вступала в партию, спросила у него, что мне говорить о родословной. Тогда он сказал, что дед был наслежным князцем, а про мамину родню утаил. Понимал, что это расстрельное дело. Но я родилась в 25-м году, вся из себя «красная» была, да и сейчас такой остаюсь». Девочки не могли знать о родословной матери, и, потому что она очень рано умерла, их воспитывал отец, который после смерти жены переехал в город. Девочки росли самостоятельными, серьезными, хорошо учились. Особенной серьезностью отличалась Кыдана, впоследствии она вспоминала, что подруги у Саты спрашивали: «У Вас Кыдана когда-нибудь смеется или нет?». Раннему взрослению способствовали и тяжелые военные годы и личные жизненные факторы. Она в 17 лет стала матерью и студенткой учительского института. Впоследствии Кыдана Ивановна много писала о студенческой жизни в годы войны, где отмечала заботу правительства об обеспечении республики педагогическими кадрами, об ответственности студентов тех лет. В статье «Вспоминая военное лихолетье» она пишет: «Партия и советское правительство проявляли в тяжелые годы большую отеческую заботу о нас, студентах. Нам выделяли продуктовые карточки наравне с рабочими — самую большую норму хлеба (800гр.), выдавали стипендию, обеспечивали общежитием, остро нуждающимся и отличникам выделяли ордера на обувь, трехметровые отрезы материи, телогрейки. Мы свою основную задачу видели в учебе. Учились с большой охотой, с пониманием ответственности и долга перед Родиной. Мы принимали активное участие в общественной жизни, выполняли различного рода комсомольские и профсоюзные поручения. Проводили политинформации о положении на фронтах, о жизни в стране и республике, выпускали стенгазеты. Работали на многочисленных субботниках и воскресниках: пилили дрова, копали картофель, рубили капусту, разгружали баржи с каменным углем и различными грузами. Вместе с нами работали и наши педагоги». Кыдана Ивановна с глубоким уважением и благодарностью писала о своих педагогах. Это была первая когорта якутских ученых, которым выпала честь быть у истоков высшего образования. Это доктор философских наук, профессор, первый ректор ЯГУ А.Е.Мординов, кандидат педагогических наук, доцент С.Ф.Попов, первый доктор по якутской филологии Л.Н.Харитонов. С особой гордостью Кыдана Ивановна вспоминала о своих педагогах из легендарного Ленинграда. Якутским студентам старославянский язык и курс современного русского литературного языка вел доцент А.М.Бабкин, впоследствии доктор филологических наук, зам.председателя редакционной коллегии 17-томного «Словаря современного русского литературного языка», изданного АНСССР, лауреат Ленинской премии. Языкознание, историю русского языка с диалектологией, историческую грамматику вел Теодор Абрамович Шуб, тоже ленинградец. Лекции по античной и всеобщей литературе читал В.В.Яковлев, который для студентов был отцом — заботливым деканом факультета. Фольклор и русскую литературу с древнейших времен до советского периода вел молодой преподаватель Н.Н.Рейнгард. Мы видим, какую высококвалифицированную школу прошла К.И.Платонова в студенческие годы. Она сохранила благодарность своим учителям, настоящим русским интеллигентам, на всю жизнь и старалась своим трудом и жизнью быть достойной ученицей своих учителей.
В приходе К.И. Платоновой работать в вузе было непосредственное участие А.М.Бабкина, оставившего ее ассистентом по совместительству на кафедре русского языка в 1944 году. Так в 19 лет началась ее трудовая деятельность. По специальности она была назначена преподавателем рабфака при пединституте, где работала 4 года. Читала курс современного русского языка на отделении якутского языка и литературы, а также на историческом отделении учительского института, вела практические занятия у выпускников-историков пединститута. В 1948г. была переведена в трехгодичную областную партийную школу, где проработала 8 лет, в связи с закрытием которой один год была заведующей учебной частью Республиканской культурно-просветительской школы. С 2 сентября 1957 года до ухода на пенсию в феврале 1990г.33 года работала ассистентом, старшим преподавателем, доцентом на кафедре русского языка и общего языкознания ифф ЯГУ. Общий преподавательский стаж в вузе 45 лет.
Работа в университете была самой плодотворной. Этому способствовали перемены в жизни во многих аспектах. 1957 год знаменателен в масштабе республики и страны как первый год образования ЯГУ, в Москве проведены Дни якутской литературы и искусства, а в личной жизни Кыданы Ивановны – это год, когда она вышла замуж за любимого человека, которого боготворила — за Г.П.Башарина. С этого года для Кыданы Ивановны начался новый отсчет времени, которое она характеризует в своих статьях, интервью одним словом «счастье». В одном из интервью она пишет: «Георгий Прокопьевич любил меня одевать. Мы поженились в 1957г, и в этот же год он поехал в командировку в Москву и Ленинград. Все деньги он потратил на меня, одев с ног до головы, начиная со шляпы, колонковой шубы и заканчивая перчатками и обувью. Был счастлив, видя мою радость». Кыдана Ивановна с головой окунулась в любимую работу. Вела лекционный курс современного русского языка на трех отделениях: РО, РОЯШ и ЯО. Проводила практические занятия, лабораторные работы, читала спецкурс «Язык художественной литературы». Руководила дипломными и курсовыми работами. Ее дипломники неизменно получали высокие оценки. Четверо из них работают в Альма-матер: в руководстве ЯГУ, деканами, заведующими кафедрами, многие учителями, директорами, завучами в школах.
В 1970 году К.И.Платонова защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук по теме «Средства и приемы лексической экспрессии в сибирских рассказах В.Г.Короленко». В 2003 году она опубликована в виде монографии. Это фундаментальное исследование выразительности, образности и эмоциональности языка В.Г.Короленко — прекрасного стилиста и мастера слова. Как отмечают специалисты, в работе Кыданы Ивановны поражает скрупулезность и глубина стилистического и лингвистического анализа около 3 тысяч слов в художественном контексте, обширность изученной библиографии о творчестве Короленко, логичность и строгая научность выводов исследования. Мы думаем, что монография К.И.Платоновой поможет современным студентам и специалистам в исследовании языка и стиля художественного текста — весьма сложного направления лингвистической науки, находящегося на стыке с литературоведением и психологией.
Особым признанием студентов пользовался научный кружок «Язык художественных произведений». Член кружка 70-х годов, дипломница Кыданы Ивановны (ныне проректор пединститута, доцент) Л.С.Ядрихинская написала замечательную статью о кружке и его руководителе, где раскрыла не только значение кружка в подготовке специалистов-филологов, но создала обобщенный портрет Кыданы Ивановны как педагога, ученого, личности. Она выявила 9 компонентов культуры творческого мастерства преподавателя и ученого-филолога К.И Платоновой. Это – отсутствие всяческого нажима и навязывания в работе со студентами;
-создание эмоционально-положительного фона занятий, отказ от будничности и серости;
-умение анализировать свой труд и труд своих учеников;
-выработка у студента устойчивой мотивации к самостоятельной исследовательской работе;
-длительное систематическое наблюдение и изучение студентов в различных видах творческой деятельности, строгий учет всех их достижений;
-трудолюбие и воспитание дисциплины;
-умение ставить достижимые цели для каждого обучаемого, воспитание стремления к намеченной цели;
-использование психологических и педагогических приемов, в частности, приема рефлексии, поощрения инициативы;
-высокая культура труда и общения.
Такой скрупулезный анализ мастерства учителя может сделать только ученик – сам мастер. Мы убеждаемся в том, что деятельность КИ. Платоновой дала хорошие всходы и результаты. В 2005 году ее ученики издали брошюру «С любовью из Альма-матер», где они выразили глубокое уважение и любовь к своему наставнику. Кыдана Ивановна педагогическую и научную деятельность умело сочетала с общественной. Была зам.секретаря парткома ЯГУ, многократно избиралась секретарем и членом партбюро ифф, руководителем теоретического семинара, председателем группы народного контроля факультета, куратором.
Л.С.Ядрихинская пишет: «Наследие Кыданы Ивановны – это не только работа по специальности, но и достойное продолжение дела Ученого и Учителя Г.П. Башарина, заключающееся в освещении жизни и его многогранной деятельности». Она с дочерью Натальей Георгиевной подготовила и сдала в национальный архив республики личный архив профессора, научные труды, 813 папок рукописей, документов, писем. Написала книгу «Георгий Башарин», опубликованную к 90-летию в 2002г. в серии «Выдающиеся люди республики». В последние годы она жила радостью от работы над наследием Георгия Прокопьевича. К.И Платонова скончалась 24 сентября 2009 г. в возрасте 84 лет.
Таким образом, благодаря внешним и личностным факторам, К.И.Платонова прожила интересную, содержательную, полезную, счастливую жизнь. Она следовала всем принципам национальной интеллигенции, главный из которых – не щадя своего здоровья и сил, приносить пользу народу отстаиванием его интересов. Жизнь и деятельность доцента К.И.Платоновой имеет непреходящее значение в духовно-нравственном воспитании нынешних и грядущих поколений в духе служения Родине, истине и примером гуманизма и высокого профессионализма.
Литература
- Платонова К.И. Торжество правды // Материалы презентации книги профессора Г.П.Башарина «Три якутских реалиста-просветителя» — Якутск: изд-во ЯГУ, 1995. – С.31-44.
- Платонова-Башарина К.И. Георгий Башарин. – Якутск: Бичиу, 2002. – 232 с.
- Платонова К.И. Средства и приемы лексической экспрессии в сибирских рассказах В.Г.Короленко (на материале якутского цикла). – Монография. Якутск: изд-во Якутского ун-та, 2003. – 170 с.
- Платонова К.И. Г.П.Башарин как личность // Мыслитель, ученый, общестенный деятель. Материалы межвузовской научной конференции, посвященной жизни и деятельности Башарина Георгия Прокопьевича. – Москва, 2003. – С.12-18.
- Платонова-Башарина К.И. Георгий Башарин. 2-е издание, дополненное. – Якутск: Бичик, 2011. – 272 с. – (Выдающиеся люди республики).
Башарин Карл Георгиевич, доктор мед.наук, профессор, зав.кафедрой нормальной и патологической анатомии медицинского института ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», г. Якутск.