С.Р. Прибылых, С.А.Шипицына

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ «СИНТАКСИСА»

USING ARTISTIC TEXT AT RUSSIAN LESSONS IN THE STUDY OF «SYNTAX»

С.Р. Прибылых, С.А.Шипицына

S.R. Pribylykh, S.A. Shipitsyna

В статье рассматриваются возможности использования художественных текстов из произведений якутских писателей при изучении раздела «Синтаксис» на уроках русского языка. Приведены примеры упражнений, которые в дальнейшем войдут в электронное пособие.

The article discusses the possibility of using literary texts from the works of the Yakut writers in studying the section " Syntax " on Russian language lessons . Examples of exercises that in the future will be included in the electronic manual .

Ключевые слова. Упражнение, синтаксис, текст, анализ художественного текста.

Key words.  Exercise , syntax, text analysis of a literary text .

Ранее нами предпринята попытка создать электронное пособие по русскому языку, которое включает в себя раздел «Синтаксис». Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка на современном этапе модернизации образования — необходимость, так как они способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам, активизируют познавательную деятельность обучающихся.

Данное пособие планируется дополнить упражнениями, созданными на основе текстов якутских писателей и поэтов.

Республика Саха (Якутия) имеет ярко выраженные территориальные, природные, национальные, культурно-исторические и языковые особенности. Поэтому, на наш взгляд, необходимо учитывать эти особенности при изучении русского языка в общеобразовательных школах республики.

Воспитание национального самосознания при обучении русскому языку необходимо начинать с освоения притягательной силы языка. Использование на уроках местного языкового материала не только повышает интерес к предмету, но и воспитывает интерес к тому, что называют малой родиной, расширяет представление об ее истории и сегодняшнем дне, повышает культурный уровень. Все это даст возможность воспитать не только патриота, но и гуманного, социально культурного человека [1,2014].

Для анализа художественных произведений не обязательно выделять отдельные уроки и проводить анализ полностью. Мы считаем возможным использование краеведческого материала не только на уроках развития речи, в контрольных диктантах и в самостоятельной работе обучающихся, но и во время текущих программных уроков [2, 2013].

Ниже приведем примеры упражнений, связанных с изучением раздела «Синтаксис».

Упражнение №1.

Прочитайте текст и выполните следующие  задания:

  1. Расставьте знаки препинания.
  2. Подчеркните во всех предложениях грамматические основы.
  3. В сложных предложениях укажите количество частей, из которых оно состоит.
  4. Определите вид сказуемых.
  5. Определите виды подчинительной связи между словами.

 

Пансион

 Весной перед закрытием школы произошли событиянадолго запомнившиеся Никитке.

  Однажды в солнечный день учитель и фельдшер подвели всех ребят на прогулку, которую они называли чудным словом «маевка». Между играми на лесной поляне фельдшер рассказывал детям о пользе чистоты; он уговаривал ребят чаще мыться и просил передать родителям и всем знакомым, чтобы они не ели из одной посуды, не вытирались общим полотенцем, не курили одну трубку.

  Потом учитель сказал, как одни люди богатеют, ничего не делая, а другие – таких большинство – все беднеют и беднеют, хотя и не знают отдыха от тяжелого труда. Во время этого рассказа Вася Сыгаев, еще в первый день поразивший Никитку своим чистым видом и дорогой одеждой, сидел, опустив голову под насмешливыми взглядами соучеников.

(Мординов Н., роман «Весенняя пора», перевод А.Дмитриевой и Л.Корниловой. – М.: Худож. лит.,  1993)

Упражнение № 2.

Прочитайте текст и выполните следующие задания:

  1. Подчеркните во всех предложениях грамматические основы.
  2.  Расставьте тире в  предложениях.
  3. Определите тип предложений.
  4. Определите распространённость предложения.
  5. Определите вид подчинительной связи между придаточными.

Полынья

  Была пора, когда лед уже встал, а мех песца сделался гуще и красивее, миновал шестой месяц октябрь. Какой  то неустрашимый охотник запряг прекрасных оленей  харгинов и отправился за добычей на бесчисленные острова Ледовитого океана. Олень харгин добывает себе корм под самым толстым слоем снега, он выкапывает ягель даже из под сугробов, и ему не страшны ни звери с острыми клыками, ни пурга, ни вьюга.

  Много дней ехал охотник по Великому Белому простору, добрался до границ Ледовитого океана, пересек их и погнал оленей дальше. Сколько времени был он в пути, и сам точно не знал, только вдруг услышал, что из середины океана, из самого его ледяного сердца, доносится глухой рев. Охотник подумал, что, наверное, там то и есть Ёйюмю, и очень обрадовался, предвкушая богатую охоту.

(Далан, роман «Глухой Вилюй», перевод Л.Либединской, М.:Современник, 1986)

Если будет разработана и внедрена в практику  методика обучения русскому языку   обучающихся – билингвов  на основе  их национальных текстов, то это  повысит эффективность обучения русскому языку в целом, и синтаксису в частности.

 

Литература

  1. Прибылых С.Р. Анализ художественного текста на занятиях по русскому языку // Эволюция научной мысли: сборник статей Международной научно-практической конференции / отв. ред. А.А. Сукиасян. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2014.– С. 132-134
  2. Прибылых С.Р. Круг чтения обучающихся на уроках русского языка //  Ежемесячный научный журнал. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук №10(57) октябрь 2013. Часть II. – 199-202 с.
  3. Современные подходы к изучению текста: коллективная монография (Е. П. Никифорова, д.п.н, профессор; Е. Н. Дмитриева, д. филол. н. , профессор и др.) – Якутск: Изд – во Якутского госуниверситета, 2010. – 157 с.

 

Прибылых Светлана Романовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы Северо-Восточного федерального университета имени М.К.Аммосова, г. Якутск.

Шипицына Светлана Андреевна – студентка 2 курса РО-ПФД филологического факультета  Северо-Восточного федерального университета имени М.К.Аммосова, г. Якутск.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *