С.Ю. Залуцкая, Т.А. Андреева

ИСКУССТВО ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ

КАК ЧАСТЬ ИМИДЖА СПЕЦИАЛИСТА

ART OF PUBLIC SPEAKING AS PART OF IMAGE SPECIALIST

С.Ю. Залуцкая, Т.А. Андреева

S.U. Zalutskaya, T.A. Andreeva

В статье описана актуальная проблема подготовки специалиста в федеральном вузе: формирование его основных компетенций в процессе обучения. В частности даётся характеристика речевой компетенции как одной из базовых для формирования положительного профессионального имиджа. Представлены результаты эмпирического исследования речевых особенностей студентов гуманитарного профиля. Даются практические рекомендации по совершенствованию навыков публичных выступлений студентов.

The article describes the actual problem of preparation of the expert in the federal high school: the formation of its core competencies in the learning process. In particular, given the characteristic speech competence as the one of the base to form a positive professional image. The results of empirical research of features of speech of students in the humanities. Practical recommendations for improving the public speaking skills of students.

Ключевые слова: имидж специалиста, коммуникации, риторика, публичное выступление.

Key words: professional image, communication, rhetoric, public appearance.

Актуальные требования к профессиональной культуре, жёсткая конкуренция на рынке труда, повышенное внимание к качеству профессиональной деятельности делают необходимой целенаправленную, системную заботу о внешнем имидже современного специалиста любой сферы.

Контент-анализ теории и практики позволяет сделать вывод, что под профессиональным имиджем в науке понимается целенаправленно формируемый и управляемый образ, которому должны соответствовать представители различных профессий – учитель, врач, инженер, юрист и т.д. «Сформированность профессионального имиджа напрямую зависит от того, как удастся создать облик специалиста-профессионала, соответствующий ожиданиям других людей» [2, 2006; с. 9].

Имидж специалиста включает в себя взаимозависимые основные компоненты:

– внутренний (система убеждений, ценности, верования, установки, компетентность),

– внешний (кинетический и вербальный элементы), процессуальный (культура, стиль общения).

Одним из базовых элементов профессионального имиджа следует выделить речевую компетенцию – единый комплекс знаний, умений и навыков, позволяющий личности свободно владеть речью в полилоге, в диалоге, в монологе. Поэтому благоприятный имидж специалиста складывается в процессе коммуникации, личностных контактов с коллегами, клиентами, партнёрами, представителями СМИ и т.п. и включает в себя речевую компетенцию как одну из базовых. Для человека, вне зависимости от его специализации в профессиональной сфере, язык является главнейшим инструментом профессионального общения, непременной составляющей  профессионализма.

Как и другие, речевую компетенцию можно формировать. В первую очередь это происходит в ходе непосредственного общения с различными сегментами целевой аудитории, а также в процессе публичных выступлений. Диалог с аудиторией – прекрасный тренинг речевых навыков, успешность которого определяет «необходимый круг знаний в своей профессиональной области, понимание психологии слушателей и главное – искусность владения словом, грамотная, выразительная речь, способностью эффективное управлять своим речевым поведением» [1, 2015; 388].

Где и как возможно научиться искусству публичных выступлений? В первую очередь в процессе обучения в школе и вузе. Современная высшая школа предоставляет для этого богатейшие возможности: закладывает базовые профессиональные знания, расширяет кругозор, формирует необходимые компетенции, создаёт ту образовательную среду, которая благотворно влияет на интенсивность и качество общения.

Однако методом наблюдения мы выявили, что студенты гуманитарного профиля Северо-Восточного федерального университета не уделяют своей публичной речи должного внимания, не воспринимают её как существенную составляющую своего профессионального имиджа. Этот вывод подтверждают ошибки, допускаемые студентами во время выступлений. Так, в частности, они

—     не всегда придерживаются языковых норм;

—     допускают ошибки, связанные с интерферентным влиянием родного (в большинстве случаев якутского) языка;

—     используют неоправданный повтор одних и тех же слов, мешающих пониманию основной информации;

—     допускают неправильное словоупотребление или произношение слов иностранного происхождения;

—     отступают от орфоэпических норм русского языка;

—     злоупотребляют просторечиями и жаргонизмами;

—     допускают монотонность речи, отсутствие чёткой артикуляции и эмоционального окраса, нарушение логики в изложении учебного материала, неготовность к интерактивному общению с аудиторией.

Следует помнить о том что, навыки публичных выступлений нарабатываются постепенно, и для того, чтобы стать действительно хорошим оратором, нужно постоянно работать над собой. Приведем для студентов, нацеленных на совершенствование своего профессионального имиджа памятку «Как успешно выступать перед аудиторией». Это некоторые правила выступления перед публикой, которые можно назвать «вечными», – они были актуальны ранее, являются такими и сейчас.

  1. «Готовьтесь к выступлению. Ключом к успеху является предварительная подготовка. Не стоит рассчитывать на свой импровизаторский талант, поэтомупотратьте время на планирование речи, чтобы она казалась естественной и логичной.
  2. Внешний вид значим для каждого специалиста. Важно не допускать дисбаланса между тем, что вы говорите, и тем, как выглядите. Одежда и обувь не должны доставлять внутренний дискомфорт и отвлекать ваше внимание и внимание публики.
  3. Сразу установите зрительный контакт с аудиторией. Не стоит смотреть в пол, потолок, за окно. Оратор привлекает больше всего внимания, если старается смотреть в глаза слушателям. Выберите двух-трех человек в центре и во время выступления смотрите на них. Так  возникнет иллюзия, что ваш взгляд направлен сразу на всех.
  4. Следите за своим тоном. Старайтесь не быть монотонным, не думайте о своих ощущениях, сосредоточьтесь на реакции зала. Пытайтесь её уловить и соответственно откорректировать интонацию, тембр голоса. Следите за мимикой, особенно за движениями бровей и выражением глаз.
  5. Делайте паузы. Они важны, это очень значимый элемент выступления. Они как неожиданное молчание окажут такое же воздействие, как и внезапный звук, привлекающий внимание аудитории. Также рекомендуем делать паузу и после фраз, которые необходимо  выделить.
  6. Делитесь личным опытом. Рассказывайте личные истории, делитесь своим отношением к тому, что происходит. Прочитать формальный фактический материал даже удобнее, чем послушать, но ваше личное отношение – это эксклюзив, который звучит только здесь и сейчас, один раз. И это создает неповторимый эффект личного участия.
  7. И ещё несколько советов, которые помогут вам овладеть искусством речи: слушайте и наблюдайте за великими ораторами, старайтесь проанализировать, что делает их успешными. Больше читайте и анализируйте свои выступления, записывая их на диктофон или видео и просматривая / прослушивая то, что и как вы говорите.
  8.  И конечно, три самых важных фактора успеха публичных выступлений: это практика, практика и еще раз практика».

Считаем, что такая памятка поможет будущим специалистам освоить основные навыки выступления перед аудиторией и станет руководством для дальнейшего повышения их профессионального имиджа, повышения уровня речевой культуры и конкурентоспособности выпускника федерального вуза.

 

Литература

  1. Залуцкая, С.Ю., Панина С.В., Жондорова Г.Е., Яковлева В.В.  A Lecturer and New Quality of Russian Professional Education // Mediterranean Journal of Social Sciences. – Vol. 6, No 3 S3 (2015). Supplement 3 – p. 386-392.
  2. Калюжный, А.А. Социально-психологические основы имиджа учителя. Автореферат дис. на соиск. уч. степени доктора псих. наук. – Ярославль, 2006. – 51 с.

 

Залуцкая Светлана Юрьевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск

Андреева Татьяна Александровна – студентка РСО-15-1отделения рекламы и связей с общественностью филологического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *