Н.Ю. Печетова, В.Г. Николаева

РЕКЛАМНЫЙ ТЕКСТ В РИТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

(НА ПРИМЕРЕ РЕКЛАМЫ ЯКУТСКОЙ ГОРОДСКОЙ ИНФОРМАЦИОННО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЙ СЕТИ YKT.RU)

ADVERTISING TEXTS FOR RHETORICAL ASPECT (ON THE EXAMPLE OF ADVERTISING ON YKT.RU)

Н.Ю. Печетова, В.Г. Николаева

N.Y. Pechetova, V.G. Nikolaeva

Рассматриваются языковые средства рекламных Интернет-текстов с точки зрения возможности их использования с целью влияния на потребительскую аудиторию. Материалом для анализа послужили рекламные тексты, размещенные на сайте Якутской информационно-развлекательной сети Ykt.ru. Выявлены три группы языковых средств в соответствии с языковыми уровнями (лексическим, морфологическим, синтаксическим). Определено, что в большей степени в рекламных текстах используются языковые средства синтаксического уровня, следующими по частотности являются языковые средства морфологического уровня, языковые средства лексического уровня используются в меньшей степени.

We consider the linguistic means of advertising online texts from the point of view of the possibility of their use in order to influence consumer audience. Material for analysis served as advertising texts published on the website of the Yakut infotainment network Ykt.ru. Identified three groups of language means in accordance with the language levels (lexical, morphological, syntactic). It was determined that a greater extent in the advertising texts used language means syntactic level, following in frequency are the linguistic means of the morphological level, lexical level language tools are used to a lesser extent.

Ключевые слова: рекламные тексты, язык рекламных текстов, языковые средства выразительности и воздействия.

Key words: advertising texts, the language of advertising texts, linguistic means of expression and action.

Реклама вездесуща, многолика, разнообразна. Она тесно связана со средствами массовой информации, которые выступают в качестве носителя конкретных рекламных текстов. Вместе с тем не следует забывать, что реклама – не только массовая, но и во многом принудительная коммуникация. Некоторые исследователи сравнивают рекламу по силе воздействия на массовое сознание с тем воздействием, которые оказывают искусство и религия.

В культуре XXI века реклама занимает специфическое место. Особенность рекламы в том, что она существует вне желания и воли воспринимающего ее субъекта, но, в конечном счете, подчиняет и волю, и желания своим целям. Рекламный текст является разновидностью современного мифа, в качестве такового он имеет устойчивое (формульное) строение; главной целью рекламного текста является не только представление свойств товара, но и внушение покупателю мысли, что, приобретя товар, он делается одновременно и счастливым, и свободным.

Учет законов психологического воздействия на сознание человека оказывается решающим при создании рекламного текста. В последние десятилетия появилось много научной литературы, посвященной проблемам рекламы и ее эффективности. Рекламу изучают психологи, маркетологи, социологи, экономисты, лингвисты и т.д. Каждый из них исследует рекламу в определенном аспекте.

Рекламные тексты представляют немалый интерес для лингвистов, потому что ее эффективность во многом определяется качеством текста рекламного сообщения. Однако до настоящего времени проблема языка рекламы остается недостаточно изученной: так, например, не исследован вопрос о том, какие языковые средства, используемые в рекламе, способствуют достижению стоящих перед ней целей.

Существенное влияние на эффективность рекламного сообщения оказывает его язык. Лексика, морфология и синтаксис текста во многом определяют силу его воздействия на потенциального потребителя того или иного товара. Среди языковых средств большое внимание уделено лексическим средствам рекламного сообщения. Наименее изученными являются средства синтаксиса и морфологии.

В настоящее время актуальны исследования, объектом изучения которых становится язык рекламных текстов электронных средств массовой информации. Современное состояние речевой культуры СМИ заставляет исследователей по-новому решать вопросы, связанные с воздействующими возможностями текстов СМИ, в том числе рекламных.

Все сказанное выше определило актуальность выбранной темы исследования.

В данной работе представлена попытка проанализировать лингвистические особенности рекламных текстов, размещенных на сайте Якутской городской информационно-развлекательной сети ykt.ru.

Цель работы – изучить языковые возможности рекламных текстов портала Ykt.ru в аспекте воздействия на потребительскую аудиторию. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— выявить языковые средства рекламных текстов сети Ykt.ru и классифицировать их в соответствии с языковыми уровнями

— изучить воздействующие возможности рекламных текстов на потребительскую аудиторию

В ходе работы мы выявили  114 рекламных текстов, размещенных на сайте Ykt.ru, за период с декабря 2015 года по март 2016 и изучили их языковые возможности воздействия на потребительскую аудиторию.

Все выявленные языковые средства мы разбили на три группы в соответствии с языковыми уровнями (морфологическим, лексическим, синтаксическим). Языковые средства фонетического уровня мы не рассматривали, так как работали с письменным текстом.

Рассматривая средства  на лексическом уровне, в рекламных текстах мы выявили следующие средства:

Эпитеты: Космические условия (Восточный банк). Сладкие свидания, крылатый бокал (ресторан Европа Клуб). Золотой ковш (сауна).

Глаголы со значением действия (ограниченного во времени небольшим с точки зрения говорящего промежутком): Побалуйте себя и своих близких. Наша продукция порадует разнообразным ассортиментом. (Магазин натуральной косметики)

Лексический повтор: Новогоднее предложение! Принимаем заявки на новогодние  корпоративы! (Европа Клуб). Полный список ресторанов только в одном приложении. Скачайте бесплатное приложение и получите доступ к более чем 30 ресторанам города (Купон). Ювелирные украшения с бриллиантами. Мои первые бриллианты (ЭПЛ Даймонд). inDriver. Люди возят людей. Качественная мебель по доступным ценам! Надоела старая мебель?Время качественной мебели по доступной цене! (меб. салон Виктория) и т.д.

Таким образом, на лексическом уровне из 114 рекламных текстов мы выявили 27 лексических повторов, 4 эпитета и 2 глагола со значением действия.

На морфологическом уровне в рекламных текстах используются такие языковые средства:

Глаголы в повелительном наклонении: Скачайте бесплатно (Купон Ykt.Ru). Спешите! Таких цен больше не будет! (Торнадо). Получи мини пиццу в подарок (РЦ Мандарин). Воплотите в жизнь свою мечту. Подберите свой неотразимый образ (ЭПЛ Даймонд). Участвуй в розыгрыше квартиры! Успей выиграть квартиру! Выиграй тур путевку в Таиланд! (Аргыс-Тур).  Соверши покупку на 20000 рублей и получи купон! (Магазин мебели).  Подарите своим любимым красоту и здоровье! (Школа искусств Алены Лисица). Отправь заявку на консультацию юриста и .т.д.

Местоимения: Вас ждут веселые аттракционы (Ледовый парк). Ждем Вас по адресу. Рады Вас пригласить (Аартык. Экспресс-кредит). Наша продукция порадует разнообразным ассортиментом (Магазин натуральной косметики). Наш клуб дарит отличные подарки (Европа Клуб). Мы единственный авторизованный сервисный центр по Якутии. (DoorHan). Мы Вам перезвоним в течение 5 минут! (Центр юридической помощи). Будет больно – мы вернем Вам деньги! (Vivat стоматологический центр).

На морфологическом уровне из 114 рекламных текстов мы выявили 42 глагола в повелительном наклонении и 26 местоимений.

На синтаксическом уровне в рекламных текстах используются такие языковые средства:

Вопросительные предложения: У Вас есть идеи? Вам требуется помощь? Надоела старая мебель? Не знаете, где взять деньги на новую мебель? Есть решение: РАССРОЧКА. Почему стоит Felicita химчистка). Ищете чем занять ребенка? Заинтересованы в развитии его IT-карьеры? Приглашаем  на курсы (Основы программирования на языке Java).  Боитесь лечить зубы? (Vivat). Впервые на сайте? Получите скидку 20% .

Восклицательные предложения: Новогоднее предложение! Приглашаем жителей и гостей столицы (Ледовый парк). Акция! Весенняя Ликвидация! (Торнадо) Квартира ждет своего счастливчика! (Виктория) Все ноутбуки здесь! (Респект) (Меб. салон Виктория). При покупке двух буррито третья в подарок! Готовьтесь к лету! Скидка 10% на спортивное питание! (Хрустик) Каждая четная пицца за полцены! (ресторан Мамонт) Доставка воды. Быстро! Удобно! Качественно! Распродажа норковых шуб и полушубков! (Центральный ломбард) и т.д.

Вводные слова, обращения: Дорогие женщины, сеть мебельных салонов «Виктория» поздравляет вас с наступающим 8 марта! Представьте, ваш ремонт намного дешевле! (Счастливый новосел)

Парцелляция (дробление предложения на отдельные части): Заказав у нас, Вы получаете качественный товар, по сниженным ценам. Точно в срок. Так как производство находится в самом городе Якутске (Швейный цех SYYTYK).

На синтаксическом уровне из 114 рекламных текстов мы выявили 70 восклицательных предложений, 11 вопросительных предложений, одно предложение с вводной конструкцией, одно предложение с обращением и одну парцелляцию.

Таким образом, мы пришли к выводу, что в рекламных текстах задействованы языковые средства всех уровней (кроме фонетического). Больше всего воздействуют на потребительскую аудиторию: языковые средства синтаксического уровня, следующими по частотности являются языковые средства морфологического уровня, языковые средства лексического уровня используются в меньшей степени.

 

Печетова Наталья Юрьевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск

Николаева Вероника Геннадиевна – студентка 4 курса отделения русского языка и литературы филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *