ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ СОВМЕСТНЫХ ПРОЕКТОВ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК» (2011-2015)
RESULTS OF IMPLEMENTATION OF JOINT PROJECTS WITH FEDERAL AGENCIES UNDER THE FEDERAL TARGET PROGRAM «RUSSIAN LANGUAGE» (2011-2015)
А.В. Иванова
A.V. Ivanovа
Статья посвящена результатам реализации проекта по билингвальному образованию «Два языка – два крыла». Проект проводится ФГБНУ «Институт национальных школ Республики Саха (Якутия)» по нескольким направлениям совместно с федеральными учреждениями: научно-методический журнал «Русский язык в национальной школе»; в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2011-2015 годы с НОУ ВПО «Российский новый университет» (Москва), Санкт-Петербургским филиалом ОАО «Издательство «Просвещение» (Санкт-Петербург).
The article is devoted to the results of the project on bilingual education «Two languages — two wings.» The project is conducted FGBNU «Institute of Ethnic Schools of the Republic of Sakha (Yakutia)» in several areas, together with federal agencies: the scientific-methodical journal «Russian language in the National School»; within the framework of the federal target program «Russian Language» for 2011-2015 LEU VPO «Russian New University» (Moscow), St. Petersburg branch of «Publisher» Enlightenment «(St. Petersburg).
Ключевые слова: русский язык, федеральная программа, билингвальное образование, национальная школа.
Key words: Russian language, a federal program, bilingual education, national school.
В ФГБНУ «Институт национальных школ Республики Саха (Якутия)» реализуется проект по билингвальному образованию «Два языка – два крыла». Реализация проекта проводится по нескольким направлениям совместно с федеральными учреждениями: научно-методический журнал «Русский язык в национальной школе»; в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2011-2015 годы с НОУ ВПО «Российский новый университет» (Москва), Санкт-Петербургским филиалом ОАО «Издательство «Просвещение» (Санкт-Петербург).
В 2012 г. Министерством образования Республики Саха (Якутия) и Институтом национальных школ Республики Саха (Якутия) совместно с научно-методическим журналом «Русский язык в национальной школе» (г. Москва) был проведен республиканский конкурс уроков русского языка «Два языка – два крыла». Лучшие сценарии уроков номинантов и участников конкурса были опубликованы в научно-методических журналах «Русский язык в национальной школе» (Москва) и «Төрөөбүт тыл уонна литература» (Родной язык и литература) (Якутск).
Мероприятия, проведенные в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2011-2015 годы.
Сотрудничество с НОУ ВПО «Российский новый университет» (Москва).
В 2012 г. был разработан учебно-методический комплект «Преподавание русского языка в общеобразовательных учреждениях с родным (якутским) языком обучения», предназначенный для проведения курсов повышения уровня подготовки студентов, профессиональной компетенции учителей в области преподавания русского языка в общеобразовательных учреждениях с родным (якутским) языком обучения. В состав УМК входят учебная хрестоматия, рабочая тетрадь и программа для повышения квалификации.
В 2013 г. были организованы очно-дистантные курсы по программам повышения квалификации специалистов в сфере русского языка как неродногопо заказу Министерства образования и науки РФ. По Российской Федерации такие курсы были организованы в 25 регионах. Из Республики Саха (Якутия) 61 слушатель успешно завершил обучение по программе №3 «Современные особенности преподавания русского языка в поликультурной образовательной среде».Состав слушателей: педагоги ДОУ – 5, учителя начальных классов – 35, учителя русского языка – 19, педагоги дополнительного образования – 2. Слушатели нашего региона прошли обучение по оригинальной программе: в рамках участия в проекте прошла апробация регионального учебно-методического комплекта «Преподавание русского языка как неродного в системе билингвального образования», разработанного в 2012 году. Слушатели в качестве итоговой работы выполнили задания рабочей тетради, и темы рефератов были взяты из программы для повышения квалификации регионального УМК.
Наиболее актуальными стали следующие проблемы, обсуждение которых прошло в рамках очно-дистантных курсов:
- вопросы преподавания русского языка как неродного в системе билингвального образования;
- результаты деятельности образовательных учреждений республики в сфере русского языка как неродного;
- формы урочной и внеурочной работы в классах и школах с родным (нерусским) языком обучения.
На семинарах, проведенных по итогам дистанционных курсов 2013 г., были высказаны следующие предложения слушателей:
- дистантная форма повышения квалификации очень эффективна в условиях нашего региона;
- но вместе с тем надо проводить очные курсы совместно с другими регионами, например, Республиками Татарстан, Башкортостан;
- нужны практические занятия (мастер-классы, семинары и другие формы) с целью обмена опытом лучших учителей в сфере русского как неродного.
В 2014 году было организованодистанционное повышение квалификации учителей русского языка и литературы и учителей-предметников (гуманитарный, физико-математический и естественно-научный профили) в сфере русского языка как неродногов рамках проекта Министерства образования и науки РФ «Разработка, апробация и внедрение дистанционных программ повышения квалификации учителей системы общего образования по вопросам функционирования русского языка как неродного в условиях полиэтнической образовательной среды на основе информационных технологий». Из нашего региона 77 слушателей успешно завершили обучение и получили удостоверения установленного образца.
В 2015 году в рамках проекта «Организация мероприятий и проведение переподготовки и повышения квалификации в сфере русского языка как неродного учителей малокомплектных начальных или неполных средних школ с моноэтническим составом школьников в регионах расселения малочисленных народов Севера на основе применения информационно-коммуникационных (дистанционных) технологий» проводится обучение 17 слушателей из региона по программе переподготовки и повышения квалификации учителей малокомплектных начальных или неполных средних школ в регионах постоянного проживания коренных народов Севера. Слушатели имеют возможность в любое удобное время знакомиться сучебными материалами, выполнять задания в специальном образовательном ресурсе.
На всероссийских итоговых интернет-конференциях были отмечены следующие проблемы в организации мероприятий ПК и ППК:
— ограниченный доступ к интернету, его малая скорость в районах Крайнего Севера (из-за чего отсутствие возможности посещения и работы в образовательном ресурсе, участия в интернет-конференциях, своевременного получения материалов обучения);
— по причине удаленности школ от центра ограниченное количество необходимой литературы. В связи с чем некоторые слушатели испытали трудности в подборе литературы по темам при написании выпускной квалификационной работы.
Слушателями были высказаны предложения по вопросам организации программ ПК: дистанционная форма остается труднодоступной для учителей в районах расселения малочисленных народов Севера. И проведение целевых ПК и ППК на местах с отрывом от работы для учителей данного контингента было бы наиболее целесообразным.
Итогом сотрудничества с НОУ ВПО «Российский новый университет»стало включение статейнаучных сотрудников Института в коллективную монографию «Русский язык в поликультурном пространстве». «Монография включила в себя материалы (статьи, доклады) участников и организаторов разнообразных мероприятий, проходивших в рамках проекта Министерства образования и науки РФ «Разработка, апробация и реализация программ повышения квалификации специалистов и преподавателей по вопросам преподавания русского языка как неродного в образовательных учреждениях разных типов и видов» (Государственный контракт № 03.316.110135 от 05.12.2011). Несмотря на то, что главными адресатами проекта были учителя школ, а также преподаватели вузов и колледжей Российской Федерации, проект привлек к себе внимание и зарубежных участников, именно поэтому предметом рассмотрения в монографии является русский язык в своих многообразных проявлениях, а среди авторов монографии – коллеги-русисты из России, ближнего и дальнего зарубежья. В монографии представлен опыт работ республик РФ: Татарстан, Республика Саха (Якутия), Марий Эл, из СНГ – Армении.Онаадресована преподавателям русского языка, студентам и аспирантам, а также всем, кого волнуют судьба русского языка и возможности его изучения» [1, стр. 2].Рецензентами являются Черкезова М.В., д.п.н., профессор, академик АПСН, главный редактор научно-методического журнала «Русский язык в национальной школе», Грейдина Н.Л., доктор филологических наук, профессор Пятигорского гос. лингвистического университета.
Совместно с Санкт-Петербургским филиалом ОАО «Издательство «Просвещение» проводится ряд мероприятий: участие в мониторинговых исследованиях о потребности образовательных учреждений субъектов Российской Федерации в учебниках, учебных пособиях для обучения детей мигрантов и вынужденных переселенцев исходя из языковой градации данных потребителей (2011),по проблемам обеспечения преподаваниярусского языка и литературы нерусским обучаемымв среде педагогических работников с целью выявления потребности образовательных учреждений, субъектов РФ в учебниках, учебных пособиях для школ с обучением на русском (неродном) и родном (нерусском) языках, реализующих основные образовательные программы основного общего образования (2013); представление рецензий на пилотные экземпляры учебников по русскому языку и литературному чтению (2012, 2013); организация проблемных курсов, посвященных вопросам обеспечения преподавания русского языка и литературы на ступени основного общего образования в школах с родным (нерусским) и русском (неродным) языком обучения (2013). В 2015 году в двух пилотных школах началась апробация УМК для детей мигрантов и переселенцев по русскому языку и литературному чтению для 1-4 классов в соответствие с госконтрактом №09.Р35.11.0083 от 26 ноября 2014 года между Минобрнауки РФ и ОАО «Издательство «Просвещение» в рамках мероприятий по ФЦП «Русский язык» на 2011-2015 годы. Апробация организована в СОШ №27 и №30 г. Якутска.
Таким образом, реализация совместных проектов Института в рамках федеральной целевой программы «Русский язык» способствует формированию профессионального сотрудничества с педагогами других регионов России в сфере русского языка как неродного.
Литература
- Русский язык в поликультурном пространстве: монография. – М.: РосНОУ, 2014. – 328 с.
Иванова Алена Васильевна – кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт национальных школ Республики Саха (Якутия)», г. Якутск.