ТВОРЧЕСТВО С. ШЕВКОВА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ПОЭЗИИ 1960-70-х гг.
CREATIVE WORK BY S.D.SHEVKOV IN THE CONTEXT OF DEVELOPMENT OF RUSSIANNATIONAL POETRY IN 1960-70-S
Е.В. Дишкант, И.В. Назарова
E. V. Dishkant, I.V. Nazarova
В статье представлен обзор творчества русского поэта Якутии С. Шевкова, анализируется тематика, проблематика и поэтика стихов автора в контексте развития общероссийской поэзии 1960-70-х годов. Проведены аналогии с представителями «эстрадной лирики»: Е. Евтушенко, Р. Рождественским и «тихой лирики»: Н. Рубцовым. Сделан вывод об индивидуальных особенностях поэтического стиля автора, отражении в его творчестве основных тенденций развития поэзии этого периода: гражданственности, философичности, медитативности.
The article observes creating work by S.D.Shevkov, a Russian poet in Yakutia, the subject, topics and poetic manner of the author’s poems in the context of development of Russian national poetry in 1960-70s. It draws an analogy between S.Shevkovand “variety lyrics” representatives: E.Evtushenko, R.Rozhdestvensky, a “soft lyrics” practitioner N.Rubtsov. The author arrives at conclusiuons about personal touch of Shevkov’s poetic style and reflection of main trends of development , such as civic consciousness philosophicity, mediativeness, in the poetry development of that period.
Ключевые слова и фразы: русская литература Якутии, Шевков, образ Якутии, литературный процесс 1960-70-х годов, тема «малой родины».
Key words: Russian literature of Yakutia, Shevkov, poetry of Yakutia, literature process of 1960-70s, theme of small motherland.
Русская поэзия 1960 — 1970-х годов — уникальный феномен в истории отечественной культуры XX века. Интерес общества к поэзии, который существовал в эти годы, не знает себе аналогов. Волна общественного подъема, зародившаяся в конце 1950-х годов, дала миру целую плеяду талантливых и самобытных авторов: Е.Евтушенко, Р.Рождественский, А.Вознесенский, Б.Ахмадулина, Б.Окуджава, Г.Горбовский, Р.Казакова, А.Кушнер, О.Чухонцев, Н.Рубцов, А.Прасолов и многие другие. Поэзия в это время занимала достаточно прочное положение, что объяснялось ее близостью к жизни, глубоким вниманием к заботам дня, стремлением к личной интерпретации событий.
Развитие русской поэзии в Якутии в это время идет в общем русле развития общероссийской поэзии. Увлечением поэзией было охвачено значительное число людей, что заметно в общем количестве поэтических текстов в литературно-художественных сборниках: «Суровый Север» (1960), «Север зовет» (1962), «В пути» (1969), «Разговор начистоту» (1973). В 1960-е годы в поэзию приходят люди самых разнообразных профессий: рабочие, колхозники, рыбаки, охотники, речники, геологи и т.д. Среди них С.Шевков, И. Переверзин, Вл. Фролов, В. Федоров [3, 2001:198].
В 1960-е годы активно печатается в периодике и издает первые сборники С.Шевков, один из наиболее известных представителей русской поэзии в Якутии. В сборниках «Я на Лене живу» (1960), «Земля и звезды» (1962), «Ленская землица» (1968) проявляется основная тема поэта, центр которой – родной край. «Муза Сергея Шевкова и он сам имеет одну постоянную прописку: Якутия», — заметил народный поэт Якутии С.П. Данилов [4, 2013: 131]. Любовь к родной земле, сыновнее чувство к Родине, связь с прародителями и Матерью-Природой являются основными темами в творчестве С. Шевкова. Своего рода воплощением Якутии для поэта становится река Лена, ей посвящено большинство стихотворений поэта. Образ реки многозначен: это и символ человеческой жизни, и обозначение родины, и место отдыха и обретения сил. Берега Лены предстают в его поэзии тем местом, где поэт черпает свое вдохновение:«Мы с тобою всегда заодно / Средь урмановых наших краев. // Научи, чтоб души моей дно / Походило хоть чуть на твоё! //» («Лене»)[1, 2009: 15].Основой стихотворений часто становятся путевые встречи, впечатления, полученные от общения с попутчиками, от созерцания великой могучей реки.
Главную суть идейно-эстетических поисков и решений, характерных для развития русской поэзии 1960-70-х годов, можно определить призывом: к человеческой гражданственности. Мысль о гражданском служении, ощущение своей социальной значимости, публицистичность лирики, обращение к широкой публике были характерны для представителей «эстрадной лирики»: Е. Евтушенко, Р. Рождественского, А. Вознесенского. Эти тенденции мы обнаруживаем и в поэзии С. Шевкова: общественно-политическая проблематика занимает одно из важных мест в его творчестве. В стихотворении «Четвертый класс» поэт выражает свое отношение к жизни, к важным для него ценностям: «Ничто нам в этой жизни не помеха, / Стремленье в дали – не пустая прыть. // Пусть без плацкартной марки – лишь бы ехать! // Пусть с палубным билетом – лишь бы плыть!»[5, 1991: 63]. Лирический герой – человек высоких моральных понятий, гражданских устремлений, соизмеряющий свои поступки с такими нравственными категориями, как совесть, честь, долг, патриотизм, отзывчивость.
Название книги стихов С. Шевкова «Сердце нараспашку» свидетельствует об исповедальности, искренности, открытости лирического героя. За этим стояло открытие личности как полноценного субъекта и героя творчества, как самой интересной и неисчерпаемой в самовыражении реальности. Весь строй его стихов отвечает характеру героя: «строгий» стиль с почти полным отсутствием метафор, непритязательность изобразительных и выразительных средств, простота речи, будничность интонаций, художественная целостность и завершенность.
К середине этого бурного десятилетия стала возрастать общая тенденция к усилению философско-аналитического начала в произведениях Яр. Смелякова, В. Федорова, Л. Мартынова, Е. Винокурова, А. Межирова и др. поэтов. В стихотворениях С. Шевкова показаны реальные проблемы, но за бытовым стереотипом скрывается драматизм восприятия мира, желание вернуть человеку простые и вечные ценности жизни – радость труда, веру во всесилие доброты. В незамысловатые слова шевковской лирики облечены философские размышления поэта о быстротечности и необратимости жизни: «Года, года… Событья, встречи, лица… // Своей судьбы распутываю нить. // Вот здесь мне нужно было удалиться, /А здесь, наоборот, не уходить. // Там на пустяк напрасно силы тратил, / А здесь берег их вовсе ни к чему. // В ладу с судьбой, взыскательной и строгой, / Вот так шагаешь по земной тропе, / А кто-то ходит звездною дорогой, / Быть может, предназначенной тебе» [2, 2005: 200].
Тематический диапазон поэзии С. Шевкова довольно широк и всегда созвучен времени. В 1960-е годы появляются стихи о покорении космоса: «Созвездья обернуться светофорами, / И, чтобы мы рейсы путать не могли, / «почтовыми» / «товарными» / и «скорыми» / привычно назовутся корабли». [5, 1991: 8].
Углубление историзма в поэзии этих лет ощущалось повсеместно. Жизнь своих современников художники поверяли опытом истории, — одним из наиболее верных и убедительных принципов воссоздания правды жизни. В творчестве С. Шевкова значительное место занимает историческая тема: «Землепроходцы», «Беринг в Якутске», «Бестужев в Якутске», «Карбаза», «Шатость», «Чернышевский в Вилюйске». Поэт не без гордости создает образы тех, кто впервые открыл Якутию три столетия тому назад, и тех, кто помог им стать первопроходцами: «Это все за дымкой, в отдаленье…// Утюгами выгнув корпуса, / С грузом, / Вниз по матушке по Лене / Шли в Якутск и дальше / Карбаза. («Карбаза») [1, 2009: 30]. В таких стихотворениях, как «Шатость», «Воровские речи», «Дженник», «Додор» поэт не обходит стороной драматические и трагические реалии в судьбе «якольского» края: «Служилый и беглый холоп / В сей край неизведанный прибыли / Неужто затем только, чтоб / Искать государевы прибыли //» («Воровские речи»). В эти годы наблюдалась тенденция наиболее пристального исследования противоречий жизни, связи современных явлений с историческим прошлым. В своих «ретроспективных» произведениях поэт сопоставляет то, каким было прошлое, и как оно воспринимается сегодня. Через всю лирику проходит образ автора, с чистой совестью и горячим сердцем, разделяющего историю родной земли, желающего, «чтоб вновь в строках отозвалась … святая наша с прадедами связь» [2,2005: 539].
Тема прошедшей войны, тема памяти все чаще звучала в стихах представителей этого поколения, чье детство или юность оказались задетыми грозными военными испытаниями. Мысль о верности идеалам отцов и дедов прослеживается в стихотворениях, посвященных событиям Гражданской и Великой Отечественной войн: «Глаза», «Вилюйская баллада», «Цена победы», «Социалистическая Якутия» сорок второго», «Военрук» и др.:«Лоб отерев полой шинели / И сделав первые глотки, / О как они легко пьянели, / Безногие фронтовики! // Стекали капли на медали / В пивнушке грязной, тыловой. // И враз легчали все печали, / И вновь культя была ногой //» («Цена победы»); в стихотворениях-воспоминаниях о детстве («Улица детства», «На рынке»): «И вот она, со всем своим наследством, / Не приласкав, не выучив ладом, / Взяла мое воинственное детство / На грубую, шершавую ладонь//» («Улица детства»)[1, 2009: 10].
В лирике памяти и в поэтических размышлениях о настоящем отличительной особенностью стиля С. Шевкова выступает географическая конкретность тем и фактическая реальность образов, что отражается в названиях произведений: «Якутск», «Осетрово», «Ленские столбы», «Брошенная деревня», «Кладовщик», «Бакенщик»: «Пусть, башне сумрачной на зависть, / На берегу былинных вод / Стоит он, в камень одеваясь / И устремляясь в небосвод. // И пусть, звенящим светом полнясь, / Он не забудет ничего, / Чтя память тех, кто в злую полночь / Предвидел солнечность его //» («Якутск»). Пейзаж в его лирике создается не в «деталях и метафорах, а масштабно, реально» [2, 2005: 539].
Поэт «тихой лирики» А. Прасолов заметил, что ни у кого из других поэтов Земли нет такой близости к самому глубинному в человеке, как у русских. Стихотворения С. Шевкова, посвященные Родине, роднят с лирикой С. Есенина, Н. Рубцова, деревенской прозой В. Белова, Ф. Абрамова, В. Распутина и др. следующие мотивы: мысль о зависимости духовного мира человека от земли, от природы и в связи с этим обращение к исторической памяти; память о войне; поэтизация малой родины; стремление к бескомпромиссной правде; обличение мещанства и душевной чёрствости.
Все творчество С. Шевкова говорит о неистовой любви к своей Родине: «Не затем охотилась по степи, / Чтоб могли боярыни Руси / И в Париже где-то герцогини / Шубки соболиные носить. // Не затем рыбачила в путину / Первый свой размахивая клин, / Чтоб платить цареву десятину / И десяток прочих десятин. // Не затем на карты наносили / Мудрые умельцы контур твой, / Чтоб для лучших сыновей России / Стала ты могилой и тюрьмой. // Я в тайгу, как в океан зеленый / Вновь вхожу, волнуясь и любя / Край мой древний, край мой обновленный, / Сколько сил сегодня у тебя?.. // («Якутия моя»). В поэзии С. Шевкова обращения-восклицания к Родине многочисленны и часто переходят в заклинания.
Таким образом, в творчестве С. Шевкова нашли отражение основные тенденции развития общероссийской поэзии 1960-70-х годов: гражданственность, философичность, нравственный максимализм. Сергей Шевков – поэт-лирик. Он не только хорошо знал, любил народ Якутии, ее природу, историю, современность и будущность, но жил всем этим. Поэт воспевал то, что действительно его волновало или огорчало. И поэтому его поэзия вызывала такой интерес со стороны читателей [1, 2009: 5].
Литература:
- Ленская землица: избр. стихи / Сергей Шевков. – Якутск: Бичик, 2009. – 96 с.
- Литература Якутии ХХ века: историко-литературные очерки. / Редкол.: В.Н. Иванов (ответ. ред.), П.В. Максимова (зам. отв. ред.), М.Н. Дьячковская, Л.Н. Романова. – Якутск: АН РС(Я). Ин-т гуманит. исслед., 2005. – 728 с.
- Литература Якутии на современном этапе 1980-1990-е гг.: Очерки. / Редкол.: Л.Н. Романова (отв. ред.), М.Н. Дьячковская. – Якутск: АН РС(Я).Ин-т гуманит. исслед., 2001. – 282 с.
- Русская классика в контексте диалога культур:коллективная монография / Отв. ред. Г.Т. Андреева. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2013. – 224с.
- Шевков С. Сердце нараспашку. – Якутск: Якутское книжное издательство, 1991.
Дишкант Елена Валерьевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск
Назарова Ирина Васильевна — магистрант 1 курса группы М-ЛКРМ-14 филологического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск