Л. Н. Антонова

СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛЬМЫ НА УРОКАХ РКИ

(НА ПРИМЕРЕ ФИЛЬМА «ЁЛКИ»)

MODERN MOVIES AT RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE LESSONS («YOLKI»)

Л. Н. Антонова

 L. N. Antonova

В статье говорится о принципах работы с аутентичными художественными фильмами на уроках РКИ. В статье отражены основные принципы отбора фильмов, этапы работы над видеоматериалами; излагается важность использования кинокартин в формировании  коммуникативной и лингвокультурологической компетенции студентов, а также предлагаются упражнения, направленные на развитие лексико-грамматических навыков.

The article describes the main principles of work with authentic feature films at Russian as a foreign language lessons. The basic principles of selection of movies, stages of work on video records are reflected in article; importance of use of movies in formation of communicative and socio-cultural and sociolinguistic competence of students is stated, and also the exercises aimed at the development of lexical and grammatical skills are offered.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, художественный фильм, видеоматериал, коммуникативная компетенция, лингвокультура.

Кey words: Russian as a foreign language, feature film, videomaterial, communicative competence.

          Одним из важных аспектов в обучении русскому языку как иностранному является лингвострановедение. Изучая любой иностранный язык, человек открывает для себя совершенно новую культуру, традиции и реалии незнакомой страны. Наряду с художественной литературой, лингвострановедческими текстами, образцами изобразительного искусства, материалами СМИ, художественные фильмы представляют собой ценный источник лингвистической и экстралингвистической информации. Фильмы дают наглядное представление о жизни, национальном характере, традициях изучаемой страны. Главное преимущество фильмов заключается в самом формате – в визуальности. Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

          Включение в урок видеоматериалов оправдано и психологически: использование их на занятиях повышает мотивацию и активность обучаемых, создает определенные условия для самостоятельной работы [1, 2014: 42]. Это зависит от нескольких причин. Во-первых, психологической: фильмы в первую очередь являются средством развлечения, и это чувство остается в сознании учащихся при их просмотре даже в учебных целях. Во-вторых, методической: при просмотре фильма можно получить больше информации, чем, к примеру, при чтении текста, так как аудиовизуальные рецепторы человека работают одновременно. В третьих, педагогической: живая речь позволяет иллюстрировать разные интонационные конструкции, которые не легко показать не только в классах, но и в лингафонных кабинетах с записями голосов дикторов [2, 2010: 96].

          Показ фильма в учебных целях с учетом подготовки к просмотру и постдемонстрационных упражнений может занять достаточно много времени, поэтому крайне важно тщательно проработать материалы к киноуроку, чтобы он прошёл максимально эффективно и с пользой для студентов. Выбор картины также играет большую роль в успехе занятия. Так, Т.В. Страмнова и Г.А. Шантурова относят к основным принципам отбора художественных фильмов [3, 2013: 44]:

А) их страноведческую ценность, позволяющую использовать эти киноленты для знакомства с различными сторонами жизни и культуры страны, историческими этапами её развития;

Б) актуальность темы, стимулирующей познавательный интерес и творческую активность учащихся;

В) наличие в фильме конфликта, обеспечивающего при дальнейшей работе над ним проблемное обсуждение и дискуссию;

Г) учёт:

  • возрастных особенностей учащихся, определяющих интерес к конкретным общественным, социальным проблемам;
  • национальных особенностей учащихся, их различного кинозрительского опыта, опирающегося, главным образом, на произведения национальной кинематографии;
  • учебных интересов учащихся, проявляющихся в желании практически проверить свои знания на доступном для их понимания фильме;
  • психологических критериев, предъявляемых к фильму, отобранному для просмотра.

Большинство студентов сейчас  — это молодые люди, рожденные в 90-е годы. Конечно же, это представители совсем другой эпохи – эпохи цифровых технологий, выросшие на компьютерной графике, и не многие из них воспринимают фильмы и мультфильмы прошлого века. К счастью, сейчас российский кинематограф выпускает немало хороших фильмов, достойных просмотра и по форме, и по содержанию. К тому же, после современных фильмов студенты могут заинтересоваться и картинами советской эпохи (“А как жили в то время?”).

          Безусловно, просмотр фильмов в учебных целях отличается от просто похода в кинотеатр. Работа с фильмом, как и работа с текстами, должна состоять из нескольких этапов: 1) краткая справка о фильме, сюжете; 2) преддемонстрационные  упражнения; 3) просмотр кинокартины; 4) контроль понимания содержания фильма; 5) постдемонстрационные упражнения, направленные на развитие речевых навыков и умений. Подробнее о каждом этапе:

  1. Краткая справка о фильме, сюжете: сюда входят объяснение названия фильма, эпохи, о котором снят фильм. Выбор фильма может быть связан с событийным календарём. К примеру, в декабре целесообразно смотреть фильмы с новогодней тематикой (из современных картин — «Ёлки» (2010 г.). В апреле, ко Дню космонавтики, — «Гагарин. Первый в космосе» (2013 г.), в мае – фильмы о войне («Битва за Севастополь» (2015 г.), «А зори здесь тихие…» (2015 г.).  Студентам можно дать текст о сюжете, сложность которого зависит от уровня учащихся. Вид речевой деятельности, задействованный на этом этапе, — чтение.
  2. Преддемонстрационные упражнения направлены на снятие языковых и лингвокультурологических трудностей восприятия фильма. На этом этапе проводится работа с новой лексикой: студенты переводят слова и фразы, также даётся комментарий к прецедентным текстам, если таковые имеются в фильме. Здесь же анализируются непривычные для студентов аутентичные разговорные формулы, объясняются страноведческие реалии.
  3. Просмотр кинокартины. В зависимости от целей демонстрации фильма, варианты просмотра могут быть разными. На наш взгляд, уровень владения языком при выборе варианта не играет роли, здесь важны именно цели и поставленные задачи. Различают глобальный просмотр – нужно понять только центральную тему фильма, ситуацию, действующих лиц; интенсивный просмотр – вся информация важна, не игнорировать детали; селективный (выборочный) просмотр – из фильма выхватывают только определенную информацию, на которую учитель обращает внимание постановкой заданий перед просмотром [4]. Для уровня А2 можно организовать пошаговый просмотр: учащиеся смотрят фрагмент, обсуждают его, потом следующий фрагмент и т.д.), потому что учащимся трудно удержать в памяти большой кусок информации. Подобная процедура обеспечивает более глубокое проникновение в сюжет фильма, лучшее запоминание основных фактов [4].
  4. 4.    Контроль понимания содержания фильма. В результате просмотра видеоматериала и работы над ним учащиеся должны знать не только общее содержание фильма, но и помнить детали, а также уметь оценивать события, давать характеристику действующим лицам, используя при этом слова и выражения из речевого сопровождения материала [1, 2014: 42]. На этом этапе преподаватель может задавать вопросы к тем или иным эпизодам из фильма.
  5. 5.    Постдемонстрационные упражнения. Упражнения на данном этапе направлены на развитие лексико-грамматических и речевых навыков. Например, даются упражнения на восстановление текста, где вставляются пропущенные слова.Для развития речевых навыков предлагаются упражнения на восстановление фрагментов диалогов.   

Преподаватели нередко обращаются к видеоматериалам в практике обучения РКИ, поскольку они, как мы говорили раньше, обладают ценной лингвокультурологической информацией. Особенно важно показывать фильмы в этом году – в Год российского кино. Это хороший повод познакомить иностранцев с российским киноискусством: как советской, так и современной. Одним из фильмов, которые положительно воспринимаются студентами практически на любом уровне, является «Ёлки».

«Ёлки» — киноальманах, состоящий из снятых шестью режиссёрами 9 новелл, связанных между собой и происходящих 31 декабря в 11 городах России. В сюжете детдомовская сирота Варя выдала себя за дочь президента и под напором других детей пообещала, что её «папа» в новогоднем обращении передаст кодовую фразу «На Деда Мороза надейся, а сам не плошай». В этой абсурдной ситуации на помощь приходит её детдомовский друг Вова, который рассказывает ей о «теории 6 рукопожатий». С помощью этой теории он намерен донести до президента страны послание Вари. 11 городов, люди самых разных профессий и с разными жизненными ситуациями вовлечены в одно дело – помочь бедной девочке из Калининграда.

С первой минуты фильма иностранные зрители слышат лингвострановедческую информацию о том, что Новый год является самым главным праздником страны: «У нас не так много праздников, которые мы отмечаем всей страной – это удачная игра сборной России по футболу и Новый год (голос за кадром)». Здесь преподаватель даёт лингвокультурологический комментарий о том, почему так любят Новый год в России. Далее идёт не менее ценная географическая информация о том, что «…Россия-матушка растянулась по земному шару на 9 часовых поясов…Именно здесь, в самом западном городе [в Калининграде], где дети ждут Деда Мороза дольше всех, и началась наша история (голос за кадром)». Мы сразу видим, какая большая и широкая страна Россия. Здесь также необходимо заметить, что с 2014 года в России установлено 11 часовых поясов. Тут же можно задать вопрос: «Почему в Калининграде дети ждут Деда Мороза дольше всех?» (Потому что Новый год в Калининграде наступает позже остальных городов России).

В преддемонстрационные упражнения входят: введение новых слов (см. Прил. 1), объяснение теории 6 рукопожатий, суть игры в «Города» (в фильме дети играют в детдоме в эту игру), загадывание желания под бой курантов. Также студентам предлагается заполнить таблицу городов, в которых происходят действия (Калининград, Якутск, Красноярск, Екатеринбург, Уфа, Казань, Пермь, Новосибирск, Бавлы, Москва, Санкт-Петербург (см. Прил.2). Следующее задание, которое помогает сконцентрироваться и смотреть внимательно: заполнить цепочку «рукопожатий» (см. Прил. 3). Таким образом, предполагается, что получив задание, студенты будут смотреть фильм внимательно и сосредоточенно.

Для групп уровня А2 подойдет пошаговый просмотр с комментариями преподавателя. После каждого эпизода в определенном городе ставится пауза, преподаватель спрашивает, что не поняли студенты, объясняет простыми словами и так далее. В ходе фильма необходимо обратить внимание на эпизоды, раскрывающие широту русской души:

1. С милиционером Петровичем и вором Алексеем: Алексей переодевается в форму милиционера, пока тот моется в душе. В этой форме он приходит в магазин, где работает его бывшая девушка. Во время разговора в магазин ворвались грабители, которых Алексей потом задержал. В момент задержания заходит милиционер Петрович. Для него Алексей – вор, а для девушки и остальных покупателей — он герой, спасший их от вооруженных преступников. Милиционер, поняв по умоляющему взгляду молодого вора, не стал выдавать его при девушке и подыграл ему. Новый год для россиян – это самый тёплый и душевный праздник, веру в волшебство этой ночи мы проносим из самого детства через всю жизнь. Вот почему милиционер не стал задерживать Алексея, а отпустил его встретить Новый год с девушкой, с которой он не виделся целых пять лет, как говорится, «по доброте душевной».

2. Когда Юля приезжает в Бавлы еще раз загадать желание, она врывается к совершенно незнакомым людям, которые сидят за новогодним столом. После того, когда она всё сделала по инструкции – загадала, написала, запила желание – эти люди предлагают ей остаться с ними дальше праздновать. В этих эпизодах мы видим доброту и широту русской души, которая приходит на помощь людям не только в новогоднюю ночь. В целом, не только в вышеупомянутых эпизодах мы видим русскую душу, а в идее фильма как таковом – всем миром, всей страной помочь сироте Варе.

Также другую страноведческую ценность имеет эпизод с Новым годом в семье подруги Юли в Уфе: здесь показано традиционное застолье, новогодние блюда, речь президента, атмосфера домашнего праздника.

Следует обратить внимание на эпизод с речевым этикетом:

Что значит “я”?! Вы что себе позволяете, молодой человек?

— Ты же сама хотела в аэропорт!

— А с каких это пор мы на “ты” перешли? Я Вас первый раз вижу!

— А я тебя каждый день!

Как правило, студенты знакомятся с речевым этикетом с первых занятий и в этом фрагменте они видят наглядный пример, что с незнакомыми людьми в России принято обращаться на «вы» и что человек может обидеться, если с ним говорят на «ты».

 Далее приведем примеры пост-демонстрационных упражнений, направленных на развитие лексико-грамматических навыков и речевых умений:

Упражнение 1: Прочитайте предложения: Вспомните эпизоды фильма, прозвучали эти фразы. Раскройте скобки, используя нужные падежи:

  1. В _____ (Уфа) Юлиного мужа задержало на работе огромное трудолюбие.
  2. Изменить ____________ (ваша жизнь) может только настоящий мужчина.
  3. — Варь, я знаю, что делать.

—        Я тоже знаю: больше ________ (я) никто здесь никогда не увидит. (здесь также можно обратить внимание на возможность тройного отрицания в русском предложении, в отличие, например, от английского, где употребляется только одна отрицательная частица).

  1. Цепочка запущена! Я позвонил __________________ ___________________ (серьёзный человек).
  2. – Простите, я могу _____ (Вы) чем-то помочь? (в магазине).
  3. Ты _________________ (милиционер) стал?
  4. Она со ___________ (я) будет! И у нас всё будет хорошо!
  5. А случилось то, что за 2 часа до наступления Нового года в Калининграде цепочка из 6 рукопожатий почти __________ (дойти) до _______________ (президент): Борис позвонил _____________ (подходящий человек), но в неподходящий момент.

Упражнение 2. Прослушайте ещё раз эпизоды и восстановите диалоги, затем прочитайте вслух:

  1. – Пашу как трактор, чтобы всё у неё было: __________, __________, __________, а у неё потом раз… и батарейка садится! (18.14) (Для преподавателя: машина, квартира, серёжки).
  2. – Пап, знаешь, что я в __________ вычитал?

—        Что, сынок?

—        Что в Бавлах другой часовой пояс – там на 2 часа меньше! Можно для начала у себя отпраздновать Новый год, а потом рвануть в Бавлы и там тоже его ____________! (Для преподавателя: интернете, отметить)

—        Здорово!

 

  1. – Так что, Юля, слушай меня и запоминай: президент заканчивает обращение, начинаются куранты, ты с первым ударом курантов __________ свои желания на листочке, ____________ его, ____________ пепел в бокал с шампанским и _____________ до последнего удара курантов. Все правильно сделаешь – обязательно сбудется! (Для преподавателя: пишешь, сжигаешь, бросаешь, выпиваешь)
  2. – Я тебе не таксист, я ________________!

—        А у меня пожар! У меня пожар! У меня жизнь горит! (Для преподавателя: пожарный)

  1. – Так зачем же так далеко искать-то? Может, проще по сторонам посмотреть? ______________ , налево… (Для преподавателя: направо).

—        Так смотрела я, смотрела… Нет их, нет их ______________ . (Для преподавателя: нормальных)

6. — Ты что, Юсуф! Где я, а где он?! Извини, снег ______ , мне работать надо! (Для преподавателя: идёт)

Упражнение 3. Попытайтесь вспомнить профессии и род занятий героев фильма.

_____________________________________________________________________

Для преподавателя: бизнесмен, таксист, певица, актёр, сноубордист, лыжник, студент, пенсионерка, пожарный, директриса, вор, милиционер, президент, сотрудник аппарат президента, сторож, дворник.

          Также можно использовать любые диалоги для отработки живой интонации: возвращаться к тем или иным эпизодам и прокручивать их по несколько раз. Например, ту же фразу «С наступающим!» в фильме много раз произносят люди разного пола и возраста.

          Выбор методов и приёмов работы над видеоматериалом практически не ограничен и зависит как от уровня подготовки студентов, их индивидуальных особенностей, и способностей, так и от фантазии и находчивости преподавателя [1, 2014: 46]. Упражнения могут варьироваться в зависимости от уровня группы и преподаватель даёт их на своё усмотрение. После просмотра фильма в аудитории и выполнения заданий для закрепления пройденного материала целесообразно попросить студентов еще раз пересмотреть его дома.

          Положительной стороной использования видеоматериалов на начальном этапе обучения РКИ является то, что видеотекст содержит визуальную информацию о месте события, внешнем виде и невербальном поведении участников общения в конкретной ситуации [1, 2014: 47]. Для студентов, изучающих русский язык у себя на родине, у которых нет языковой среды, современные фильмы окажутся хорошим подспорьем.

          В заключение хочется отметить, что подготовка к фильму должна быть серьезной и детальной, ведь эффективность и результативность зависят как от предварительной, так и от пост-демонстрационной работы над фильмом. Сам процесс должен быть системой, состоящей из чётких этапов. Грамотная и правильная организация занятия с кинофильмом повышает мотивацию у студентов и гарантирует успешное выполнение поставленных задач.

Литература:

  1. Назаренко Е.Б., Халявина Д.Б. “Современные фильмы на уроках РКИ. «Питер FM»”// Русский язык за рубежом. 2014. N2. Стр. 41-47
  2. Ильдико Чайбок-Тверефу «Использование кинофильмов на практических занятиях по РКИ»// Русский язык за рубежом. 2010. Стр. 96-100
  3. Николенко Е.Ю., Иванова О.В. «Система работы с художественным фильмом на уроках РКИ»// Русский язык за рубежом. 2013. Стр. 43-50

Интернет-ресурсы:

  1. http://festival.1september.ru/articles/608967/

Приложение 1.

Переведите слова и фразы:

Часовой пояс –

Поскольку = так как

Гораздо –

Детский дом –

Выдать себя за (кого?) —

На Бога надейся, а сам не плошай –

God helps who helps himself

Новогоднее обращение президента –

Снегурочка –

Тяжелый случай –

Чудес не бывает –

Поймать удачу за хвост –

Жених –

Шампанское –

Знакомый –

Кодовые слова –

С наступающим! –

Загадать желание –

Кататься на сёрфе –

Накосячить (жарг) –

Расстраиваться –

Куранты –

Кто круче (крутой) –

Лыжник –

Сноубордист –

Похитить –

В Контакте – социальная сеть, аналог Facebook

Неподходящий момент –

Пожар –

Не все дома –

Получаться —

Приложение 2.

Заполните таблицу городов, которые показаны в фильме, в хронологическом порядке:

1  
2  
3  
4  
5  
6  
7  
8  
9  
10  
11  

 

Города: Калининград, Якутск, Красноярск, Екатеринбург, Уфа, Казань, Пермь, Новосибирск, Бавлы, Москва, Санкт-Петербург

Приложение 3.

Заполните цепочку “рукопожатий”: героев и города, в которых они находятся, в хронологическом порядке:

1 Вовочка Калининград
2
3
4
5
6
7
8

Для преподавателя: Вовочка- Миша (Казань)- Колян (Пермь)- Вера (Красноярск) – Лёша (Екатеринбург) – Борис (Новосибирск) – Юля (Уфа) – Игорь (Калининград)

Антонова Лина Николаевна – ассистент кафедры РКИ филологического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск.

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *