ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО PR-ПРОЕКТА
EDUCATIONAL TECHNOLOGY DEVELOPMENT PR- PROJECT
В. В. Корнилова, Т. Х. Лыу
V. V. Kornilova, T. H. Luu
В статье актуализируется проблема необходимости повышения интереса к обучению в Северо-Восточном федеральном университете иностранных студентов. Описаны теоретические аспекты PR-продвижения в сфере образования. Представлен анализ современного состояния вопросов, связанных с образовательным взаимодействием России и Вьетнама. Описана технология разработки образовательного PR-проекта «Хочу учиться в СВФУ». Описаны перспективы развития данного проекта.
The article is updated problem of having to raise interest in training in North-Eastern Federal University foreign students. We describe the theoretical aspects of the PR-promotion in the field of education. The analysis of the current state of issues related to the educational cooperation between Russia and Vietnam. The technology development of educational PR-project «I want to study in NEFU.» We describe the development prospects of this project.
Ключевые слова и фразы: PR-продвижение, Вьетнам, Россия, СВФУ, иностранные студенты, технология, образовательный PR-проект.
Key words: PR-promotion, Vietnam, Russia, NEFU, foreign students, technology, PR-educational project.
Россия сегодня занимает лидирующее место по уровню подготовки различных специалистов, и математиков, и физиков, и химиков, и геологов, и многих других. В связи с этим становится понятен интерес иностранных студентов к обучению в России. Международными отделами российских вузов установлены контакты с ведущими университетами мира, так как за рубежом есть устойчивый спрос на выпускников российских вузов естественнонаучного и инженерного профиля, им предлагают выгодные условия работы, — это свидетельствует о том, что российское образование конкурентоспособно на мировом рынке. С 2016 г. Министерство образования и науки РФ предлагает [3] увеличить квоту на обучение за бюджетный счет иностранных граждан по программам высшего, среднего профессионального и дополнительного образования с 15-ти до 20 тыс. человек.
В России учится около 6 тысяч вьетнамских студентов, к 2020 году запланировано довести эту цифру до 1000. Но, как показывает практика, в Северо-Восточном федеральном университете учится всего 4 студента, которые отмечают, что здесь они получают хорошие знания, жизненный опыт, знакомятся с обычаями и традициями разных народов, населяющих Якутию, практикуются в разговорном русском и якутском языках, и очень хотят ближе узнать быт и культуру северных народов.
В связи с этим, актуальность нашего исследования определяется необходимостью повышения интереса к обучению иностранных студентов в Северо-Восточном федеральном университете средствами и технологиями PR, что продиктовано необходимостью поиска новых коммуникативных практик для организации профориентационной работы в вузе и потребностью в установлении и поддержании эффективных отношений с целевой аудиторией – абитуриентами.
Средства продвижения сегодня позволяют сегодня осуществить определенное воздействие на привлечение абитуриентов в вузы, предлагая широкие возможности для развития двухсторонних коммуникаций со старшеклассниками. Востребованная информатизация деятельности субъектов PR в сфере образования ведет к повышению коммуникативного воздействия на абитуриентов с целью формирования её предпочтений. В связи с этим возрастает потребность в воздействии на целевую аудиторию с помощью эффективных средств PR-продвижения. Изучение средств PR в сфере образования представляется нам важным направлением маркетинговых коммуникаций. Это обусловливает необходимость анализа вопросов, связанных с применением средств PR в сфере образования, на примере разработки PR-проекта «Хочу учиться в СВФУ» как средства PR-продвижения вуза во Вьетнаме и повышению интереса вьетнамских школьников и студентов к обучению в федеральном университете России, в рамках курсового проектирования на втором курсе.
Объект исследования – связи с общественностью, направленные на привлечение абитуриентов. Предмет – разработка PR-технологии в сфере образования.
Цель исследования состоит в разработке технологии образовательного PR-проекта. Методами исследования стали: анализ, отбор и систематизация материалов по теме работы, опрос, контент – анализ, SWOT–анализ.
Научная новизна состоит в том, что привлечение абитуриентов и студентов из Вьетнама в СВФУ с помощью социальных PR-технологий не было предметом отдельного изучения. Данная работа стала первой попыткой исследовать значение социальных PR-технологий для развития тесных связей между СВФУ и Вьетнамом.
Для осмысления теоретических основ PR-продвижения в социальной сфере, следует сначала определиться с понятийным аппаратом. Так, В.М. Гончарук считает [2, 1998: 215], что продвижение – это установление эффективных коммуникаций с отдельными личностями, группами людей и организациями с помощью прямых и косвенных средств с целью обеспечения продаж продуктов организации. Всего учёными выделяется четыре основные средства продвижения: это реклама, связи с общественностью, стимулирование сбыта, прямые продажи. В логике нашего исследования, нам следует более подробно остановиться на связях с общественностью (паблик рилейшнз, PR). Они направлены на установление благоприятных отношений с целевой аудиторией с помощью определенных средств и технологий. Следовательно, PR может способствовать повышению уровня осведомленности потребителя; укреплению доверия к организации; снижению затрат на рекламу; отстройке от конкурентов; обеспечению узнаваемости предприятия; увеличению числа лояльных потребителей и др. Науке известны следующие основные средства и социальные технологии PR: производство корпоративной рекламы; организация специальных мероприятий; паблисити; социальный фандрейзинг; PR-проектирование; осуществление Интернет-коммуникаций. Таким образом, PR-продвижение представляет собой средство достижения расположения общественности к организации и создание её благоприятного имиджа и последующему его поддержанию, оно применяется в различных сферах, в том числе и в социальной.
По мнению, А.Б. Зельманова [4, 2008], образование – это важнейший институт социальной сферы, потому что обслуживает витальные и духовные потребности человека в своём развитии и социализации. Система образования выполняет следующие основные функции передачу знаний новым поколениям, социализацию и профессионализацию личности, культурно-воспитательную функцию. «Парадокс социальной сферы, связанный с необходимостью и в то же время невозможностью использования полнокровной PR-деятельности» [4, 2008: 86]. Далее автор особенно отмечает, что: «Во всех ключевых некоммерческих организациях можно использовать все средства, методы, приёмы и технологии социального PR… именно образование нуждается в паблисити, привлечении внимания к своим проблемам с помощью имиджевых статей… обращению к рекламе, социальному фандрейзингу, имеющему свою специфику использования в данной сфере» [4, 2008: 86-87].
Аги У. и его соавторов [1, 2004: 122] в качестве целевых групп отмечаются школьники, студенты, родители, преподаватели, административные работники и широкая общественность. Специалист по связям с общественностью должен обеспечить паблисити школе, колледжу, вузу, привлечь школьников и студентов, осуществить сбор денег, продемонстрировать родителям, что они не зря потратили свои деньги на образование именно в это учебном заведении, лоббирование интересов учебного заведения, подготовку коммуникационных мероприятий и кампаний для мобилизации общественного мнения, влияющего на позицию политиков, органов государственной власти и бизнесменов, на изменение поведения граждан.
Следовательно, целью PR-продвижения образовательного учреждения в социальной сфере становятся: обеспечение информационных материалов для населения по вопросам образования, финансирование путём создания атмосферы добровольного партнёрства и формирования благотворительной поддержки, осуществление сотрудничества с целевой аудиторией, создание доверительных отношений с масс-медиа, осуществление приоритетных образовательных PR-проектов.
Одним из направлений работы в системе профессиональной подготовки иностранных студентов может стать образовательный туризм – это возможность получения образования, которое осуществляется вне постоянного места жительства для ознакомления с учебными заведениями; изучения иностранного языка; профессионального обучения; стажировок в образовательных учреждениях; повышения квалификации; экскурсионно-ознакомительных путешествий по различным городам и странам. Образовательный туризм позволяет повысить уровень образования, изучить иностранные языки, расширить профессиональные знания, познакомиться с культурой и традициями других народов, повысить эффективность процесса обучения на любом образовательном этапе, расширить круг потенциальных потребителей образовательных услуг. Единственным недостатком, на наш взгляд, является тот факт, что учёные отмечают ограниченный срок для реализации образовательного туризма – максимум один год. Но мы считаем, что сегодня это перспективная интеграция образования и туризма в социальной сфере для осуществления международного культурного обмена, эффективной технологии обучения и формы организации досуга молодёжи из разных стран.
Осмыслив специфику PR-продвижения для привлечения абитуриентов, дополнительных финансовых и материальных ресурсов, стабильного роста положительной репутации вуза, развития определённой территории как образовательного центра мы разработали технологию организации и проведения образовательного PR-проекта в социальной сфере. Она будет традиционно состоять из 4 этапов:
- Подготовительный. Постановка целей и задач PR-продвижения, исследование проблемы, целевой аудитории, создание рабочей группы, концептуализация и целеполагание.
- Планирования. Планирование основных событий, разработка медиа-плана, определение социальных сил и установление с ними связей.
- Реализации. Организация основных событий, внесение оперативных корректив в рабочий план, трансляция результатов работы в масс-медиа.
- Оценки эффективности. Определение результатов и перспектив работы.
Изучение теоретических подходов к PR-продвижению в социальной сфере позволили сформулировать определение нашего исследования «образовательный PR-проект», под которым мы будем понимать установление эффективных коммуникаций с целевой аудиторией с помощью социальных PR-технологий, осуществляемый в четыре основных этапа (подготовительный, планирования, реализации и оценки эффективности). Спецификой работы станет проект «Хочу учиться в СВФУ» для создания привлекательного образа СВФУ для школьников и студентов из Вьетнама.
Далее мы провели аналитическую работу. Она стала важной и неотъемлемой составляющей PR-деятельности. Под аналитикой мы понимаем систематический сбор и обработку информации по теме проекта. В нашей работе он представлен следующими методами: 1. анализ сайтов с целью проанализировать базу исследования и определить уровень взаимодействия с иностранными студентами; 2. опрос для составления подробного «портрета» целевой аудитории и выявления проблемы исследования; 3. SWOT-анализ – для определения структурированного анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, установления между ними связи для разработки образовательного PR-проекта.
Свое исследование мы решили начать с сайтов Министерства образования и подготовки кадров Социалистической Республики Вьетнам, Министерства образования и науки Российской Федерации и Российского центра науки и культуры в Ханое [5, 6, 7]. Анализ сайтов показал, что уже много лет Российская Федерация – одна из стран, в которой обучается много вьетнамских студентов, и с каждым годом число их увеличивается. Благодаря изменению образовательной политики РФ, открываются всё новые учебные объекты, предлагающие разнообразные специальности, которые привлекают студентов из разных стран учиться в Россию. Вьетнамских студентов можно разделить на 2 группы: студенты, обучающиеся по государственной линии и по контракту: 1.студенты, обучающиеся по государственной линии, делятся на два типа: студенты по договору между Российской Федерацией и правительством Вьетнама, приезжающие после года обучения во вьетнамских университетах, и студенты, обучающиеся по государственной российской линии, получающие стипендию и помощь от России, как сказано выше, но ничего не получающие от правительства Вьетнама. Количество таких студентов составляет 20 %; 2.студенты, обучающиеся по контракту, сами платят деньги за обучение в университете и за проживание в общежитии и т.д.
География городов, в которых обучаются студенты из Вьетнама в настоящее время шире, чем во времена СССР, около 6000 вьетнамских студентов учатся в России. Кроме традиционных Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Краснодара, сейчас их можно найти в вузах Казани, Тюмени, Томска, Иркутска – преимущественно в технических, т.к. Вьетнам поставил задачу к 2020 г. войти в число индустриально развитых стран мира. Специальности, которые привлекают внимание вьетнамских студентов, включают в себя авиастроение, радиотехнику, нефтедобычу, информационные технологии и ряд других. В 2015 г. мы самостоятельно провели изучение количественно составе студентов из Вьетнама: Томск (195 человек), Иркутск (150 человек), Астрахань (95 человек), Тула (200 человек), Воронеж (110 человек), Волгоград (106 человек), Ростов-на-Дону (90 человека), Новосибирск (88 человек), Тамбов (81 человека), Екатеринбург (78 человек), Иваново (50 человек), Липецк (19 человек) и Якутск (4 человека). По количеству направляемых в российские вузы студентов Вьетнам занимает третье место (после Казахстана и Китая) среди всех иностранных государств.
Контент-анализ сайтов показал, что в сфере образования между Россией и Вьетнамом можно сказать установились прочные связи. В России учится около 6 тысяч студентов, около 2 тысяч – по государственной линии. С каждым годом стипендий, предоставляемых республике за счет федерального бюджета, становится все больше. На 2014-2015 годы их выделено 600. К 2020 году запланировано довести до 1000. Обсуждается вопрос создания в Ханое Вьетнамо-Российского технологического университета.
Дальнейшим этапом нашей работы стало изучение сайта Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова (далее по тексту – СВФУ), в котором мы проходим обучение вот уже три года. Это университет, дающий качественное высшее профессиональное образование, особенно для нас – иностранных студентов. Анализ сайта СВФУ показал [8], что вуз основан 23 августа 1956 г. – Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова), это один из 9 федеральных вузов страны, располагающий развитой инфраструктурой научно-образовательного комплекса, современным оборудованием для развития фундаментальных и прикладных исследований.
Международное сотрудничество является одним из основных направлений деятельности СВФУ. Он сотрудничает с десятками университетов, колледжей, научно-исследовательских центров мира. Уникальное геополитическое положение университета определяет приоритеты взаимодействия, в которые в первую очередь входят страны Азиатско-Тихоокеанского и Арктического регионов. СВФУ плодотворно сотрудничает с университетами Республики Кореи, Японии, КНР, США, Канады, Финляндии, Швеции, Норвегии, Исландии, Великобритании, Германии, Франции, Польши, Швейцарии, СНГ и т.д. Управление международных связей организует обучение иностранных студентов из разных стран мира на курсах русского языка в рамках международных летних школ, по обменным программам, а также по программе полного курса университета. Здесь можно узнать как подать заявление, как происходит зачисление, об общежитии, о визовой процедуре, об учебной программе. Учебная программа для иностранных студентов сочетается с культурной, чтобы они имели возможность не только учиться, но и познакомиться с богатой культурой и традициями северного края.
В СВФУ приезжают преподаватели и исследователи из разных стран мира. Они обучают студентов языку и культуре своих стран, передают свои знания и опыт, проводят совместные научные исследования. Вместе с зарубежными партнерами разрабатывают совместные образовательные программы, организуют летние и зимние школы для студентов и аспирантов, которые работают в рамках международных лабораториях, экспедициях, проектах.
Но всё же, обучение студентов имеет некоторые особенности, связанные, на наш взгляд, с недостаточной осведомленностью иностранных студентов о возможности здесь учиться, а также активность других федеральных и центральных вузов России. Иностранные студенты, выбирая обучение в СВФУ, стремятся не только получить качественное образование, но и поближе познакомиться с культурой и традициями коренных народов севера. И вот на этом нам нужно сделать основной акцент, рассказав об уникальном месторасположении СВФУ на карте России, высоком уровне подготовки выпускников, народах, населяющих Север России, их культуре и традициях. Важность решения данной проблемы определила тему исследования.
Продолжили своё исследование проведением опроса вьетнамских студентов, проходящих обучение в СВФУ с целью определения качества образования и досуга. В опросе приняли участие 4 студента из Вьетнама. Была составлена анкета, в которую вошло 10 вопросов. Результаты ответов показали, что положительным студенты из Вьетнама отмечают удобное географическое положение Якутска, красоту природы и культуру коренного народа саха, но отрицательным считают холодный климат в республике. Также им нравится учиться в СВФУ, их устраивают условия жизни в общежитии, особо студенты отмечают качества якутян, их доброту, отзывчивость, желание помочь.
Следовательно, студентам нравится учиться в СВФУ, здесь они получают хорошие знания и жизненный опыт, знакомятся с обычаями и традициями разных народов, населяющих Якутию, практикуются в разговорном русском и якутском языках, чтобы еще ближе узнать быт и культуру северных народов.
Для апробации технологии мы провели SWOT-анализ, чтобы минимизировать риски и выявить возможности для реализации образовательного PR-проекта, результаты мы обобщили в табл. 1.
Таблица 1
SWOT – анализ PR-проекта «Хочу учиться в СВФУ»
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Сотрудничество с рядом стран и организаций, повышающих авторитетность СВФУ
2. Наличие опыта работы с иностранными студентами 3. Высокий уровень удовлетворённости обучением в СВФУ иностранных студентов 4. Желание работать в данном направлении 5. Социальная значимость PR-проекта 6. Уникальная по своим климатическим, географическим, геологическим характеристикам территория России |
|
Возможности |
Угрозы |
|
1. Со стороны вьетнамских школьников – неготовность учиться в СВФУ
2. Со стороны СВФУ — отсутствие финансирования 3. Со стороны конкурентов — чрезмерная активность федеральных вузов России. Неспособность выделиться среди конкурентов. Возможность усиления позиций конкурентов. 4. Со стороны масс-медиа – нежелание поддержать идею организаторов 5. Изменение общественно-политической и социальной ситуации |
Из табл. 2 следует, что качество и количество слабых и сильных сторон, возможностей и угроз пока в равных позициях. Образовательный PR-проект «Хочу учиться в СВФУ» позволяет школьникам и студентам из Вьетнама выбрать вуз.
