Габышева М.М.

 АНАЛИЗ СЛОЖНЫХ  СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ СХЕМ (ЧЕРТЕЖЕЙ)

ANALYSIS OF COMPLEX SYNTACTIC STRUCTURES USING COMPUTER GRAPHICS SCHEME (DRAWINGS)

 

М. М. Габышева

 M. M. Gabysheva 

 

В статье описывается использование графических схем в процессе обучения синтаксису современного русского языка, что способствует полному усвоению учебного материала.

Тhe article describes the use of graphic charts in learning the syntax of the modern Russian language, which promotes full of learning.

Ключевые слова: графическая схема, синтаксический анализ, сложное предложение.

Key words: flowchart, parsing complex sentence.

Прочное усвоение учебного материала по синтаксису дается студентам не сразу, а постепенно, в процессе настойчивых и перманентных упражнений. При изучении синтаксиса сложного предложения надо использовать активно графические схемы и чертежи.

В процессе анализа синтаксических единиц используются разного рода схемы, разные приемы графического изображения структурных особенностей предложения, например, линейные и вертикальные схемы структуры предложений. По своему характеру все существующие  схемы можно объединить в следующие три группы:

  1. Схемы чертятся после полного синтаксического анализа предложения, т.е. когда дана общая характеристика предложения, выделены все части сложного предложения, установлена связь (характер, тип) между частями предложения. Студент должен вначале понять структуру, семантику предложения, после показать в виде схемы. Так, схема предложения является выводом, результатом умственных, логических, аналитических действий студента.
  2. Схемы используются как готовые модели, по которым студентами самостоятельно составляются предложения или выписываются из текста предложения, соответствующие той или ной схеме.
  3. Схемы используются для объяснения новой темы, правил построения предложений, типов, видов синтаксических единиц.

Использование схем особенно продуктивно при повторении пройденного материала, при сдаче зачета, экзамена. Применение схем способствует сознательному усвоению синтаксиса в целом, пунктуации, обобщению и систематизации учебного материала, формирует у студентов навыки употребления различных по структуре предложений в письменной и устной речи.

Графическое изображение проанализированных предложений и составление предложений по схемам – упражнения взаимосвязанные. Так как успешное составление предложений по шаблонным схемам зависит от того, насколько быстро умеют студенты анализировать готовые предложения. Навык анализа предложений и составления их схем подкрепляется умением составлять предложения по заданным схемам.

Чем сложнее предложение по структуре, чем больше предикативных частей в предложении, тем труднее разобраться. И далеко не всегда вычерченная схема отражает структуру предложения. Это хорошо видно при составлении схем многочленных сложноподчиненных предложений, сложных синтаксических конструкций (сложных предложений с разнотипной связью) и даже при составлении  схем многочленных сложносочиненных и бессоюзных предложений. При составлении многочленных предложений надо разбить конструкцию на структурно-смысловые блоки, внутри которых могут быть подблоки, подподблоки. Часто студенту приходится анализировать предложение и чертить его схему несколько раз, пока не составит в соответствии с новым, верным пониманием его структуры. Этот анализ может идти до тех пор, пока студент не добьется точного соответствия между структурной организацией предложения и его графическим изображением.

Значительно большего эффекта в развитии навыков синтаксического разбора можно добиться, если схему чертить непосредственно в процессе чтения предложения. Здесь анализ предложения и его графическое изображение проходят в одно и то же время. Схема, составленная в ходе чтения, четко покажет структуру предложения, смысловые отношения частей сложного предложения.

При таком подходе схема выступает как средство структурного анализа. Здесь возможно применение так называемых линейных схем (предложение и его части изображаются линиями и располагаются в основном на одном уровне, т.е. горизонтальном, линейном). Такие схемы составляются без особого труда, поскольку составляются без вертикалей:

(Чтобы    ), [    ];  [    ], (когда    );  [    ], но зато [   ].

Между частями сложносочиненного предложения пишется союз, с помощью которого соединяются предикативные части предложения. В сложноподчиненном предложении пишется союз или союзное слово, которые указывают границы частей предложения. Посмотрим структуру нескольких предложений, применяя линейные схемы:

Комната, в которую вступил Иван Иванович, была совершенно темна (Н.Гоголь).

[+к + Sub], (с.с.которую).

Кто любит все, тот не любит ровно ничего (Д. Писарев).

(с.с.кто), [+к тот].

Говори, или я сегодня же расскажу про тебя начальнику! (А.Гайдар).

[   ], или [   ]!

Так отображается в виде схемы структура предложения в процессе чтения, дается общая характеристика предложения.

Надо отметить, что с помощью линейных схем определяется только формальная организация предложения, т.е. строение. Так, вид и подвид придаточной части сложноподчиненного предложения по одной только графической схеме нельзя дефинировать. Союзы или союзные слова, указанные в схеме, выполняют лишь роль ориентиров для определения границ предикативных частей предложения. Для полного семантико-синтаксического анализа надо обратиться к его содержательной стороне. Например, тип придаточной части определяется только после того, как будет установлено, что именно она поясняет (слово существительное, глагол, местоимение, форму слова, словосочетание, всю главную часть), на какой вопрос отвечает, союзом или союзным словом связана придаточная часть с главной.

При желании внутри скобок (квадратных, круглых) можно изобразить различные компоненты частей предложения (предикативное ядро, второстепенные члены предложения или компоненты, осложняющие структуру предложения – однородные члены, обособленные члены и т.п.). Удобны такие схемы при изучении сложносочиненных предложений. Кроме таких графических обозначений, можно еще использовать геометрические фигуры:

                                      , или                      .                        ;                      .

Работа над схемами ССП вырабатывает у студентов навыки, необходимые для аналогичной работы над СПП, БСП, ССК.

При анализе сложноподчиненных предложений целесообразнее использовать вертикальные схемы, где четко указывается позиция придаточной части (препозиция, интерпозиция, постпозиция), тип подчинения придаточных частей (однородное, параллельное, последовательное, комбинированное). Эта форма схем применяется и в школьной практике, но не везде. Думается, учащихся школ тоже надо учить строить подобные вертикальные схемы структуры сложноподчиненных предложений. Вертикальные схемы развивают логическое мышление учащихся. Можно давать задания по готовым схемам. Например:

1)     Определите, какому виду подчинения соответствует каждая из схем.

2)     Составьте по данным схемам свои предложения.

3)     Выпишите предложения, соответствующие каждой их схем.

С такими заданиями студенты справляются (но некоторые с трудом составляют свои предложения). Можно также дать задание найти и выписать из художественных текстов предложения, соответствующие тем или иным схемам (с подобного рода заданиями справляются все студенты и школьники). Одним словом, составление графических схем и чертежей предложений облегчает восприятие студентами, учащимися логико-синтаксических связей, особенностей содержания и построения простых и сложных предложений разного уровня, типа.

 

Есть еще одна синтаксическая конструкция – синтетическая, она включает либо все названные выше сложные предложения, либо любые два вида – это сложная синтаксическая конструкция:

Уже совсем рассвело, и народ стал подниматься,

когда я вернулся в свою комнату (Л.Т.).

Мы называем сокращенно – ССК. Такие конструкции еще называют так: сложное предложение с разными видами связи, сложное предложение с разнотипной связью,  предложение контаминированной структуры.

Особенность организации ССК, как уже сказано выше, заключается в том, что один из видов связи выступает как основной (доминирующий) и соединяет группы простых предложений. При этом «спаянность» в группе простых предложений значительно выше, сильнее, чем между группами. Так, в  нашем примере (сочинение и подчинение) основным видом связи является сочинение. Это предложение делится на две части (на два смысловых блока): первая часть по своему строению – простое предложение; вторая часть – сложноподчиненное предложение с придаточным сравнительным (союзом как), стоящим после главной части. Схема этого предложения:

                                                        ,  и

когда

Дополнительными прямоугольниками выделяются смысловые блоки, между которыми ведущая сочинительная связь.

            Также на занятиях можно использовать различные виды диаграмм. Например, вот так будет выглядеть схема-диаграмма сложноподчиненного предложения с однородными интерпозитивными придаточными:

Главная часть

Придаточное времени

Придаточное времени

Придаточное времени

Таким образом, применение графических схем, по нашему мнению, обеспечивает сознательное усвоение трудного учебного материала. Важно соблюдать также постепенность, последовательность в подаче новой темы.

      Габышева Мария Михайловна – старший преподаватель кафедры русского языка филологический факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *