РОДИНА И ПАТРИОТИЗМ: ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБРАЗОВ В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ РУССКИХ И ЯКУТОВ
(НА МАТЕРИАЛЕ АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА)
HOMELAND AND PATRIOTISM: ETHNO-CULTURAL COMPONENT IMAGES IN THE LINGUISTIC CONSCIOUSNESS OF RUSSIAN AND YAKUT
(BASED ON THE ASSOCIATIVE EXPERIMENT)
Никаева Т.М., Изиева Ю.А.
Nikaeva T.M., Isieva J.A.
В статье представлены результаты свободного ассоциативного эксперимента. Эксперимент был направлен на выявление содержания понятий Родинаи патриотизмв языковом сознании русских и якутов. Ассоциации были подвергнуты статистической обработке: было подсчитано количество одинаковых ответов, определен показатель частотности каждой реакции и составлены ассоциативные поля «Родина», «патриотизм».Авторы сравнивают полученные ассоциативные поля и делают вывод о сходствах и различиях в сознании представителей разных этносов.
The article presents the results of a free associative experiment. The experiment was aimed at identifying the content of the concept of homeland and patriotismin the linguistic consciousness of Russian and Yakut. Associations were subjected to statistical analysis: it was estimated the number of identical responses, determined the incidence of each reaction and is composed of the associative field «Homeland» and «patriotism». Authors compare the associative field and make a conclusion about the similarities and differences in the minds of representatives of different ethnic groups.
Ключевые слова: Родина, языковое сознание, русские, якуты, ассоциативный эксперимент.
Keywords: Нomeland, language consciousness, Russians, Yakuts, associative experiment.
«Любовь к Родине», «любовь к Отечеству» — устойчивые выражения, которые, по мнению, С. Г. Тер-Минасовой часто воспроизводятся в речи и считаются неотъемлемой чертой русского национального характера [1, 2000, С.177-178].В данной статье, опираясь на результаты свободного ассоциативного эксперимента, попытаемся смоделировать образ Родины в сознании современных молодых людей.
В последнее время все часто говорилось о необходимости проведения государственной политики, направленной на укрепление общегражданской идентичности, на воспитание патриотических чувств, а также на сохранение межэтнического согласия.Действительно, изменения в геополитической ситуации России привели к росту патриотизма россиян и изменении ценностных установок в отношении Родины.
Наша работа посвящена исследованию образа Родины в языковом сознании русских и якутов. Выбор темы исследования продиктован также тем, что понятие Родина является общечеловеческой категорией, проблемы и ценности которой понятны всем, но имеют этнокультурные различия. Общеизвестно, что различие этнических сознаний носителей разных языков является одной из главных причин непонимания и конфликтов в межкультурной коммуникации, поэтому выявление общего и специфического в образах сознания представителей разных этносов может способствовать оптимизации процесса межкультурного общения.
В последнее десятилетие исследование национально-культурной специфики языкового сознания носителей разных языков стало очень актуальным. В отечественной науке данная проблема получила развитие в научных трудах А. А. Залевской, Ю.Н.Караулова, А.А. Леонтьева, Е.Ф. Тарасова, Н. В. Уфимцевой и др.
Объектом нашего исследования является языковое сознание русских и якутов, постоянно проживающих в Республике Саха (Якутия), предметом — образы Родины, патриотизма в сознании рассматриваемых этносов.
Языковое сознание рассматривается «как опосредованный языком образ мира, представляющий собой совокупность перцептивных, концептуальных и процедурных знаний носителя культуры об объектах реального мира» [2, 1996, С.7].
Для выявления специфики языкового сознания в современной психолингвистике активно применяется метод свободного ассоциативного эксперимента. Он дает возможность овнешнить знания, которые стоят за словом в обыденном сознании носителей любого языка и культуры. Е.И. Горошко считает, что свободный ассоциативный эксперимент позволяет опосредованно «взглянуть» на особенности формирования и функционирования языкового сознания человека, которое часто «закрыто» для других интроспективных методов. Кроме того, метод свободных ассоциаций обладает достаточно большой валидностью и объяснительной силой. Условия и форма его проведения максимально приближены к нормальным условиям функционирования речевой способности человека в целом» [3, С.5].
В качестве основного метода нашего исследования был использован свободный ассоциативный эксперимент. Испытуемым предлагалось отреагировать первым пришедшим на ум словом на30стимулов. В стимульный список входили слова, относящиеся к лексико-семантическому полю «Родина», например: Отчизна, отечество, чужбина, страна и т.д. Также была примененав качестве дополнительной, была применена методика завершения предложений. Испытуемым предлагалось закончить предложения, например:«Родина для меня –это…» или «Патриотизм для меня -это …», «Отечество для меня- это…» и др.
Эксперимент проводилсяв Северо-Восточном федеральном университете среди студентов — носителей русской и якутской культуры. В анкетировании приняли участие 3 группыстудентов в возрасте от 18 до 25-х лет: русские, якуты-билингвы, русские с родным русским языком.
Полученные в эксперименте реакции были подвергнуты статистической обработке: было подсчитано количество одинаковых ответов, определен показатель частотности каждой реакции и составлены ассоциативные поля «Родина», «патриотизм»каждой группы респондентов. Затем с целью выявления общего и специфического в рассматриваемых образах у русских и якутов ассоциативные поля были подвергнуты сопоставительному анализу.