Для разрешения данной проблемы мы приняли решение об организации и проведении образовательного PR-проекта «Хочу учиться в СВФУ» посредством применения социальных PR-технологий проактивного характера для привлечения иностранных студентов. В качестве причинно-следственной связи, нам бы хотелось акцентировать внимание иностранных абитуриентов на том, что СВФУ – это вуз, который сегодня выбирают для получения образования не только ребята со всего Северо-Востока России, но и зарубежных стран, что свидетельствует о конкурентоспособности выпускников на рынке труда тех стран, из которых они приезжают. Мы хотим создать открытую образовательную среду, посредством международного культурно-образовательного туризма, обеспечивающего развитие у каждого школьника и студента Вьетнама и всего мира, способности к индивидуальному развитию. Все мероприятия будут организоваться и, в конечном итоге, способствовать продвижению благоприятного имиджа СВФУ среди иностранных абитуриентов. Следовательно, мы вносим свой вклад в развитие и укрепление дружеских и деловых отношений между Вьетнамом и Россией, вьетнамской молодежи не бояться узнавать мир вне своей страны и холодного севера.
Наша работа началась в январе 2015 г. Мы придумали идею и впоследствии разработали образовательный PR-проект «Хочу учиться в СВФУ», концепция довольно проста – рассказать о Якутии и о том, как нам нравится учиться в СВФУ. Нам предстоит снять видеоролик «Жизнь и учеба иностранных студентов в СВФУ». Для нас важно показать абитуриентам, что учиться в нашем вузе престижно, что за качественным образованием к нам приезжают молодые люди из самых разных стран мира, есть возможность учиться по обмену в других странах, проходить стажировку в центральных вузах России, получать повышенную стипендию за высокие показатели в учебе, с пользой проводить свой досуг. Иностранные студенты выбрали СВФУ, они учатся на отлично и активно занимаются научной деятельностью. Героями видеоролика стали иностранные студенты в СВФУ, которые приехали из разных стран в мире. Хронометраж видеоролика длится 3 минуты в них входят: вступление – кадры об университете; интервью с иностранными студентами в формате опроса «Нравится ли вам учиться в СВФУ?» и презентация учёбы и досуга студентов; заключение – мнение студентов из разных стран, почему нужно выбирать СВФУ для учебы. Данный ролик мы презентуем в школах и университетах Вьетнама, а в конце сфотографируемся с плакатом «Хочу учиться в СВФУ».
Итак, подведём итоги нашей работы:
1. Установлено, что в России учится около 6 тысяч вьетнамцев, к 2020 году запланировано довести эту цифру до 1000. Но, как показывает практика, в Северо-Восточном федеральном университете учится всего 4 студента, которые отмечают, что здесь они получают хорошие знания, жизненный опыт, знакомятся с обычаями и традициями разных народов, населяющих Якутию, практикуются в разговорном русском и якутском языках, и очень хотят ближе узнать быт и культуру северных народов.
2. Цель социальной PR-технологии: обеспечение информационными материалами школьников и студентов из Вьетнама по вопросам образования СВФУ, осуществление сотрудничества с целевой аудиторией, создание доверительных отношений с масс-медиа, осуществление дальнейшего образовательного PR-проекта «Образование без границ» (2015-2017 гг.).
3. Для привлечения абитуриентов и студентов из Вьетнама нами разработан пилотный РR-проект «Хочу учиться в СВФУ», сроки реализации июнь – август 2015 г., в ходе которого сняли видео-ролик. Мы считаем, что для начала нашей работы он станет отправной точкой в презентации и популяризации СВФУ среди вьетнамской молодёжи.
Литература
- Аги У. и др. самое главное в PR. Теория и практика паблик рилейшнз. – М., 2004. – с. 122.
- Гончарук В.М. Маркетинговое консультирование. – М.: Гранд, 1998. – 215 с.
- Единый портал для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.regulation.gov.ru
- Зельманов А.Б. Связи с общественностью в социальной сфере. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. – 128 с.
- Министерство образования и подготовки кадров Социалистической Республики Вьетнам [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.moet.gov.vn
- Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.russia.edu.ru
- Российский центр науки и культуры в Ханое [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rcnk-vietnam.org
- Северо – Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.s-vfu.ru
Корнилова Виктория Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова.
Лыу Тхи Хуен – студентка 2 курса группы РСО-13 кафедры рекламы и связей с общественностью филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова.