ТЕКСТ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТЫВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
TEXT AS A MEANS OF BRINGING UP TRAINING AT RUSSIAN LESSONS
А. П. Олесова, В. Г. Константинова
A. P. Olesova, V. G. Konstantinova
Статья посвящена вопросам реализации принципа воспитывающего обучения на уроках русского языка. В качестве эффективного средства воспитывающего обучения рассматривается текст. Определяются принципы отбора текста, характеризуются методические приемы работы с ним, позволяющие решать обучающие и воспитательные задачи урока в единстве. Раскрывается воспитывающий потенциал комплексно-тематических уроков русского языка, на которых работа по языковой теме строится на основе текста.
The article is devoted to the implementation of the principle of bringing up training at the lessons of Russian language. As an effective means of bringing up training is considered text. Are determined the principles of selection of the text, characterized methods, allowing to solve the learning and educational objectives of the lesson in unity. Reveals the educational potential of the thematic lessons, where work on the language theme is based on the text.
Ключевые слова: воспитание, воспитывающее обучение, русский язык, текст.
Key words: education, raising tuition, Russian language, text.
Изменения в российском обществе, происходившие в последние десятилетия, повлекли за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов, в снижении общей культуры. В такой ситуации роль образования как фактора становления ценностных ориентаций личности актуализируется с новой силой, воспитание выдвигается в качестве одной из стратегических задач общества и школы.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Закон определяет воспитание как «деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [3]. Таким образом, воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением, воспитание и обучение служат единой цели – целостному развитию личности школьника. Разностороннее развитие и творческая активность личности школьника должны формироваться на высоконравственной основе.
Актуальная сегодня проблема воспитывающего обучения и в прошлом была в центре внимания ученых, педагогов. О неразрывной связи обучения и воспитания говорили мыслители и педагоги прошлого Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, который ввел в педагогику термин «воспитывающее обучение». Дидактический принцип воспитывающего обучения предполагает органическую связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков, усвоением опыта творческой деятельности и формированием эмоционально-ценностного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому учебному материалу.
Воспитательным потенциалом обладает содержание всех учебных предметов, однако бесспорно, что в воспитании духовно-нравственной личности исключительную роль играют уроки русского языка.
В духовном становлении личности видел важнейшую цель обучения отечественному языку русский ученый, историк языка, один из основоположников методики русского языка И.И. Срезневский: «…Изучением языка родного или другого, заступившего его место, начинается и поддерживается развитие духовных сил человека» [1, 2005: 7]. О невозможности переоценить роль языка в духовно-нравственном воспитании человека говорил выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский: «Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни… Язык является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ… Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нем своей духовной стороной только через посредство той же сферы – отечественного языка» [2, 1968: 541-545].
Обучение русскому языку призвано содействовать духовно-нравственному становлению ребенка, формированию и развитию у него духовных способностей: нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, правдивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (проявления духовной рассудительности, доброй воли, готовности служения людям и Отчизне). Эффективное решение этих воспитательных задач на уроке зависит, во-первых, от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы подлинной духовности, нравственности, патриотизма, гражданственности, гуманизма, и, во-вторых, от используемых в работе методических приемов, адекватных воспитательной задаче.
С точки зрения воспитательного потенциала учебный материал по русскому языку можно представить двумя типами: 1) общие сведения о языке; 2) дидактический материал, служащий для целей обучения. Общие сведения о языке включают темы о месте и роли русского языка в современном мире, предполагающие разговор о русском языке как национальном достоянии, об уважении к языкам других народов, о равноправии языков, об интернационализме, о языковой политике в стране. Дидактическим материалом, который используется для целей обучения, являются тексты упражнений учебника русского языка, тексты диктантов и изложений, темы, предлагаемые для сочинений, материалы, подбираемые учителем.
Для решения конкретных задач духовно-нравственного воспитания учащихся в процессе обучения русскому языку необходимы тщательный отбор дидактического материала, методически грамотно выстроенная работа с содержательными текстами. При подборе текстов для уроков важными являются следующие основные критерии:
— текст должен отражать общечеловеческие ценности (любовь, труд, уважение и т.д.);
— текст должен приобщать школьников к подлинным духовным ценностям русского народа (милосердие, сострадание, терпение и т.д.);
— текст должен формировать у школьников более целостную картину мира;
— текст должен быть эмоциональным;
— текст должен быть высокохудожественным;
— текст должен быть актуальным по содержанию;
— текст должен быть оптимального объёма.
На уроках русского языка используются тексты разнообразной тематики: это тексты и на морально-этические, и на патриотические и другие темы; тексты о жизни молодых, о жизни известных личностей, о взаимоотношениях с миром, с окружающими, старшим поколением, о культуре русского народа и других народов, об исторических событиях, фактах. Как правило, используются тексты художественного и публицистического стиля. Именно такие тексты обладают огромной силой воздействия, способствуют формированию духовного сознания, представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивают высокие чувства, помогают в формировании гражданственности, личных качеств школьника. Реже привлекаются тексты научного стиля, хотя и они заключают в себе хорошие воспитательные возможностями, например, тексты, содержащие достоверную историческую информацию о деятельности лингвистов и других ученых, их поступках, устремлениях, нравственных качествах.
В процессе обучения русскому языку текст используется на аспектных уроках (при изучении грамматических тем, для диктантов), на уроках развития речи (при подготовке к сочинениям, для изложений), на комплексно-тематических уроках.
Большой воспитательный потенциал имеет работа с текстом на комплексно-тематическом уроке русского языка. На таких уроках проводится комплексная работа по языковой и смысловой (лексической) темам, отводится равное место развитию языковых, частно-речевых и собственно речевых (коммуникативных) умений и навыков. Языковая тема изучается на текстовой основе, и одним из важных этапов комплексно-тематического урока является работа с текстом, его анализ, наблюдение за функционированием в тексте языковых фактов, выявление их роли в создании связного высказывания. Работа с текстом в зависимости от цели и задач комплексно-тематического урока, характера текста может строиться по-разному: от формы к содержанию, от содержания к форме, возможен и одновременный их анализ. Содержание используемого текста задаёт единую смысловую (лексическую) тему для организации учебного материала, подлежащего усвоению на комплексно-тематическом уроке: примеры для наблюдения, анализа, задания для речевой тренировки подбираются с учётом единой смысловой темы. В пределах заданной смысловой (лексической) темы (например, «Два языка – два крыла», «Милосердие» и т.д.) учащиеся обучаются всем аспектам языка: выразительному чтению и правильному произношению, употреблению новых слов в ранее усвоенных и новых речевых моделях, связному высказыванию мыслей с опорой и без опоры на письменный текст, усваивают программный материал и учатся в этой связи применять правила орфоэпии, грамматики, орфографии и пунктуации. Таким образом, комплексно-тематический урок решает четыре задачи: формирование речевых умений и навыков на основе комплексной работы над языком; формирование общих умений интеллектуальной деятельности; задачу рациональной организации учебного процесса («умение учиться»); формирование гражданской зрелости ученика, духовно-нравственных качеств его личности, чему способствует работа с учебным материалом, подобранным учителем на одну смысловую тему. Именно на комплексно-тематических уроках, на которых текст привлекается как материал для изучения языковых явлений, речевой тренировки и источник для размышления над актуальными морально-этическими проблемами, наилучшим образом достигается слияние обучения и воспитания в единый процесс.
Приемы работы с текстом, практикуемые на уроках русского для решения задач духовно-нравственного воспитания учащихся, разнообразны, например:
— выразительное чтение текста;
— смысловой анализ текста, выявление и формулирование нравственных проблем, поднятых автором;
— беседа по содержанию текста, направленная на осмысление учащимися его воспитательного смысла;
— комментарии учителя, раскрывающие воспитательный смысл содержания текста;
— наблюдение в тексте за ключевыми словами, выразительными средствами, отражающими морально-этические идеи автора;
— анализ выразительных средств текста, помогающих понять авторский замысел;
— сравнение тематически близких текстов;
— подбор учащимися текстов на заданные темы;
— сочинение на основе прочитанного текста (рецензия, отзыв, эссе);
— критический пересказ (устный) текста;
— творческое изложение (письменное) содержания исходного текста;
— размышление над моральным выбором, оценка нравственных проблем, поднятых в тексте;
— обоснование собственной позиции по нравственной проблеме, поднятой в тексте, аргументация примерами из жизненного и читательского опыта;
— диспут, дискуссия по проблеме текста и т.д.
Все эти приемы работы с текстом, используемые на уроках русского языка, направлены на то, чтобы учащиеся осмыслили нравственную проблему, прониклись ею и чтобы состоялся диалог между учителем и учеником, учителем и классом, между учениками, между автором и читателем, внутренний диалог ученика с самим собой. Диалог, развивающий у учащихся стремление к духовно-нравственному самосовершенствованию.
Литература
1. Теория и практика обучения русскому языку: учебное пособие / Е.В. Архипова, Т.М. Воителева, А.Д. Дейкина и др. / Под ред. Р.Б. Сабаткоева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 320 с.
2. Ушинский. К.Д. Родное слово, 1861 // Избранные сочинения. Т.2. – М., 1968, с. 541-545.
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2974
Олесова Антонина Петровна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.
Константинова Валентина Геннадиевна – учитель русского языка и литературы Саха политехнического лицея, г. Якутск.