Результаты эксперимента показали следующее:
Образ Родины в сознании русских и якутов обладает как сходствами, так и различиями. У русских и якутов с русским языком таких сходств оказалось больше, чем при сопоставлении ассоциации других групп испытуемых. Продемонстрируем это на примерах:
Русские Родину воспринимают, прежде всего, как Мать– это самая частотная реакция. Об этом можно судить и по многочисленным пословицам и поговоркам русского народа. Например, Родимая сторона — мать, чужая –мачеха; Родина — мать, умей за нее постоять.
Русские на стимул Родина отвечали:мать (25), моя (11), родная, Россия (6), Якутия(4), Отечество(3), мать зовет, большая, Любимая (2) и др.
Важно отметить, что у якутов с родным русским языком на стимул Родиначастотная часть ответов во многом совпала с ответами русских. Самой частотной была также реакция мать.
Якуты 1:Мать (17), моя (12), Россия(10),Якутия(7), мать зовет(6), наша(3); родная, любимая, Отчизна, земля (2.)
У якутов с родным якутским языкомответы обладали значительными отличиями от реакций других групп.Самым частотным ответом респондентов этой группы стали наименования определенных местностей, например,Вилюйск, Нам, Мегино-Кангалас, Верхневилюйск, Сунтар, что не было отмечено в реакциях русских. Это может говорить о том, что для Якутов-билингвов образ Родины тесно связан с местом их рождения,местом постоянного проживания, улусом, городом, селом и т.д.
Якуты2: Наименование местности (Вилюйск, Сунтар и др.) (10), Тереебутсирим (где родился)(10), Саха сирэ (10); дьиэ( дом ), сылаастыыннаах (горячо любимая), улааппытсирим ( где я вырос)(4); Алаас, Улуус, корат (Улус, город), Ийэ сир (Родина)(3); Ийэ дойду (Родина Мать), кунду (дорогой), айыл5а (природа), хатыннар (березы)(2).
Для якутов-билингвов Родина ассоциировалась с природой и всем, что с ней связано, наример:алаас, айыл5а (природа),хатыннар (березы),кун (солнце ), ерус (река ), мин сирим (моя земля ), буора (земля ), эн саамайахтар сирин ( родная земля ).
Отечество для всех испытуемых —
Продемонстрируем результаты, которые дала методика завершения предложения.. Приведем в таблице частотные ответы респондентов на стимул Родина для меня – это…
Таб.1
Русские | Колич. | Якуты 1 | Колич. | Якуты 2 | Колич. |
Дом |
Место, где я родился
Россия
Место, где я живу
мой родной край
Мать
святое
друзья, семья
для меня все
родина
и др.18
6
5
5
4
3
3
3
2
2
дом
Где ты родился
Якутия
Родина
Где я живу
гордость
святое
нет ответа
мать
отчизна
все
где вырос
Россия
И др.
12
11
6
5
4
4
4
4
3
2
2
2
2
тереебутсирим( где родился)
Саха сирэ
улааппытсирим( где вырос)
эппиэтэсуох (нет ответа)
наименование местности
ийэсир (Родина)
дойду (страна)
Ийэ( Мать )
олорорсирим (где живу) и др.9
9
8
6
5
3
3
3
3
На стимул патриотизм самыми частотными реакциями русских стали: патриот, Родина, героизм, любовь к Родине, долг, СССР, в душе (в крови), дедушка, ВОВ, верность, долг и др.Якуты с родным русским языком давали схожие с русскими реакции, они так же неоднократно подчеркивали, что патриотизм зашкаливает.Якуты-билингвы в отличие от других групп ассоциировали патриотизм с Итэ5эл ( верой), аармыйа ( армией ).
Отечество для большинства участников эксперимента — Родина, наше, родное,
Итак, языковое сознание — это своеобразное окно в образ мира индивида, так как за каждым словом стоит фрагмент мира определенной культуры. Для всех групп испытуемых родина – это место психологически комфортного существования, место, где тебя всегда ждут, где родители, где находится дом, родная земля.родина ни одной группой респондентов не воспринималась негативно, не было получено ни одной реакции с отрицательным коннотативным значением. Патриотизм у респондентов ассоциировался с любовью к Родине, долгом и героизмом. Для многих испытуемых главные герои, патриоты – это дедушки и прадедушки, участники ВОВ. В сознании молодых людей патриотизм по-прежнему тесно связан с СССР, он «в крови, в душе». Эксперимент подтвердил высокую степень значимости понятий Родина, патриотизм, Отечество в системе ценностей всех групп испытуемых.
Литература
1.Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. – М.: Слово/Slovo, 2000. – 624 с.
2.Тарасов Е.Ф. Межкультурное общение (МО) – новая онтология анализа языкового сознания / Е. Ф. Тарасов // Этнокультурная специфика языкового сознания: сб. науч. тр. / РАН. Ин-т языкознания; отв. ред. Н. В. Уфимцева. – М., 1996. – С. 7-22.
3.Горошко Е.И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента. – Харьков; М.: изд. группа «РА — Каравелла», 2001. – 320 с.
Никаева Татьяна Михайловна – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка филологического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск
Изиева Юлия Алексеевна – студентка 4 курса отделения русского языка и литературы (отечественная филология) филологического факультетаСеверо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск