ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ «СИНТАКСИСА»
USING ARTISTIC TEXT AT RUSSIAN LESSONS IN THE STUDY OF «SYNTAX»
С.Р. Прибылых, С.А.Шипицына
S.R. Pribylykh, S.A. Shipitsyna
В статье рассматриваются возможности использования художественных текстов из произведений якутских писателей при изучении раздела «Синтаксис» на уроках русского языка. Приведены примеры упражнений, которые в дальнейшем войдут в электронное пособие.
The article discusses the possibility of using literary texts from the works of the Yakut writers in studying the section " Syntax " on Russian language lessons . Examples of exercises that in the future will be included in the electronic manual .
Ключевые слова. Упражнение, синтаксис, текст, анализ художественного текста.
Key words. Exercise , syntax, text analysis of a literary text .
Ранее нами предпринята попытка создать электронное пособие по русскому языку, которое включает в себя раздел «Синтаксис». Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка на современном этапе модернизации образования — необходимость, так как они способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам, активизируют познавательную деятельность обучающихся.
Данное пособие планируется дополнить упражнениями, созданными на основе текстов якутских писателей и поэтов.
Республика Саха (Якутия) имеет ярко выраженные территориальные, природные, национальные, культурно-исторические и языковые особенности. Поэтому, на наш взгляд, необходимо учитывать эти особенности при изучении русского языка в общеобразовательных школах республики.
Воспитание национального самосознания при обучении русскому языку необходимо начинать с освоения притягательной силы языка. Использование на уроках местного языкового материала не только повышает интерес к предмету, но и воспитывает интерес к тому, что называют малой родиной, расширяет представление об ее истории и сегодняшнем дне, повышает культурный уровень. Все это даст возможность воспитать не только патриота, но и гуманного, социально культурного человека [1,2014].
Для анализа художественных произведений не обязательно выделять отдельные уроки и проводить анализ полностью. Мы считаем возможным использование краеведческого материала не только на уроках развития речи, в контрольных диктантах и в самостоятельной работе обучающихся, но и во время текущих программных уроков [2, 2013].
Ниже приведем примеры упражнений, связанных с изучением раздела «Синтаксис».
Упражнение №1.
Прочитайте текст и выполните следующие задания:
- Расставьте знаки препинания.
- Подчеркните во всех предложениях грамматические основы.
- В сложных предложениях укажите количество частей, из которых оно состоит.
- Определите вид сказуемых.
- Определите виды подчинительной связи между словами.
Пансион
Весной перед закрытием школы произошли событиянадолго запомнившиеся Никитке.
Однажды в солнечный день учитель и фельдшер подвели всех ребят на прогулку, которую они называли чудным словом «маевка». Между играми на лесной поляне фельдшер рассказывал детям о пользе чистоты; он уговаривал ребят чаще мыться и просил передать родителям и всем знакомым, чтобы они не ели из одной посуды, не вытирались общим полотенцем, не курили одну трубку.
Потом учитель сказал, как одни люди богатеют, ничего не делая, а другие – таких большинство – все беднеют и беднеют, хотя и не знают отдыха от тяжелого труда. Во время этого рассказа Вася Сыгаев, еще в первый день поразивший Никитку своим чистым видом и дорогой одеждой, сидел, опустив голову под насмешливыми взглядами соучеников.
(Мординов Н., роман «Весенняя пора», перевод А.Дмитриевой и Л.Корниловой. – М.: Худож. лит., 1993)
Упражнение № 2.
Прочитайте текст и выполните следующие задания:
- Подчеркните во всех предложениях грамматические основы.
- Расставьте тире в предложениях.
- Определите тип предложений.
- Определите распространённость предложения.
- Определите вид подчинительной связи между придаточными.
Полынья
Была пора, когда лед уже встал, а мех песца сделался гуще и красивее, миновал шестой месяц октябрь. Какой то неустрашимый охотник запряг прекрасных оленей харгинов и отправился за добычей на бесчисленные острова Ледовитого океана. Олень харгин добывает себе корм под самым толстым слоем снега, он выкапывает ягель даже из под сугробов, и ему не страшны ни звери с острыми клыками, ни пурга, ни вьюга.
Много дней ехал охотник по Великому Белому простору, добрался до границ Ледовитого океана, пересек их и погнал оленей дальше. Сколько времени был он в пути, и сам точно не знал, только вдруг услышал, что из середины океана, из самого его ледяного сердца, доносится глухой рев. Охотник подумал, что, наверное, там то и есть Ёйюмю, и очень обрадовался, предвкушая богатую охоту.
(Далан, роман «Глухой Вилюй», перевод Л.Либединской, М.:Современник, 1986)
Если будет разработана и внедрена в практику методика обучения русскому языку обучающихся – билингвов на основе их национальных текстов, то это повысит эффективность обучения русскому языку в целом, и синтаксису в частности.
Литература
- Прибылых С.Р. Анализ художественного текста на занятиях по русскому языку // Эволюция научной мысли: сборник статей Международной научно-практической конференции / отв. ред. А.А. Сукиасян. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2014.– С. 132-134
- Прибылых С.Р. Круг чтения обучающихся на уроках русского языка // Ежемесячный научный журнал. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук №10(57) октябрь 2013. Часть II. – 199-202 с.
- Современные подходы к изучению текста: коллективная монография (Е. П. Никифорова, д.п.н, профессор; Е. Н. Дмитриева, д. филол. н. , профессор и др.) – Якутск: Изд – во Якутского госуниверситета, 2010. – 157 с.
Прибылых Светлана Романовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы Северо-Восточного федерального университета имени М.К.Аммосова, г. Якутск.
Шипицына Светлана Андреевна – студентка 2 курса РО-ПФД филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К.Аммосова, г. Якутск.