Габышева М.М., Христофорова С.А.

  О ПРИМЕНЕНИИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

ON THE APPLICATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES (ICTS) IN THE LEARNING PROCESS

М. М. Габышева,  С. А. Христофорова

M. M. Gabysheva,  S. A. Hristoforova

  В статье рассматриваются роль и возможности использования информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка.  Систематическое и целенаправленное использование ИКТ на уроках русского языка выступает как эффективное средство повышения качества образовательного процесса.

The article examines the role and the possibility of using information and communication technologies at Russian lessons. Systematic and targeted use of ICT in the classroom in favor of the Russian language as an effective means to improve the quality of the educational process.

Ключевые слова:  технические средства обучения, информационно-коммуникативные технологии, мультимедийные средства.

Key words:  echnical training, information and communication technology, multimedia tools.

Будучи важнейшей составляющей культуры в целом, информационная культура является продуктом разнообразных творческих способностей человека.  В основном она проявляется в следующем:

— в конкретных навыках по использованию различных технических устройств;

— в способности использовать в своей работе компьютерную информационную технологию;

— в умении извлекать информацию из различных источников — от периодической печати до электронных коммуникаций;

— в умении представлять информацию в понятном виде и эффективно её использовать;

— в знании аналитических методов обработки информации;

— в умении работать с различными видами информации.

Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества. Школа должна формировать у учащихся новые навыки – умение адаптироваться и найти себя в этом мире, умение самостоятельно собирать информацию, анализировать, обобщать и передавать ее другим людям, осваивать новые технологии. Адекватным ответом на вызовы времени является реализация новой модели учебного процесса, ориентированного на самостоятельную работу учащихся, коллективные формы обучения, формирование необходимых навыков. Большую роль в этой трансформации может и должно сыграть активное применение в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), поскольку:

— изучение и применение ИКТ в учебном процессе позволяет получить учащимся навыки и квалификации, необходимые для жизни и работы в современном обществе;

— ИКТ являются эффективным инструментом для развития новых форм и методов обучения, повышающих качество образования;

— широкое применение ИКТ создает условия для повышения доступности образования, для перехода от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь, обеспечивающему постоянную адаптацию к условиям развития информационного общества и экономики, основанной на знании.

Информатизация является необходимым компонентом и условием общей модернизации образования, обновления содержания и форм учебной деятельности, всего уклада школы, управления образованием. Без информатизации выполнить в полном объеме программу модернизации невозможно.

В течение последних лет в рамках программ и проектов, направленных на создание и развитие единого образовательного информационного пространства, были выполнены мероприятия, позволившие по-новому позиционировать информационные технологии в сфере образования. В первую очередь, это касается системы общего среднего образования. Проведены существенные закупки компьютеров и лицензионного программного обеспечения. Расширяется круг образовательных учреждений, обладающих
полноценным доступом в Интернет.

Так, становятся актуальными не только в политике, но и в
экономическом, социальном смысле слова французского дипломата Э.Талейрана: «Кто владеет информацией — владеет миром».

Быстрое увеличение объёма циркулирующей в обществе информации ставит современного человека перед проблемой умения работать с ней: находить, отбирать нужное, хранить, упаковывать и быстро извлекать из хранилища, обрабатывать и преобразовывать. Причём информация сегодня всё чаще представляется не только в текстовом, наиболее привычном виде, но и как видео и аудиоматериалы, схемы и анимационная графика и т.п. Умение работать с информацией становится одним из основных для человека, и этому умению, как и любому другому надо учиться.

Объект исследования: ИКТ в образовательном учреждении, процесс использования ИКТ при изучении видов сказуемого в 8 классе.

Предметом исследования является методика использования ИКТ при изучении видов сказуемого на уроках русского языка в 8 классе.

Цель исследования: изучить особенности изучения видов сказуемого в 8 классе с использованием ИКТ.

Гипотеза исследования: использование ИКТ при изучении видов сказуемого  будет эффективным, если:

  • уточнить сущность и структуру понятия «информационно-коммуникационные технологии» применительно к урокам русского языка;
  • разработать систему уроков по изучению видов сказуемого в 8 классе с использованием ИКТ;
  • определить показатели и критерии качества использования ИКТ.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

  1. Рассмотреть понятие и сущность ИКТ;
  2. Определить методические основы использования ИКТ на уроках русского языка.
  3. Разработать уроки по изучению видов сказуемого в 8 классе с использованием ИКТ.

Для реализации цели и задач исследования применялся комплекс методов: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование и тестирование руководителей, педагогов, учащихся; изучение продуктов педагогической деятельности участников образовательного процесса; количественный и качественный анализ полученной информации.

База исследования: исследовательская работа проводилась в МОБУ СОШ № 31  г. Якутска.

Особенностями компьютерного обучения является пошаговость в организации учебного процесса, наличие оперативной обратной связи, на основе которой осуществляется индивидуализация и дифференциация обучения, обеспечивается беспрерывный контроль за деятельностью учащегося на каждом этапе. Компьютер создаёт условия для обеспечения оперативного контроля знаний учащихся, что даёт значительную экономию при проверке контрольных и самостоятельных работ, обеспечивает подготовку к ЕГЭ. Для компьютерного тестирования используются как тесты, разработанные в программе для создания презентации PowerPoint (н-р, презентация по теме «Глагол»), так и тесты, созданные в приложении Testlnfo, готовые мультимедийные продукции: диски серии «1С: Репетитор» («1С: Репетитор. Русский язык», «1С: Репетитор. Русский язык. Варианты ЕГЭ»), мультимедийные энциклопедии «Русская литература».

Все выше перечисленные приёмы и методы помогают организовать групповые занятия, особенно в старших классах, где максимально работа основывается на самостоятельной деятельности учащихся.

Компьютерные программы — это «динамичные модели интеллектуальной деятельности человека» (В.П. Долматов). Будучи уникальным современным средством наглядности — «интерактивной наглядности», обеспечивающей учащемуся активное взаимодействие с динамическими таблицами, опорными
схемами и сигналами, алгоритмами, — компьютер обладает способностью «выпукло», т.е методически ярко, предъявить саму языковую наглядность, «материализовать» её с помощью цвета, графики, системы подчёркиваний, динамики изображения, эффекта мерцания и т.д. — всё это значительно облегчает восприятие и понимание. Кроме того, при работе с компьютерными программами организуется активная познавательная деятельность каждого ученика с учётом его индивидуальных особенностей.

Установлено, что наиболее перспективной формой компьютерных учебных программ для уроков русского языка являются комбинированные программы, сочетающие в себе свойства учебника, тренажёра и контролёра (примером такой программы могут служить уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 5-6 класс). По мнению проф. С.И.Львовой, несомненным достоинством данных программ является «органическая связь и сочетаемость с традиционными, проверенными временем методами и приёмами обучения, что существенно облегчает их применение в школьном преподавании и способствует поддержке обучающей деятельности учителя и учебной деятельности школьников на разных этапах обучения русскому языку».

При работе с компьютерными учебно-игровыми программами решаются определённые воспитательные и образовательные задачи, скрытые под формой увлекательного игрового действия.  Они могут либо предварять изложение нового материала, «помогая озадачить» учащихся и подготовить их к решению нужной орфографической (пунктуационной) задачи, либо использоваться как тренажёры, параллельно с традиционными формами обучения.

Развитие процессов создания и использования ИКТ и информационных ресурсов требует наличия эффективно действующих норм и правил, регулирующих указанные процессы. Это связано со спецификой информационных процессов, распространяющихся на все новые предметные области, а также со степенью их значимости для социально-экономического развития.

Анализируя проблемы использования ИКТ в образовании при движении республики к информационному обществу, следует, в первую очередь, отметить процесс внедрения ИКТ в систему образования, обеспечение учебных учреждений, школ и вузов компьютерной техникой, развитие телекоммуникаций, глобальных и локальных образовательных сетей. Особо следует упомянуть положительный опыт внедрения ИКТ в столичную систему образования за счет использования Правительством метода программного управления.

Преимущество ИКТ – гибкость: можно использовать один и тот же материал как на уроках объяснения нового материала, так и на повторительно-обобщающих уроках, как на уроках, так и на групповых занятиях, в разных классах, частично и полностью.

Формирование информационной культуры учителя и учащихся предполагает работу по развитию информационно-коммуникативных УН учащихся.

Учебно-информационные умения и навыки учащихся:

— выразительно читать художественные тексты, бегло – научно-публицистические;

— составлять сложный план, составлять схемы, таблицы, графики, свёртывать и развёртывать учебную информацию;

— составлять тезисы,  составлять аннотацию, осуществлять
пометки, выписки, цитирование,     составлять рецензию;

— работать со словарём, энциклопедией, осуществлять
библиографическое описание книги, составлять каталог прочитанных книг;

— осуществлять наблюдение объектов в соответствии с алгоритмом,    самостоятельно использовать различные виды наблюдений,   самостоятельно формировать программу эксперимента и оформлять отчёт о его результатах, использовать различные виды моделирования.

Учебно-коммуникативные умения и навыки учащихся:

— составлять схемы, таблицы, графики, свёртывать и развёртывать учебную информацию;

— составлять тезисы,  составлять конспект;

— осуществлять цитирование,    составлять рецензию;

— догадываться о значении незнакомых слов или оборотов речи по контексту,  выразительно говорить,  вести диалог по изучаемым темам с использованием наглядности, владеть основными предметными терминами;

— выступать перед определённой аудиторией, составлять сложный план устного выступления, доклада;

— создавать устные и письменные тексты различных типов;

— владеть разными видами пересказа (изложения) текста.

Мы понимаем, что для того, чтобы научить ребёнка искать
информацию, необходимо широко вводить в учебный процесс работу со всевозможными дополнительными источниками информации. Вовлечение учащихся в процесс использования ИКТ, создания собственных мультимедийных проектов невозможно без кропотливой работы по развитию и совершенствованию организационных, интеллектуальных, информационных и коммуникативных умений и навыков на каждом уроке.

Таким образом, показателем эффективности и результативности работы по использованию ИКТ в учебно-воспитательном процессе может служить уровень сформированности информационно-коммуникативной деятельности.

Систематическое и целенаправленное использование программно-методического комплекса, являющегося логическим продолжением традиционной работы и ставящего своей целью организовать индивидуальную работу по овладению мыслительными операциями, в комплексе с другими средствами обучения даёт более высокий уровень грамотности учащихся,
способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру и на развитие стойкого интереса учащихся к русскому языку.

Таким образом, систематическое и целенаправленное использование ИКТ на уроках русского языка выступает как эффективное средство повышения качества образовательного процесса.

 

Габышева Мария Михайловна – старший преподаватель кафедры русского языка филологического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск.

Христофорова Сахаяна Александровна – студентка 4 курса РО-ПФД-11 филологического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *