ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНТЕКСТА ПРОЗЫ В.Г. РАСПУТИНА
В СОЗДАНИИ САЙТА
USE OF AN ART CONTEXT OF PROSE OF V. G. RASPUTIN IN CREATION OF THE SITE
В. Е. Овчинникова, С. Ф. Желобцова
V. E. Ovchinnikova, S. F. Zhelobtsova
В статье рассмотрены поэтика прозы В.Г. Распутина, экранизации его произведений, дается описание сайта.
The article deals with the poetics of prose VG Rasputin, the film adaptation of his work, a description of the site.
Ключевые слова: поэтика, проза, работа, сайт, Распутин.
Keywords: poetic, prose, job site, Rasputin.
Актуальность работы связана с ролью литературного наследия В. Распутина и трагической потерей большого русского писателя российской общественностью и необходимостью создания сайта для тех, кто исследует современную литературу, интересуется эстетикой деревенской прозы. Уровень исследования нравственно-философской проблематики произведений писателя, их жанрово-стилевых особенностей оптимизирует разработку сайта по прозе классика деревенской литературы В. Распутина в системе практических занятий по современной литературе.
Использование электронных средств в качестве средства учения и разработка в современных методиках такого обучения способствует закреплению навыков компьютерной грамотности, формированию умений анализа и отбора, переработки, преобразования информации, превращения информации в знания, хранения и структуризации полученной «информации-знании». Все это, в свою очередь, повышает самостоятельность обучаемых и развивает опыт рефлексии.
Создание сайта начинается, с определения цели, ради которой сайт создается. Вся дальнейшая разработка должна быть подчинена выбранной цели. С точки зрения пользователя должны быть выполнены правила «юзабилити», т. е. сайт должен быть организован таким образом, чтобы пользователю было комфортно получать требуемую информацию и взаимодействовать в рамках сайта. Собственно, можно говорить о трех основных компонентах сайта, выражающих эту цель. Это информационное содержание (контент), представление информации (в том числе и дизайн) и навигация на сайте. Информационное содержание и навигация на сайте определяются исходя из специфики создаваемого сайта и в каждом отдельном случае могут сильно отличаться. Динамика современного мира заставляет экономить основной информационный ресурс – время. Следует отметить, что представление информации идет в условиях виртуальных коммуникаций и в соответствии с их основными свойствами сопровождается потерей части семантической информации. Поэтому необходимо представлять информацию на сайте в максимально эффективном виде.
Сайт — это именованный набор информационных и программных блоков, организованных и размещенных в интернете с заранее определенной целью и предназначенных для активного восприятия целевой аудиторией.
С начала 70-х годов прошлого века имя Распутина зазвучало на весь мир. Будущее укажет, в каком из высоких рядов стоять этому имени, уже принадлежащему классической литературе — доказательства давно приведены, — мы же должны говорить сегодня об очевидном для нас, о том, что заставляет перечитывать страницы давних повестей писателя и с интересом ожидать новых.
Мы должны говорить о Распутине-прозаике — художнике огромного дарования; Распутине-публицисте, и здесь надо иметь в виду не одну, а по меньшей мере три плодотворные ветви: художественно-краеведческие очерки о Сибири, очерки религиозно-исторические и статьи, беседы, интервью о наболевшем, сегодняшнем. Сюда можно прибавить и Распутина — литературного критика, поскольку его предисловия к книгам писателей-современников содержат и оценки творчества, и размышления о литературе.
По его произведениям ставятся спектакли, снимаются кинофильмы. Его книги выходят во многих издательствах страны, а также за рубежом: в Болгарии, Венгрии, обеих Германиях — ГДР и ФРГ, Италии, Франции, Финляндии, Испании. “Последний срок” заставляет читателей разных широт взглянуть на свое прошлое, свои корни не как на историю только, но как на утраченное естественное и нравственное начало в человеке. “Прощание с Матёрой” становится новым словом в постижении связей человека и природы, в мировом экологическом движении.
Традиции Ф. И. Достоевского, Андрея Платонова в развитие реализма В. Распутиным, всегда осмысливающего проблему национального характера, духовного содержания русской жизни. Распутин обратился не просто к деревне, но к деревне глубинной, что для многих — да почти для всех — значило глухой и отсталой. Те, кто не пытался из нее вырваться, считались неудачниками, не способными к свершениям в судьбе. Деревня брошена не сегодня. Сегодня — последнее ее обрушение, теперь уже заодно с промышленностью городов, признанной также “неперспективной” Западом и его ставленниками в России.
Четвертая повесть — “Прощание с Матёрой” — перевернула сознание читателя. Раздались растерянные вопросы: что же, ГЭС не надо было строить?!. Повесть появилась, когда строительство гидроэлектростанций шло в Сибири ударными темпами. Противостоят прогрессу старухи и старики-матёринцы. С благодарностью и любовью рисует Распутин людей, отдавших силы земле, слитых с нею трудом, не расставшихся с Богом, выше всего ставящих совесть.
Каждый персонаж Распутина говорит своим языком, чем себя и характеризует. Своеобразие речевой характеристики старухи Анны, молодой Алены раскрывает специфику и природу языка. Первое и главное, что отмечается всеми, — это полная и органичная слитность писателя с народным словом. Изобразительное мастерство Распутина вызвало к жизни множество литературоведческих исследований и критических статей. Язык стал предметом особого внимания. Первое и главное, что отмечается всеми, — это полная и органичная слитность писателя с народным словом. Распутин, как никто другой в современной русской литературе, сумел соединить в слове эпохи, ему удалось вовлечь в язык художественной прозы многие богатства русской, сибирской речи. Там, где текст идет от автора, народная и классическая линии гармонично соединяются и русское слово предстает во всей полноте совершенства.
Особое место в сайтепринадлежит экранизации повести «Живи и помни» 2008 г., где актриса театра и кино Дарья Мороз играет роль Алены. Кинематографические элементы выразительно подчеркивают стилистику распутинского письма, позволяет четче акцентировать идеалы: дом, семья, Родина. Деревня Атамановка, в которой происходит действие выступает как гармонический мир людского единения и напоминает московский дом семьи Ростовых в романе Л. Толстого «Война и мир». Сюжетный конфликт Андрея Гуськова, ставшего дезертиром на войне, следует не только исторической хронологии, но и философским размышлениям о судьбе человека, его «вине» и «беде» в ситуации права выбора. Путеводитель также включает публицистику писателя, впрямую передающую горечь размышлений В. Распутина о себе, о времени, о неискоренимой вере человека в добро. Можно сказать, первозданность природы и незамутненность человеческого духа и есть мир писателя Распутина, предмет его дум и художественного отображения.
И самая большая и бесспорная удача — образ русской женщины. В нем цельность, обаяние, сила духа, решимость пресечь зло без страха за последствия. Нет сомнения, что он займет свое особое место в ряду распутинских героинь, в ряду героинь русской прозы. Ключевой образ женщины – главный в творчестве писателя. Изменение характера женского образа, определяющегося конфликтом произведения, повлекло за собой и изменение принципа его изображения. Он наделил свою героиню свободно самовыражаться не только через размышления, но и через активные действия. В. Распутин неоднократно подчеркивает, что духовную память поколений передает только женщина, как хранительница нравственных устоев. Писатель не ограничивает женщину рамками, а одобряет ее слушание семье, а значит России и ее народу.
Популярность научно-образовательного сайта среди пользователей интернета напрямую зависит от количества и качества открыто публикуемых материалов. Наша основная цель – создание благоприятных условий для ознакомления, освоения и изучения материалов по творчеству В.Г. Распутина. На эти цели, прежде всего, и была направлена работа по созданию интернет-сайта. Одним из важнейших условий, влияющих на положительные перспективы работы с сайтом, является удобство работы. Удобно должно быть и читателю, заинтересовавшемуся опубликованным материалом, и автору, который, конечно же, с головой погружен в свою статью. Удобство заключается в простоте и интуитивной понятности интерфейса, который позволяет не отвлекаться, к примеру, на изучение сложных средств для поиска информации или возможности размещения своих материалов на странице сайта. Инструментарий для подготовки интернет- публикаций должен быть прост, понятен автору, должен представлять и текст статьи, и иллюстрации именно в том виде, в каком они были задуманы изначально. Интернет-сайт объединяет образовательную и исследовательскую среду, где молодые специалисты смогут получать нужную для них информацию.
Уход большого русского писателя В. Распутина из жизни подчеркивает его писательскую и человеческую роль в развитии русского реалистического искусства. Он был апологетом кровно-родового единства, в котором мастерство оценивается как ценность высшей категории.
Литература
- Котенко Н.Н. Валентин Распутин. Очерк творчества/Н.Н. Котенко. – М.: Современник, 1988
- Курбатов В.Я. Валентин Распутин. Личность и творчество/В.Я. Курбатов. – М.: Совет.Писатель, 1992
- В.Я. Курбатов. Долги наши. Валентин Распутин: чтение сквозь годы/В.Я. Курбатов. – Иркутск, 2007
- Семенова С.Г. Валентин Распутин/С.Г. Семенова. – М.: Сов. Россия. – 1987
- Тендитник Н.С. Валентин Распутин. Очерк жизни и творчества/Н.С. Тендитник. – Иркутск: изд-во Иркут. ун-та, 1987
Желобцова Светлана Федотовна — кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы ХХ века и теории литературы Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.
Овчинникова Вера Егоровна — студентка 4 курса филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.