С.Р. Прибылых, Е.Д. Хабахова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА МЕСТНОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА (ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ РАССКАЗА Д.К. СИВЦЕВА – СУОРУНА ОМОЛЛОНА «ЧЁЧЭСКИ») 

LESSONS FOR USE OF THE RUSSIAN LANGUAGE LOCAL DIDACTIC MATERIAL (IN THE STUDY COMPOUND OFFERS FOR EXAMPLE STORY DK SIVTSEVA — SUORUN OMOLLON » CHЁCHESKI » )

С.Р. Прибылых, Е.Д. Хабахова

S.R. Pribylykh, E.D. Habahova

В статье рассмотрены возможности использования местного языкового материала при изучении программных тем на уроках русского языка. В качестве примера использовано известное произведение якутской литературы.

The article discusses the possibility of using the local language material in the study program on the Russian language lessons . As an example, we used the well-known work of the Yakut literature .

Ключевые слова: местный дидактический материал,синтаксис.

Keywords: local didactic material, syntax.

На сегодняшний день появляется множество разных методов и путей для обучения детей, в том числе и в преподавании русского языка. Одним из таких актуальных методов сегодняшнего образования является использование на уроках русского языка  местных дидактических материалов в качестве примеров с целью повышения интереса обучающихся  к теме  урока. Помимо этого, данный метод помогает воспитывать у учеников чувство патриотизма, лучше узнать историю своей родины.

Мы взяли тему «Односоставные предложения» из раздела синтаксис. Изучению данной темы в программе 8 класса выделяется несколько уроков. По окончании изучения этой темы, ученики должны различать и находить в тексте односоставные предложения и правильно определить их типы.

Местным дидактическим материалом для нас послужил рассказ якутского писателя Д.К Сивцева —  Суоруна Омоллона «Чёчэски». На выбор произведения повлияли возрастные особенности учащихся. Целевая аудитория данного рассказа — дети школьного возраста, а также он входит в учебную программу по якутской литературе. Такой метод позволит для учеников сравнить для себя особенности, которые произошли при переводе с оригинального текста. Им будет легче работать уже со знакомым для них текстом.

Д.К Сивцев — Суорун Омоллон — народный писатель Республики Саха (Якутия). Известный поэт, прозаик и драматург [1].

Его произведения пользуются большим успехом не только среди читателей нашей Республики, но и  по всей России. Многие его  рассказы были переведены на русский язык.

Данное произведение  повествует о  мужественном  поведении  мальчика  в  сложных  для  его  семьи  жизненных  обстоятельствах.  Действие происходит во времена гражданской войны, когда армия делилась на «красных» и «белых».

В рассказе описываются реальные и достоверные события из нашей истории. Это поможет ребятам глубже познакомиться с событиями тех давних лет и узнать что-то новое.
Односоставное предложение — это предложение, имеющее только один главный член. Различают пять типов односоставных предложений: назывное, определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное и безличное.

Первое это назывное предложение. Главный член является подлежащим, выраженным существительным единственного числа именительного падежа.

Приведем пример из текста:

Ночь(1). Черная осенняя ночь (2). Вот и лес(3). Чёчэски (4). Он! Он!(5)

Чаще всего назывные предложения употребляются в художественных описаниях, где они помогают созданию образной картины. Как мы наблюдаем, в якутских художественных  текстах они употребляются для этой же цели.

Второй тип односоставных предложений — определенно-личное предложение. Здесь главный член — сказуемое. Деятель не назван, но мыслится как определенное лицо. Сказуемое — глагол в форме 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа изъявительного и повелительного наклонения.

— Пойдем поймаем!- сказал Чёчэски (1). — Успокойся, сыночек, успокойся (2). «Заблудился… Совсем заблудился!»(3). Скоро вернусь (4). Ответа жду сегодня же вечером (5).

В неопределенно-личном предложении главный член — сказуемое. Деятель не назван и мыслится как неопределенное лицо. Сказуемое — глагол  3-го лица, множественного числа, настоящего, прошедшего или будущего времени.

Поймали около тридцати тетеревов (1). Попутно свернули к гробнице шамана (2).

Четвертый тип — обобщенно-личное предложение. Главный член — сказуемое. Деятель не назван и мыслится как обобщенный образ. Сказуемое — глагол 2-го лица единственного и множественного числа настоящего или будущего времени или глагол повелительного наклонения.

Коли с глаз долой из сердца вон !

И наконец, пятый тип — безличное предложение, которое делится на 5 видов.

Главный член — сказуемое. Действие и состояние не создаются деятелем:

1) безличный глагол: Вечерело. Светало (безличный глагол).

2) инфинитив: Надо положить; Не бывать этому; В горле пересохло, страшно хотелось пить.

В конце изучения темы, на этапе актуализации знаний, ученикам можно дань задания, чтобы узнать, усвоили ли они правила тему.

Задание 1

Найдите в тексте односоставные предложения и определите их тип.

Прошел поляну. Вот и лес. Тьма-тьмущая, вовсе ничего не видать. Он шел ощупью, словно слепой. На каждом шагу, то пеньки, то ямки. И чем дальше, тем ямок больше и все глубже они. Порой ему чудится, что рядом ворошится что-то лохматое, большое и пыхтит, охает, даже норовит схватить и проглотить. Мальчику становится жутко. Волосы на голове будто шевелятся, сердечко в груди, как птичка пуночка в петле, бьется, трепыхается, на лбу выступает холодная испарина.

Задание 2

Напишите небольшой текст, используя односоставные предложения, и укажите на их тип.

Таким образом, с помощью местного дидактического материала ученики привели и нашли примеры односоставных предложений и узнали об истории Якутии.

 

Литература

  1. Д.К Сивцев – Омоллон. Рассказы. Перевод с якутскогоЛ.Габышева. – М.: Государственное Издательство Детской Литературы, 1959.
  2. Прибылых С.Р. Культурологический аспект преподавания как один из факторов обучения русскому языку / Проектирование содержания и технологий подготовки педагогических кадров с учетом новой нормативной базы и актуальных задач развития образования. Сборник материалов научно-методического семинара Учебно-методического объединения по образованию в области подготовки педагогических кадров. Якутск, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, 10-13 июня 2013 г. [Электронный ресурс] / под ред. А.Д. Николаевой, О.П. Осиповой, И.С. Алексеевой. – Электрон. текст. дан. (1 файл 2,4 Мб). – Киров: МЦНИП, 2013, 182-184 с.

Прибылых Светлана Романовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы Северо-Восточного федерального университета имени М.К.Аммосова, г. Якутск.

Хабахова Екатерина Дмитриевна – студентка 3 курса РО-ПФД-13 филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К.Аммосова, г. Якутск.

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *