Дишкант Е.В., Степанова Ф.С.

ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ ММ. СОФИАНИДИ 

PECULIARITIES OF POETIC MANNER OF M. M. SOFIANIDI

 

Е. В. Дишкант, Ф. С. Степанова 

E. V. Dishkant, F. S.Stepanova

 

В статье анализируются особенности поэтического стиля М.М. Софианиди, представителя современной русской литературы Якутии. Рассматриваются тематика, проблематика, образная система, организация художественного времени и пространства, жанровое своеобразие лирических произведений автора. Выявлено влияние якутской действительности на поэтику произведений М. Софианиди. Сделан вывод об индивидуальных особенностях поэтического стиля автора, традициях и новаторстве.

The article studies peculiarities of poetic style of M.M.Sofianidi, a representative of the modern Russian literature of Yakutia. The subject, topics, system of images,management ofartistic time and space, genre peculiarities of her lyric poetry are being considered.The article brings to light theyakut reality impact on the poetry by Sofianidi.The author arrives at conclusions about personal touch of Sofiniadi’s poetic style, traditions and innovations in her creative work.

Ключевые слова и фразы: русская литература Якутии, Софианиди, поэзия Якутии, лирико-философская миниатюра.

Key words: Russian literature of Yakutia, Sofianidi, poetry of Yakutia, lyrico-philosophical miniature

Мэри Михайловна Софианиди – яркий представитель современной русской литературы Якутии, поэт, прозаик, очеркист, переводчик, сценарист, автор и исполнитель своих песен и романсов, литературный редактор, журналист, почетный гражданин Мирнинского и Сунтарского районов, создатель и председатель литературного объединения «Кимберлит»…

По словам М.Н. Дьячковской, «в поэзии М. Софианиди причудливо переплелись полная затаенной страсти: душа южанки греческого происхождения, утонченность филолога, знатока русской словесности и якутянки, преданно воспевающей свою вторую родину – край, где «кружится белая метелица – нити ткет алмазные из клубочков лет» [1, 2012: 216].

Особый интерес, на наш взгляд, представляют сборники стихов «Монограмма души» и «Общенье душ», отличающиеся проникновенностью письма, доверительностью интонации и искренностью выражения чувств.

Ладонь на камень я кладу,

Где выщербило время строки –

И в камне оживает дух,

И на щеках, моих ожоги… [3, 2000: 3]

Нередко стихи М. Софианиди не имеют рифмы и приближаются к понятию «свободного стиха», благодаря чему возникает ощущение исповедальности, приближенности к обыкновенному разговору, в котором перегородки между искусством и жизнью рушатся. Это способствует усилению ощущения достоверности, непреднамеренности душевных признаний.

Глубокое понимание человеческой сущности, отождествление субъективных психических процессов с природным началом продолжает традиционную линию русской лирики, представленную поэзией А.С. Пушкина, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева. Лирическое пространство в ее поэзии всегда структурно: настоящее предвосхищает прошлое, реальность срывается с места, смешивается с космическим пространством, а затем появляется, воспевая природное начало, выступающее эталоном естественности и полноты бытия.

Природа – центральный образ в поэтическом мире М. Софианиди. Современный уровень общественной мысли, усложнение человеческой психологии привели к усилению медитативного, аналитического начала, к осмыслению общих закономерностей и решению философских проблем бытия:

Что в горных высях – не видать,

Что шепчет ветер – не услышать,

Бежит стремительно вода,

Стуча в неистовстве по крышам.

О долгожданный дождь! Омой

Засоренные наши души [3, 2000: 5].

В лирике поэта все одухотворено: природа, простые неодушевленные домашние вещи: «багульник зажигает нежные свечи над суетою», «охрипшие пни молчат», «лилии затаились в клумбах», «стены шепчутся во сне», «тени прячутся сторожко»:

Синий вечер. Белый снег

Свет желтеющий в окошке.

Стены шепчутся во сне…

Тени прячутся сторожко…[3, 2000: 5].

У поэтессы особое отношение к пространственно- временным понятиям: «память», «время», «воспоминания». По мнению М. Софианиди, «в жизни нет ничего случайного», все подчинено тайным и космическим процессам, что дано понять не каждому. Однако главные ценности жизни, составляющие ее остов, должны соблюдаться людьми: доброта, справедливость, внутреннее достоинство, гармония с природой, память истории. Именно память делает человека мудрее, связывает прошлое, настоящее и будущее:

Заросший сад одичал,

Но в душе его сохранились

Обрывки плача,

Смеха, разговоров,

И он сплетает

Лестницу воспоминаний [3, 2000, 3].

Память также органично связывается с историей страны, с героическим прошлым, с событиями военных лет:

Память бродит за мной,

Как тень,

Замирают шаги…

У палаточных зябких стен

Вспомним тех, кто погиб [3, 2000: 4].

Пространство памяти обладает способностью и сужаться до границ отдельной человеческой жизни: это воспоминания о молодости, о любви, о людях.

Держу в руках большой букет

Из твоих давних опозданий,

Из обещаний, из обид –

Они свились в жгуты упрямо.

Один цветок на них горит –

Моя немеркнущая память [3, 2000: 5].

Весьма интересен цикл стихов «Поединок с Дон Жуаном». Здесь автор общается с неким лирическим героем Дон Жуаном и просит его не ломать ее жизненную гармонию обманом, лицемерием, изменой:

Ты дразнишь меня, Дон Жуан.

Доводишь до горьких слез.

Ты весь как сплошной обман

И разрушение грез [3, 2000: 71].

Как видим, своеобразие поэзии Мэри Софианиди заключается в оригинальном видении мира, в излюбленных средствах художественного выражения, в силе личности и особой интонации, неподвластной пересказу, но безошибочно узнаваемой [5, 1997: 4].

Стихотворения Софианиди интересны по форме и содержанию. Продолжая традиции русской классической литературы, автор исследует движение человеческой души, поднимает темы добра и зла, выносит свой приговор человеческим порокам: подлости и пошлости, хамству и лицемерию. Книга «Акварелей» стала откликом души на волновавшие М. Софианиди вопросы. Форма и организация сборника диктовалась желанием поэта выразить свое видение и ощущение бытия. И эта свобода в выборе жанра и стиля привела автора к лирической прозе — максимально сжатому пересказу автором увиденного и субъективной оценке запечатленных событий. Самораскрытие лирического героя становится тут основным художественным заданием и главным законом повествовательной структуры, подчиняя себе весь словесно-образный материал произведения.

Я в городе детства.

Хлынул ливень

Воспоминаний.

В лужах плавала

Моя растерянная

              Улыбка [6, 1997: 26].

Выстраивая целый метафорический ряд: «город детства», «ливень воспоминаний», «растерянная улыбка», поэт создает образную картину, на которую мы смотрим сквозь призму авторского сознания. Восприятие «акварели» как субъективного отпечатка с души автора придает повествованию характер открыто обращенного к читателю монолога, произносимого в настоящий момент времени, что способствует пониманию «акварелей» как лирического высказывания.

Всю ночь

На усталых

Крыльях ночи

Слышны были

Всхлипывания.

А утром

На листьях трав

                     Блестели слезы [6, 1997: 45].

    Благодаря использованию в контексте лирико-философской миниатюры  суггестивных образов: «усталые крылья ночи», «всхлипывания», «слезы» — автор создает «образное раздвоение»: действительную (объективную) реальность – ночью шел дождь, и утром на траве была роса; и лирическую (субъективную).

Как известно, организация художественного пространства и художественного времени является одним из важных способов воплощения авторской концепции мира. Один из главных архетипов, создающих временные отношения в «Акварелях», — «вода» и производный лексический ряд «дождь», «слезы», «речка», «озера», «ливень», «волны», «капли». В этом мы видим продолжение традиции русской литературы: вспомним образ Невы в поэме «Реквием» А.А. Ахматовой, символизирующий ход времени.

Как пахнет

Лист березовый

Весной,

Омытый

Самой первою грозой,

И капли метят лица,

Чтобы мы

Всю память о зиме

             Сумели смыть [6, 1997: 78].

Якутская действительность, национальная культура народа саха оказали влияние на  творчество М. Софианиди.

Посреди брошенного

Аласа

Качается на ветру

Старая коновязь –

Тень чьей-то

                    Истаявшей души [6, 1997: 85].

Здесь образ «коновязи» совмещает в себе два временных пласта: прошлого и настоящего.

Ощущение внутренней свободы — несвободы, радости – печали передано автором через организацию художественного пространства: с помощью «открытых» пространственных образов – «тайга», «лес», «ветер», «горизонт», «земля», «небо» и «замкнутых» образов – «яма», «овраг», «угол», «алас», «ущелье».

Небо, опрокинутое

В реки,

Солнце

На буксире

Теплоходов.

Руки доброй

Лиственницы,

Щедро мир обнявшей.

Крылья стерхов

                       Над тайгой безбрежной [6, 1997: 93].

Поэзия Мэри Софианиди сыграла значительную роль в развитии русской литературы Якутии. Медитативность лирики, философичность, высокий уровень стихотворного мастерства, стройный ряд образов и точность изобразительных средств, музыкальность интонаций характеризуют стиль автора. По глубине философского осмысления жизни, по стремлению познать человеческую натуру поэтическое творчество Мэри Софианиди занимает особое место в лирике последних лет. Жизненные реалии и простые темы из повседневного быта человека, ирония и щемящая боль, романтические грезы и философско-образные обобщения становятся ведущими в ее поэзии и сливаются воедино.

 

Литература

  1. Русские поэты ХХ века. Учебное пособие/Кременцов Л., Лосев В. — М.: Флинта Наука, 2012. – 238с.
  2. Литература Якутии на современном этапе, 1980-1990 гг. Очерки/Романова Л.Н., Дьячковская М.Н. — Якутск: Ин-т гум. исслед., 2001. – 282с.
  3. Литература Якутии ХХ века: Историко-литературные очерки/Иванов В.Н. и др.- Якутск: Академия наук РС(Я), Ин-т гум. исслед., 2005. — 728с.
  4. Софианиди М.М.  Общенье душ.  Сборник стихов. – Новосибирск: Сибтехнорезерв,2000. – 100с.
  5. Софианиди М.М. Монограмма души. Сборник стихов. — Новосибирск: Горница, 1997. – 46с.
  6. Софианиди М.М. Акварели. – Новосибирск: Горница, 1997. – 173 с.

 

Дишкант Елена Валерьевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск.

Степанова Федора Сергеевна — магистрант 1 курса группы М-ЛКРМ-14 филологического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *