А.А. Корякина

О ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СРЕДЕ ВУЗА

ON THE QUESTION OF MULTICULTURAL INFORMATIONAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

  А.А. Корякина

A.А. Koriakina

 В статье рассматриваются проблемы поликультурной информационно-образовательной среды в качестве нового класса поликультурных образовательных сред. Исследование приходит к выводу, что современная поликультурная информационно-образовательная среда характеризуется толерантностью, регионализацией и тенденцией к устойчивому функционированию и развитию. Отмечено, что она способствует формированию национальной идентичности человека и обеспечивает подготовку для лучшего понимания других культур и признания культурного разнообразия.

       The article deals with the problem of multicultural informational and educational environment as a new class of multicultural educational environments. The research concludes that modern multicultural informational and educational environment is characterized by tolerance, regionalization, and tendency towards stable functioning and development. It is noted that it contributes to the formation of the national identity of a person and provides training for better understanding of other cultures, recognition and acceptance of cultural diversity.

 Ключевые слова: образовательная среда, поликультурная информационно-образовательная среда, региональная информационно-образовательная среда.

          Key words: educational environment, multicultural informational and educational environment, regional informational and educational environment.

Современное российское общество характеризуется полиэтничностью. В связи с этим проблема поликультурализма в современном российском обществе и образовании по-прежнему остается весьма актуальной и требует тщательного изучения.

Развитие поликультурного общества как новый этап развития человечества свидетельствует о важности современной поликультурной образовательной среды.

Стратегическим направлением развития образовательных систем в современном обществе является обеспечение интеллектуального и нравственного развития человека на основе его участия в независимой, целеустремленной деятельности в различных областях знаний на основе информационных и коммуникационных технологий. Вот почему проблема поликультурной информационно-образовательной среды настолько важна в наши дни.

Поликультурная образовательная среда

В связи с этим, вопросы, связанные с проблемой поликультурных, коммуникативных и виртуальных образовательных сред, являются весьма актуальными, поскольку они обеспечивают успешную интеграцию студента в современную поликультурную среду общего культурно-образовательного пространства страны в эпоху глобальной информатизации современного общества. Логика исследования генезиса понятия «поликультурная информационно-образовательная среда» требует рассмотрения взаимосвязанных понятий «окружающая среда» — «образовательная среда» —  «поликультурная образовательная среда».

С точки зрения социологии, окружающая среда – это социальные, материальные и духовные условия существования, окружающие человека. Учебный процесс реализуется в конкретной среде, которая называется образовательная среда. Образовательная среда, как правило, понимается как совокупность материальных, предметных и социальных сред, включающих межличностные отношения.

     Согласно М.Я. Виленскому, образовательная среда – это «целостная интегративная единица социума и мирового образовательного пространства, нормативно или стихийно структурированная и имеющая свою систему координат, которая, способствует эффективной профессиональной подготовке педагога» [1, 2002: 10].

     В других работах понятие «образовательная среда вуза» рассматривается как совокупность взаимосвязанных компонентов — субъектов учебного процесса, информационно-образовательных сред и образовательных процессов [2, 2004]. В рамках такого подхода представляется возможным выделить специфику образовательного пространства различных видов вузов (педагогический вуз, технический вуз, медицинский вуз и т.п.).

Здесь мы отмечаем особую важность понятия «поликультурная образовательная среда». Согласно И.В. Колоколовой [4, 2001], поликультурная образовательная среда характеризуется открытостью — способность быстро реагировать на возникающие образовательные потребности общества и человека. Она учитывает особенности студентов в их культурной идентичности и помогает им адаптироваться к иной среде через образование.

Поликультурная информационно-образовательная среда

Таким образом, поликультурная образовательная среда, с одной стороны, способствует формированию национальной идентичности личности, а с другой стороны — обеспечивает подготовку для лучшего понимания других культур, признание культурного разнообразия. Информационно-коммуникационные технологии имеют особое значение в развитии современной образовательной среды, так как они создают такую ​​информационную среду, которая становится новым классом поликультурных образовательных сред в эпоху глобальной информатизации и виртуализации современного общества и образования. Что касается термина «информационная среда», Л.А. Иванова и другие отмечают, что данная среда создается с помощью цифровых телекоммуникационных технологий [3, 2009].

Проникновение информационных технологий в образовательную среду привело к появлению термина «информационно-образовательная среда», описываемого как системно организованный набор средств связи, информационных ресурсов, протоколов связи, аппаратных и программных средств, ориентированных на удовлетворение потребностей пользователей образовательных информационных ресурсов и услуг. Основная цель таких образовательных сред – это информационное обеспечение учебного процесса, информирование всех участников образовательного процесса о его ходе и результатах.

Таким образом, можно рассмотреть «информационно-образовательную среду» как комплексную систему взаимодействия между студентами, преподавателями, учебно-методическим содержанием, образовательными ресурсами, программно-техническим инструментарием.

Новые информационные технологии в учебном процессе оказывают значительное влияние на формирование современной информационной картины мира, разработку общих научных, культурных и профессиональных навыков работы с информацией. Педагогическими целями использования информационных технологий являются: развитие личности студента, его подготовка к жизни в современном информационном обществе в эпоху массовой коммуникации и глобализации; подготовка профессиональных экспертов; интенсификация образовательного процесса на всех уровнях системы непрерывного образования; повышение эффективности и качества учебного процесса путем внедрения возможностей информационных технологий; активизация познавательной деятельности; углубление междисциплинарных связей; реализация идей открытого образования.

В этой связи, рассмотрим проблему становления и развития поликультурной информационно-образовательной среды. Поликультурная информационно-образовательная среда организуется на принципах интегративного мышления, культуросообразности и стратегического раскрытия личностного потенциала преподавателя и студента в качестве активных участников совместной деятельности.

 Выделим следующие уровни поликультурной информационно-образовательной среды: психолого-педагогический, информационно- электронный и интеллектуальный. Психолого-педагогический уровень отвечает за реализацию традиционных психолого-педагогических требований к организации обучения в языковом вузе и развитие всех видов иноязычной речевой деятельности и мышления, начиная с устной коммуникации и заканчивая развитием способностей к разноплановой работе с текстом по извлечению информации. Информационно-электронный уровень характеризует процесс накопления, сопровождения и управления образовательным содержанием, взаимодействие субъектов учебного процесса с образовательным ресурсом на базе различного программно-технического инструментария. Интеллектуальный уровень отвечает за повышение уровня общей и профессиональной культуры, культуры мышления, общения и речи, за содействие налаживанию межкультурных связей, умелое представление своей страны при межкультурных интеракциях, за уважительное отношение к духовным ценностям других культур.

Основная функция поликультурной информационно-образовательной среды в гуманитарном вузе — обеспечение толерантного отношения и эффективного взаимодействия между субъектами образовательного процесса при условии создания такой среды, которая поможет будущим специалистам понять и принять инородные культурные ценности, нормы и модели поведения; создать положительный опыт межэтнического и межкультурного взаимодействия.

Региональная информационно-образовательная среда

Существует еще один термин, близкий к понятию «информационно-образовательной среды». Это понятие «регионализация», рассматриваемое в педагогической литературе как учет региональных различий (социально-экономических, этнографических, историко- культурных и т.д.) в содержании образовательного процесса; как процесс обеспечения полноты и непрерывности образовательного процесса в данном регионе; как способность региональной системы образования, являющейся составной частью федеральной образовательной среды, создать условия для удовлетворения образовательных интересов личности, этноса, общества и многонационального государства с учетом социально-экономических, этнографических, этнокультурных , исторических и других особенностей регионов.

Для современного этапа развития России идея формирования информационно-образовательной среды в каждом отдельном регионе является чрезвычайно важной. Как справедливо отметила Л.В. Хазова, «она связана с защитой и развитием культурной самостоятельности регионов, с формированием потребностей и способностей различных субъектов образования к сотрудничеству во благо общества» [6, 1998: 154]. В этом смысле создание информационно-образовательной среды можно рассматривать как эффективную деятельность по переводу образования в область приоритетных сфер социального развития.

Существенно важным для понимания региональной информационно-образовательной среды является исследование Т.А. Фральцовой, в котором отмечается, что благодаря региональной системе люди получают возможность беспрепятственно включаться в те области человеческой практики и формы организации жизнедеятельности, которые традиционно сложились в том или ином регионе. Такой регион характеризуется исторически сложившимся на данный момент времени общим для некоторой территории укладом жизни (инфраструктурой, системой подготовки кадров и др.); наличием программы развития этих исторически сложившихся форм организации жизнедеятельности; общностью людей, проживающей на данной территории и являющейся носителями и реализаторами данных программ развития и обладающих самосознанием субъекта исторического действия и т.д. [5, 1999].

Таким образом, региональная информационно-образовательная среда призвана реализовать культурную идентификацию каждой личности; возвращение образования в контекст культуры и его регионализацию, приобщение ребенка к культуре посредством образования; интеркультурную коммуникацию.

Сформулируем основные черты современной поликультурной информационно-образовательной среды, актуальной и адаптированной к современным условиям эпохи информатизации и виртуализации общества и образования:

— Толерантность — интегративное качество, которое проявляется в готовности и способности человека, сообщества, государства слышать и уважать мнения других людей, взаимодействовать с ними на основе согласия;

— Систематичность и комплексность информационно-образовательной среды, включающей в себя взаимоисключающие свойства: реальность и виртуальность; объективность и субъективность; динамизм и стабильность;

— Наличие устойчивой совокупности материальных и информационных факторов и компонентов, которые влияют на процессы развития, социализации и индивидуализации современной личности на основе существующего спектра услуг Интернета;

— Регионализация как способность создавать условия для удовлетворения образовательных интересов личности, этнической группы и многонационального государства;

— Тенденция к устойчивому функционированию и развитию инновационной информационно-образовательной среды.

 Таким образом, поликультурная информационно-образовательная среда способствует формированию национальной идентичности личности, обеспечивает готовность студентов к лучшему пониманию других культур как в традиционном взаимодействии, так и в условиях коммуникации в информационной среде.

Это способствует принятию культурного разнообразия современного общества, еще раз подчеркивает необходимость разработки новых моделей поликультурной гуманитарной образовательной среды, способствующей развитию российской системы образования в контексте поликультурности современного общества в эпоху глобализации.

Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что поликультурная информационно-образовательная среда способствует развитию поликультурно- и  информационно-образованного человека в связи с включением коммуникационных технологий в учебный процесс.

Литература

  1. Виленский М. Я. Образовательное пространство как педагогическая категория // Педагогическое образование и наука, 8, 2002. —  С. 8-18.
  2. Гусинский Е.Н. Современные образовательные теории. – М., 2004.
  3. Иванова Л.А. Проблема систематизации научной терминологии педагогики// Мир науки, культуры и образования, 2 (14), 2009 – С. 158-165.
  4. Колоколова И.В. Поликультурная среда образовательного учреждения как среда педагогической поддержки личности студента. — Ростов-на-Дону, 2001.
  5. Фральцова T.A. Организационно-педагогические условия становления районного образовательного округа. —  Кемерово, 1999.
  6. Хазова Л.В. Социально-философские основания, тенденции и перспективы развития современного образования. – Томск, 1998.

 

Корякина Анжелина Анатольевна – к.филос.н., доцент кафедры английской филологии Северо-Восточного федерального университета им. М.К.Аммосова, г. Якутск.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *