Осина А.В., Гуляева К.Н.

РАССКАЗ В УСТНОЙ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ (НА МАТЕРИАЛЕ ЖИВОЙ УСТНОЙ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА ЯКУТСКА)

THE STORY IN ORAL CONVERSATION (BASED ON LIVE ORAL SPEAKING RESIDENTS OF YAKUTSK)

 

А. В. Осина, К. Н. Гуляева

A.V. Osina, K. N. Gulyaeva

В статье рассматривается понятие речевого жанра и жанровые особенности рассказа в разговорной речи. Опираясь на исследования М.М. Бахтина и А.Г. Баранова, авторы рассматривают тематику жанра рассказа разговорной речи и особенности его построения.

The article discusses the concept of speech genre and genre features the story in colloquial speech. Based on studies M.M. Bakhtin and A.G. Baranova, the authors discuss the topics of the genre story conversation and especially its construction.

Ключевые слова и фразы: речевые жанры, разговорная речь, рассказ.

Key words: speech genres, speaking, story.

Понятие жанра долгое время рассматривалось применительно только к художественной литературе, однако в сфере разговорной речи также можно выделить устойчивые формы общения, которые можно обозначить как разговорный жанр или жанровые разговорные речи, поэтому исследования особенностей функционирования того или иного жанра в рамках близкородственного и близкодружественного неофициального общения является актуальным.

Целью нашего исследования является анализ жанровых особенностей рассказа в разговорной речи, общая цель определила следующие задачи: определить тематическое своеобразие жанра рассказа в разговорной речи, а также выявить структурные особенности жанра рассказа в устной речи.

В качестве объекта исследования выступают диктофонные и блокнотные записи живой разговорной речи жителей города Якутска. Предметом нашего исследования стало тематическое и структурное своеобразие жанра рассказа в разговорной речи.

В настоящее время существует множество работ на тему речевого жанра (В.В.Дементьева, К.Ф. Седова, М.Н. Кожиной, Т.В. Шмелёвой, К.А. Долинина), но в современной науке еще нет единства в осмыслении языковой природы жанров общения. Их изучение привело к созданию направления – жанроведения – генристики. В работах вышеназванных ученых даются различные определения речевого жанра, но единый взгляд еще не выработан.

В 1979 году М.М. Бахтин написал теорию речевых жанров в работе «Проблема речевых жанров».

По М.М. Бахтину речевые жанры – это «высказывания, отражающие специфические условия и цели каждой такой области не только своим содержанием (тематическим) и языковым стилем, то есть отбором словарных, фразеологических и грамматических средств языка, но прежде всего своим композиционным построением. Все эти три момента – тематическое содержание, стиль и композиционное построение – неразрывно связаны в целом высказывания и одинаково определяются спецификой данной сферы общения». По мнению М.М. Бахтина «в каждой сфере деятельности вырабатывается целый репертуар речевых жанров, дифференцирующийся и растущий по мере развития и усложнения данной сферы. К речевым жанрам мы должны отнести и короткие реплики бытового диалога, и бытовой рассказ, и письмо, и короткую стандартную военную команду, и развернутый и детализированный приказ,.. формы научных выступлений, и все литературные жанры (от поговорки до многотомного романа)».

А.Г. Баранов в своей работе «Когниотипичность текста (к проблеме уровней абстракции текстовой деятельности» дает следующую характеристику работе М.М. Бахтина: «К наиболее важным теоретическим положениям М.М. Бахтина относим следующие:

— функциональный подход к описанию речевых жанров;

— текстовая направленность речевого жанра;

— деление жанров на первичные (простые) и вторичные (сложные);

— наличие жанров не только в художественной литературе, но и в любой сфере деятельности; соответственно, необозримое количество жанров;

— возможность трансформации и переакцентуации речевых жанров;

— свободный характер правил формирования речевых жанров, не такой жесткий, как правил формы языка;

— интертекстуальность речевого жанра и интерперсональность «высказывания».

Из вышесказанного мы можем сказать, что речевой жанр – это вербальное оформление ситуации социального взаимодействия, это высказывание, которое обладает своим стилем, тематическим содержанием и композиционным построением.

В разговорной речи можно выделить следующие жанры: беседа (светская и несветская), монолог, диалог, просьба, флирт, «послания», публичные извинения, ирония, сплетни, спор, совет, рассказ и т.д. Вышеперечисленные жанры связаны со спецификой тематики разговорной речи, которая определяет ее жанр.

Материал работы был собран в городе Якутске, с осени 2014 по весну 2015 годов. Всего было опрошено 26 респондента, из них 17 мужчин и 9 женщин. Возраст у мужчин с 9 лет до 49 лет, у женщин с 6 до 49 лет. Социальный статус респондентов: 9 опрошенных — учащихся с разных средних общеобразовательных школ города Якутска, 7 студентов разных факультетов Северо-Восточного федерального университета, а также водитель, официант, строитель, продавец-консультант, старший менеджер, безработный, индивидуальный предприниматель, учитель средней школы по национальной культуре народов севера, тренер-преподаватель по гиревому спорту и воспитанница детского сада. Из них высшее образование имеют 4 респондента, среднее специальное образование имеют 3 респондента, среднее общее образование – 2 респондента, 7 респондентов получают высшее образование, 9 получают среднее общее образование, 1 респондент является дошкольником.

Особенностью устного бытового рассказа является то, что человек, рассказывая о себе или историю из своей жизни, акцентирует внимание на передачу рассказа слушателю в более доступной и понятной форме. Объектом бытового рассказа является какое-то значимое событие для рассказчика, которая так или иначе повлияло на него. При свободном выборе рассказа человек выбирает тот момент жизни, который сейчас более интересен и значим (также это может быть старая история, которая осталась в памяти рассказчика и которое имеет особое место в его жизни).

Респондентам было предложено записать на диктофон историю из их жизни. По жанру анализируемая история является рассказом, структура в большинстве рассказов является трехчастной: завязка, развитие действия и развязка (в некоторых случаях имеется кульминация и пролог). Например: завязка – респондент №1 «Меня зовут ***/29 лет/ город Якутск/ работаю строителем// Хочу рассказать/ как я познакомился со своим другом/ вот//» или респондент №21 «Всем привет// Меня зовут ***/ я живу в Якутии/ учусь в ***// Я хочу рассказать вам печальную историю/ которая произошла на Ысыахе//». Развитие действия – респондент №17 «Ну/ я поехал на охоту где-то в пятом классе/ первый раз// Мягко говоря/ я всю ее проспал/ помню только что я ехал туда и помню лося/ дробью в него выстрелил// Ну/ уснул я не в палатке/ а на палатке// Было жарко//» или респондент №16 «И есть одна история про мою кошку/ так сказать// Ее зовут/ звали точнее Мерседес/ не знаю почему// В нашем дворе обычно/ обычно летают воробьи/ там/ собираются// Наша кошка обычно охотится там/ охотится она как-то своеобразно/ пытается поймать летающих/ а не сидящих// Однажды она поймала одного/ затем она выпустила его на волю/ как бы не стала убивать/ не стала добивать//». Развязка – респондент №22 «Ну/ сейчас я обожаю Славика/ я одеваю его как хочу/ он всегда ходит со мной и мне это нравится/ я хочу еще сестренку/ но папа говорит/ что им и нас хватает// Вот такая у меня история//» или респондент №3 «Мы бы без добрых людей/ можно сказать/ никуда бы не доехали бы/ и не приехали бы//».Кульминация – респондент №22 «Ну/ мне надоело/ я сказала маме/ чтобы он ушел/ а мама такая говорит/ что он останется навсегда// Я вообще была такая/ ну/ короче/ звезда в шоке// Я боялась/ что мама и папа будут любить Савика и про меня забудут//» В некоторых рассказах встречается пролог: респондент №23 «А сестренка сейчас растит детей/ так они ей компьютер в ваннепомыли/ наверное/ любовь к стирке им от мамы передалось//».

Рассказы можно отнести к информативным монологическим жанрам.

Тематически рассказы можно разделить на следующие группы: рассказ о себе (всего 7 рассказов), о празднике (3 рассказа), о поездке (3 рассказа), о друзьях, родственниках (5 рассказа), об охоте (1 рассказ), о домашних питомцах (1 рассказ), о знакомстве (1 рассказ), о поступлении на работу или в университет (2 рассказа), воспоминание о детстве (1 рассказ), поход в театр (1 рассказ), случай вавтобусе.

Таким образом, проанализировав жанр рассказа в разговорной речи, можно сделать следующие выводы:

Жанр рассказа в разговорной речи отличается от литературного жанра неподготовленностью, спонтанностью, обрывочностью и эмоциональной окраской;

Рассказ в устной форме имеет такую же каноническую структуру, как и  литературный рассказ, а именно: завязка, развитие действия, кульминация, развязка, иногда пролог.

Тематическим своеобразием рассказа в разговорной речи является то, что в основном в рассказе затрагиваются социально-бытовые темы. Ключевую роль в выборе темы рассказа сыграло то, что при записи респонденты выбирали такие истории, которые он помнит в данное время, а также те, которые сейчас играют большую роль или занимают важное место в его жизни.

Литература

  1. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров. — // Бахтин М.М. Собр. соч. – М.: Русские словари, 1996. – Т.5: Работы 1940-1960 гг. – С.159-206. 
  2. Баранов А.Г. Когниотипичность текста (К проблеме уровней абстракции текстовой деятельности) // Жанры речи. Саратов, 1997.

 

Осина Анна Валентиновна – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова.

Гуляева Катарина Николаевна – студент четвертого курса русского отделения филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *