Бердникова Т.А.

 

   ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ РКИ 

LЕАRNING TO  WRITE AT DIFFERENT STAGES OF STUDY RCT

 

Т. А. Бердникова

Т. А. Berdnikova

 

В статье рассматриваются проблемы формирования письма как вида речевой деятельности на разных этапах обучения русскому языку как иностранному. Выделяются два этапа в овладении письмом: обучения технике письма и обучение собственно письменной речи.

     The article considers the problem of forming letters as a form of speech activity at different stages of learning Russian as a foreign language. There are two stages in letter: teaching writing technique and training actually writing.

Ключевые слова и фразы: методика обучения, РКИ, письмо, графика, система заданий, виды упражнений.

Key words: teaching methodology, RCT, writing, graphics, system tasks, types of exercises.

Письмо как один из основных видов речевой деятельности предполагает владение не только графическими и орфографическими навыками, но также и умением письменного выражения своих и чужих мыслей в соответствии с потребностями общения. По своей природе письмо относится к умениям творческого характера: ведь условия письменного общения никогда не повторяются полностью, и каждый раз для коммуникации необходимо заново подбирать нужные языковые средства и речевые навыки. Как видим, перед преподавателем РКИ встает две проблемы: обучения технике письма и обучение собственно письменной речи, каждая из которых имеет свои цели и задачи.

Анализ учебной литературы показывает, что обучение графическим и орфографическим средствам языка, что крайне важно при перспективном обучении, например, для продолжения обучения в российском вузе,  выведено за рамки материала учебника. Таким образом, преподаватель в той или иной мере должен восполнить этот пробел, определив, в первую очередь, степень подготовки студентов в графическом плане.

Нами замечено, что студенты-иностранцы, носители европейских языков, в значительной степени готовы к воспроизведению букв кириллической азбуки, нежели студенты-азиаты (китайцы в первую очередь), для которых привычными знаками начертания являются иероглифы. Легче работать, когда студенты этой части учебной аудитории уже изучали иностранный язык, в основном английский. То есть, усилия преподавателя в графическом направлении должны быть, на наш взгляд, обращены в первую очередь на тех, кто вообще не знаком с латиницей или кириллицей. Здесь мы видим выход в построении системы индивидуальных заданий для каждого студента в виде самостоятельной внеаудиторной работе (при интернациональном составе обучающихся) и такой же индивидуальной работе на отдельных занятиях по графике в рамках раздела «Письмо». В качестве метода обучения графике в группе на самых первых занятиях можно использовать  метод «тихого обучения» (т.е. обучение в тишине, в противовес постоянному повторению и воспроизведению за учителем), который способствует мыслительной деятельности и концентрации учащихся при выполнении речевых задач.  Обучение здесь рассматривается как творческий процесс, преподаватель помогает обучающимся, но остается эмоционально нейтральным в реакции как на учебные успехи, так и ошибки обучающихся, выполнение действий происходит по образцу, имитации и самостоятельном воспроизведении  букв русской азбуки, в качестве опоры могут применяться обычные прописи для дошкольников и первоклассников. Следует ли требовать от обучающихся соблюдение требований каллиграфии? Очевидно, что нет, ведь современные методики обучения письму, предназначенные для российских школьников, насчитывает 9 способов написания буквы А. К упражнениям, направленных на начертание относятся: написание элементов букв по образцу; переписывание букв; буквенных сочетаний, слов, предложений, микротекстов с готовых образцов; группировка данных разбивку строчных и прописных букв, воспроизведение отдельных печатных букв (например, Д, П, Т) переписывание печатных образцов прописью, написание алфавита, слов и предложений по памяти. Система вводно-фонетического курса «подсказывает» упражнения на усвоение звуко-буквенных соотношений: написание букв со слуха, усложненное списывание (с подчеркиванием определенных букв; с подчеркиванием слов с различным звуко-буквенным составом; с подчеркиванием буквы, не имеющей звукового значения и т.д.)

Следующий этап – различение букв латиницы и кириллицы. При пропуске в обучении графике этого этапа есть реальная опасность получить стойкие ошибки, основанные на интерференции родного европейского и изучаемого русского языков. Затем последовательно как эффективное средство не только обучения, но и контроля вводится система разного рода диктантов, построенная на общедидактическом требовании «от простого к сложному». На начальном этапе обучения письму стойкое освоение графики «подпитывает» орфографические навыки, которые важны для дальнейшего формирования письменной речь как экспрессивного вида речевой деятельности, нацеленного на порождение письменного речевого высказывания.

            На среднем этапе обучения в аудиторной форме письмо в основном сосредоточено на выполнении разнообразных языковых и условно-речевых упражнений, направленных на овладение продуктивными лексико-грамматическими навыками (осложненные диктанты, например, с элементами сочинения, подстановочные,  трансформационные упражнения и т.д.). Нередко преподаватель, да и сами обучающиеся сталкиваются с заданиями, направленными на репродуцирование и продуцирование письменных текстов без соотнесения с реальными ситуациями общения. Хотя у современных студентов даже на ранней стадии обучения русскому языку такая потребность имеется. Это смс-сообщения, общение в социальных сетях, поздравительные открытки, интернет-заказы, электронные письма на русском языке российским друзьям, преподавателям. Не стоит забывать и о текстах множества документов, которые заполняет иностранец в разных инстанциях. Текст таких документов (заявления, объяснительные записки, др.)  относящихся к официально-деловому стилю. На начальном этапе, как возможный вариант, можно научить иностранных студентов писать деловые бумаги, в первую очередь, личные (заявления, автобиографию), по образцу, поскольку они отличаются достаточно стандартными способами структурирования. Образец составляется индивидуально под четким контролем преподавателя.

На продвинутом этапе обучения РКИ (в целях получения специальности в вузах РФ) письму уделяется наибольшее внимание из всех видов речевой деятельности. Связано это с тем, что у будущего студента должны быть сформированы навыки и умения аналитико-синтетической переработки информации, что предполагает умения составлять план, тезисы, конспекты, писать аннотации, резюме, рецензии, реферат, в конечном итоге обучения – излагать результаты исследований в виде курсовой, а затем и дипломной работы. Для большинства специалистов обязательным является умение вести деловую переписку, составлять деловые, коммерческие и др. виды писем. Среди подготовительных упражнений следует выделить упражнения на формирование и отработку формул русского речевого этикета. Другим обязательным является умение записывать главную информацию из учебного материала и умение составлять и записывать план изучаемого материала. Возможно, что на данном этапе можно использовать при записи специальные знаки и символы, а также общепринятые сокращения слов. Показателем высокой степени сформированности умения, переходящего в навык, является умение записывать прослушанный материал или собственные высказывания в виде графической схемы, рисунка и пр.

Развитие письменной речи – процесс длительный, в котором достижение положительных результатов зависит от каждого участника обучения, выбранных средств и методов обучения.   

Литература

  1. Методика / под ред. А.А. Леонтьева. – М., 1988.

Бердникова Татьяна Александровна – кандидат филологических наук, доцент кафедры общего языкознания и риторики Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *