Габышева М.М., Алексеева Л.Н.

ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПРИЧИННОЙ СЕМАНТИКОЙ

В ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ 

STUDY OF THE PROPOSALS WITH RESPECT TO CAUSATION

IN SCHOOL PRACTICE

 

М. М. Габышева, Л. Н. Алексеева

M. M. Gabysheva, L. N. Alekseeva

 

В статье рассматриваются особенности изучения предложений с причинными компонентами в якутской школе. В силу своего логического характера она в гораздо большей степени, чем, например, категории пространства и времени, национально индивидуализирована, что и обусловливает для якутоязычных детей трудность овладения средствами выражения причинности. Знание категорий причинно-следственных отношений, знание средств выражения причинно-следственных отношений необходимо, в частности, для создания текста. Напомним, что одно из заданий ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку заключается в написании сочинения-рассуждения.

This article discusses the features of study proposals from the causative components in Yakutsk school. By virtue of its logical nature of it to a much greater extent than, for example, the categories of space and time, nationally tailored as required for âkutoâzyčnyh children difficulty mastering the means of expression of causality. Knowing the categories of cause-effect relationships, knowledge of the means of expression of cause-and-effect relationship, in particular, to create the text. We remind that one of the tasks of JEG and EGE in Russian language is to write essays and reflections.

Ключевые слова и фразы: каузальные конструкции, обстоятельства причины, придаточные причины.

Key words: construction grants, the causes, and quite why.

Причинно-следственные отношения  –  одна из важнейших категорий языка. В силу своего логического характера она в гораздо большей степени, чем, например, категории пространства и времени, национально индивидуализирована, что и обусловливает для якутоязычных детей трудность овладения средствами выражения причинности. Знание категорий причинно-следственных отношений, знание средств выражения причинно-следственных отношений необходимо, в частности, для создания текста. Напомним, что одно из заданий ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку заключается в написании сочинения-рассуждения.

Актуальность исследования обусловлена тем, что изучению каузальных конструкций в средней школе с якутоязычными детьми, особенно обстоятельств причины, уделяется недостаточно внимания.

Цель: выработать методические рекомендации по изучению каузальных конструкций в школе.

Для достижения цели решались следующие задачи:

  1. Сравнить программы для средней школы по русскому языку Ладыженской Т. А. И Бабайцевой В. В.;
  2. Проанализировать УМК под ред. Ладыженской Т. А. и Бабайцевой В. В.
  3. Разработать методические рекомендации по изучению каузальных конструкций в школе.

Использовались следующие методы:

  1. Изучение научной литературы;
  2. Описательный;
  3. Сравнительно-сопоставительный.

Материал исследования: учебные программы по русскому языку для средней школы под ред. Т. А. Ладыженской и В. В. Бабайцевой, учебники: «Русский язык» 8 класс, «Русский язык» 9 класс.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке уроков русского языка, в том числе и в якутских школах.

В ходе исследования были проанализированы учебные программы под ред. Т. А. Ладыженской и В. В. Бабайцевой как наиболее часто используемые в школьной практике. Так, в программе русского языка под ред. В. В. Бабайцевой в 8 классе изучению раздела «Второстепенные члены предложения» выделяется 7 учебных часов, из них 1 час на тему «Обстоятельства». Изучению раздела «Простое осложненное предложение» — 12 часов, из них 2 часа на тему «Обособленные обстоятельства». В 9 классе изучению раздела «Сложноподчиненные предложения» выделяется 26 учебных часов, из них 1 час на тему «Придаточные условия и причины».

В программе под ред. Ладыженской Т. А. В 8 классе разделу «Второстепенные члены предложения» выделяется 7 учебных часов, из них всего 1 час на тему «Обстоятельство». Разделу «Обособленные члены предложения» выделяется  18 часов, из них теме «Обособленные обстоятельства» — 2 часа. В 9 классе разделу «Сложноподчиненные предложения» выделяется 19 часов, из них 1 час на тему «СПП с придаточными условия, уступки, цели, причины, следствия».

В учебнике «Русский язык» 8 класс [Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова], 2014 г. При изучении параграфа 27 «Обстоятельство» предлагаются упражнения с такими заданиями, как:

  • Укажите обстоятельства. Определите их вид по значению. Укажите способы их выражения.
  • В тексте выделены обстоятельства причины и цели. Чем они выражены? Поставьте вопросы к этим обстоятельствам.
  • Составьте и запишите предложения с данными словами и словосочетаниями. Определите вид обстоятельств.

Предложена также работа с поэтическим текстом, с отдельными предложениями.

В учебнике «Русский язык. 9 класс» при изучении сложноподчиненных предложений с придаточными причины даются такие задания, как:

  • Замените выделенные части предложений придаточными причины. Подчеркните языковые средства, благодаря которым значение причины выражено более явно. Образец выполнения прилагается.
  • Сравните два сложноподчиненных предложения. Укажите, в каком из предложений следствие содержится в главном предложении, а причина – в придаточном, в каком – наоборот. И т.п.

УМК под ред. В. В. Бабайцевой разделен на теоретическую и практическую часть. Практическая часть представлена сборником заданий «Русский язык. Сборник заданий. 8-9 классы», авторы Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д. по теме «Обстоятельства» предлагаются задания:

·          Составьте и запишите ответы на заданные вопросы, подчеркните обстоятельства.

·          Найдите в заданных предложениях обстоятельства, определите вид, докажите, отвечая на следующие вопросы:

¾     На какой вопрос отвечает обстоятельство?

¾     Чем оно выражено?

¾     К какому слову относится?

¾     Каким способом с ним связано?

¾     Какую позицию занимает? При инверсии объясните причину.

·          Спишите, подчеркивая грамматические основы и обстоятельства. Слова, к которым относятся обстоятельства, обозначьте значком +. И т.д.

По теме «Сложноподчиненные предложения с придаточным причины»:

  • Спишите, подчеркивая грамматические основы. Обозначьте союзы. Что поясняет придаточное причины?
  • Составьте сложноподчиненные предложения, дополняя главное предложение придаточным причины. Обозначьте союзы.
  • Из пары простых предложений составьте сложноподчиненное, используя союзы причины.

 В ходе исследования были разработаны и проведены тесты в 9 «б» классе МБОУ «Токкинская ШИС(п)ОО» по темам «Обстоятельства причины» и «СПП с придаточными причины» (по 20 вопросов). В классе 8 учащихся. Результаты первого теста:

  • Выполнение – 100%;
  • Качество – 25%.

2 уч-ся – 11 правильных ответов.

3 уч-ся – 16 правильных ответов.

1 уч-ся – 18 правильных ответов.

2 уч-ся – 34 правильных ответа.

Основная сложность заключается в постановке вопросов и определении вида обстоятельств. Исходя из результатов тестирования, было разработано и проведено 2 урока с использованием ИКТ (презентация). На уроке по теме «Обстоятельства причины» учащимся были предложены такие задания, как:

1. Сгруппируйте предложения с обстоятельствами, относящимися к одной группе. Для этого найдите главное слово, поставьте от него вопрос к обстоятельству, определите его группу по значению. Укажите, чем выражено обстоятельство.

1. Лошади бежали дружно.

2. В России всюду растёт самое красивое дерево – берёза.

3. Сегодня ты пришёл рано.

4. По неосторожности я уронил книжку.

5. Мы пришли вам помочь.

6. Смотрела она не мигая.

7. Заливаются на деревьях певчие дрозды.

8. На другой день проснулся я с головной болью.

9. За давностью лет не сохранилось никаких документов.

10. Недавно нас уже звали на помощь.

В ходе выполнения задания заполните следующую таблицу:

Виды обстоятельств

Вопросы

Примеры

Какой частью речи выражены

       
       

2. Поставьте правильно вопрос, определите вид обстоятельства.

¾       Петя с усталости погрузился в глубокий сон.

¾      Из-за тумана было плохо видно.

¾      Мы пошли в лес собирать грибы.

¾      За давностью лет не сохранилось никаких документов.

¾      По неосторожности я удалил все файлы.

¾      Мы пришли вам помочь.

¾      Смутившись, она отвернулась.

¾      Он сделал это назло, чтобы позлить тебя.

¾      Ребята побежали к реке купаться.

3. Составьте предложения, используя следующие обстоятельства причины: по неосторожности, из-за болезни, от мороза, от радости, сослепу.

На уроке по теме «СПП с придаточным причины» учащимся была предложена работа с текстом.

(1) Все мы слышали выражения «мастер-краснодеревщик» и «мебель из красного дерева». (2) Мастером-краснодеревщиком называют высококлассного столяра, благодаря тому, что он в совершенстве владеет своим мастерством, не испортит самую драгоценную древесину и сможет изготовить из нее самую изящную мебель.

(3) В народе красным деревом называют тисс ягодный, поскольку его древесина действительно красная. (4) Она очень прочная, тяжелая. Не гниет, не поддается грибковым заболеваниям, так что мебель из красного дерева может простоять века.

(5) Тисс растет медленно, в год всего 2-3 сантиметра. (6) Самый высокий тисс в мире растет в Закавказье, в Аджарии. (7) Его высота – 32,5 метра. (8) Ему не меньше 4000 лет.

(9) В Закавказье около поселка Хоста находится тиссово-самшитовая роща. (10) Она охраняется государством, потому что является заповедником.

(11) Молодые побеги тиса опасны для человека и животных, так как содержат ядовитые вещества.

(Из энциклопедии «Я познаю мир. Растения»).

Задания.

1)    Какое утверждение противоречит содержанию данного текста?

  1. Тисс растет очень медленно.
  2. В народе красным деревом называют тисс ягодный.
  3. Тиссово-самшитовая роща в Хосте является государственным заповедником.
  4. Молодые побеги тиса очень полезны для животных.

2)    Выпишите из текста предложения 3 и 4. Сравните их. Укажите, в каком из предложений следствие содержится в главном предложении, а причина – в придаточном, в каком – наоборот.

3)    Сколько в данном тексте СПП с придаточным причины?

1. 2               2. 3                      3. 4                          4. 5

Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на тему «Почему проблема экологии сейчас особенно актуальна?»

После проведения 2 уроков был проведен контрольный тест.

Результаты второго теста:

Выполнение – 100%

Качество – 75%

1 уч-ся – 20 правильных ответов.

1 уч-ся – 23 правильных ответа.

2 уч-ся – 28 правильных ответов.

1 уч-ся – 30 правильных ответов.

2 уч-ся – 32 правильных ответа.

1 уч-ся – 38 правильных ответов.

 Критерии оценивания теста:

Количество правильных ответов

Оценка

0 – 13 неудовлетворительно
13 – 26 Удовлетворительно
26 – 36 Хорошо
36 – 40 Отлично

Исходя из данного эксперимента, можно прийти к такому выводу: в МБОУ «Токкинская ШИС(п)ОО» в классах с литерой «б» русский язык изучается по программе Т. А. Ладыженской. Но выделенных на изучение каузальных конструкций учебных часов недостаточно для усвоения темы, так как обучающиеся – якутоязычные. Поэтому целесообразно включать в рабочую программу дополнительные уроки на закрепление материала, разнообразить задания.

Габышева Мария Михайловна – старший преподаватель кафедры русского языка филологического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск.

Алексеева Людмила Николаевна – студентка 6 курса русского отделения РО-09  филологического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *