ЗВУКОВЫЕ ПОВТОРЫ В ПОЭМЕ В. ХЛЕБНИКОВА «КАМЕННАЯ БАБА»
SOUND REPETITIONS IN KHLEBNIKOV’S POEM “THE STONE WOMAN”
А. И. Ощепкова, И. В. Савченко
A.I. Oshchepkova, I.V. Savchenko
В статье выявляется роль звуковых повторов на материале поэмы В. Хлебникова «Каменная баба», которая является на сегодняшний день малоизученной на литературном поприще. Представлен анализ поэмы «Каменная баба», в основе которого классификация конфигурации повторов О. М. Брика. Сделан вывод о функциональности звуковых повторов в поэме для создания художественных образов.
The article shows the role of sound repetitions on «Stone Woman» material Khlebnikov’s poem, which is to date poorly understood in the literary field. The analysis of the poem «Stone Woman», based on the classification configuration repeats Osip Brik. It is concluded that the functionality of sound repeats in the poem to create artistic images.
Ключевые слова: Хлебников, звуковые повторы, аллитерация, эвфония.
Key words: Khlebnikov, sound repetitions, alliteration, euphony.
В. Хлебников – русский поэт и прозаик, основоположник русского футуризма, реформатор поэтического языка, экспериментатор в области словотворчества. Поэт экспериментировал как с правилами стихосложения, так и со способами передачи смысла при помощи звуковых повторов.
Роль звуковых повторов В. Хлебникова заметил лингвист Р. Якобсон: «В области эвфонии модификациями приема сопоставления являются: рифма, ассонанс и аллитерация (или, шире говоря, повтор)» [4, 1987: 308]. Исследователь также отмечал, что В. Хлебников являлся создателем заумного языка: «Заумный язык – значит находящийся за пределами разума <…> То, что в заклинаниях, заговорах заумный язык господствует, вытесняет разумный, показывает, что у него есть особая власть над сознанием, особые права на жизнь наряду с разумными» [4, 1987: 280].
Прежде чем непосредственно обратиться к анализу текста поэмы «Каменная баба», необходимо рассмотреть особенности звуковой организации в поэтической речи. Б.В. Томашевский выделяет эвфонию (звуковой состав поэтической речи) в качестве основного признака художественной речи. В частности, исследователь пишет, что подбор фонем языка может преследовать двойную задачу: 1) благозвучие речи, 2) выразительность [3, 1996: 89].
В поэме «Каменная баба» (10 марта 1919) можно заметить фольклорные образы скифов, которые несут в себе образ степного идола, какие сооружали кочевники как указатели направления для не знавших дорогу. Главной темой здесь является тема времени. Каменная баба как бы находится на перекрестке времен: прошлого, настоящего и будущего. Время может принимать пространственные формы, окаменевать и вновь оживать под взглядом поэта.
В основе анализа звуковой организации поэмы лежит классификация конфигураций эвфонических повторов, которую дал О.Н.Брик. До сих пор его классификация является в настоящее время популярной. [3, 1996: 92]
Двухзвучные:
1.Лица пыЛаюЩую книгу,/И месяц пЛачуЩему сыну… 2.И снежной ВяЗью Вьются горы,/Столетних ЗВукоВ твердые иЗВивы. 3.И раЗгоВоры Вод Заборы/Утесов, сВерху падших В ниВы. [1, 1987: 255]
Трехзвучные:
1.И на гРуди ее Булыжной/БлеСтит РоСа СеРеБРянным СоСцом. 2.Лица ПыЛаюЩую книгу.//И месяц ПЛачуЩему сыну…
Повторы классифицируются по их положению в ритмических единицах. В конце строк располагаются обе группы (Концовка): И синели крылья БАБОЧКИ,/Точно двух кумирных БАБ ОЧКИ.
Пример многократного повторения звуков, повторяются глухие «г», «в», «з», «р»: И снежной ВяЗью Вьются ГоРы,/ Столетних ЗВуков тВеРдые изВиВы./ И РаЗГоВоРу Вод ЗабоРы/ Утесов, сВеРху падших В ниВы.
В поэме «Каменная баба» повторяются не только согласные звуки, но и гласные. Ассонанс – повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков, один из видов звукописи:1.В степИ ковЫльной, меж камней./ ПрИшел И сел. Рукой задвИнул лИца пЫлающую кнИгу./ И месяц плачущему сЫну дает вечернИх звезд коврИгу. 2.Вас дрЕвняя воздвигла трЕба./ Вы тянЕтесь от нЕба и до нЕба./ Они суровы и жЕстоки,/ Их бусы – грубая рЕзьба.
Классификация Брика применима не только к повторению звуков, но и к повторению слов, синтаксических форм, значений и т.п. Эта классификация показывает, что звуковой подбор совершается не ради самих только звуков, но и с целью оформить звуковыми соответствиями распадение речи на ритмические единицы. Отчетливо это видно на рифме [3, 1996: 94].
Одним из видов звукописи является звукоподражание, когда используются слова, звучание которых как бы намекает на звуковые особенности изображаемых явлений. Для восприятия читателем звуков ему помогает определенный фонетический ассоциативный ряд. Такие ассоциации создают основу для эмоциональной окраски звука. Простейшим видом звуковых ассоциаций Б.В. Томашевский выделяет звукоподражание. Например, в строках поэмы «Каменная баба»: Ведь пели пули в ГлыБ лоБ, Без злоБы, чтоБы / СБРосил оковы ГРоБ мотыльковый, падал в ГРоБы ГроБ. / Гоп! Гоп! В неБо пРыГай, ГРоБ! [1, 1987: 256]
Многократный повтор звуков «г», «б», «р». Аллитерация, построенная на глухих звуках. Звукоподражание природным, разрушающим силам природы. Где звук «г», звук гула, не вполне ясного, сливающегося шума; звук «б» — звук захлопывающейся двери, в данном контексте подразумевается уходящая надежда (как захлопывающаяся крышка гроба); звук «р» соответствует раскату грома.
Благодаря ассоциативному ряду звуков мы приходим к выводу, что в поэме присутствуют слова, внушающие страх за будущее человечества, строки несут в себе некое послание о роке, который может подстерегать каждого человека.
С первого прочтения поэма сложновосприимчива, в ней сложно уловить главную тему и сопоставить образы. Но по написанию мы видим традиционную перекрестную рифмовку, это не акцентный стих Маяковского, здесь большую роль играют образы, изображенные поэтом. Поэзия Хлебникова сильна своим содержанием и в поэме «Каменная баба» поэт продемонстрировал всю силу своих образов.
Для поэзии В. Хлебникова характерны повторы слов, встречаются они в основном по два-три раза. Повторы слов усиливают общее представление о поэтических образах, словно дают понять, что они главные и нужно зациклить на них свое внимание, в поэме нам встречаются такие слова:
На сетке Млечного Пути//Видящий Млечным Путем; Игор игрою и грома; Помни, пока, эти веселые звезды, пламя блистающих звезд…; Дает вечерних звезд ковригу// Коврига хлеба и т.д.
В. Хлебников придал великую значимость числа и придал ему в своих литературных поисках всеобщий характер. «Чистые законы времени строятся на степенях двойки и тройки, первых четном и нечетном числах: Мой основной закон времени: во времени происходит отрицательный сдвиг через 3n дней и положительный через 2n дней; события, дух времени становится обратным через 3n дней и усиливает свои числа через 2n дней. Прошлое вдруг стало прозрачным <…> Я понял, что время построено на степенях двух и трех <…> У пространства каменный показатель степени, он не может быть больше трех, а основание живет без предела; наоборот, у времени основание делается твердыми двойкой и тройкой, а показатель степени живет сложной жизнью, свободной игрой величин <…> событие, достигшее возраста 3n дней, меняет знак на оборотный <…> Как-то радостно думалось, что по существу нет ни времени, ни пространства, а есть два разных счета, два ската одной крыши, два пути по одному зданию чисел» [2, 2003:186].
Фантастическое начало в поэме переплетается с фольклорным. Он умело использует аллитерации, ассонансы. То вот мы видим старинное древо, то вот мы уже как по мановению авторской мыслим, перемещаемся в пространстве и оказываемся в невесомом пространстве на сетке Млечного пути. Мы наблюдаем в этой поэме философское восприятие автором окружающего его мира.
Таким образом, в поэме «Каменная баба», благодаря использованию звуковых повторов гласных и согласных звуков, повторов слов и звукоподражанию, В.Хлебников создает особое смысловое восприятие художественных образов. На основании проведенной работы определены следующие, основные фигуры звуковой инструментовки поэмы «Каменная баба»: звукопись, аллитерация, ассонанс, звуковые повторы (двухзвучные, трехзвучные, многократные, эпифора), звукоподражание. Поэт, завораживающий красотой и мелодичностью стиха, смело экспериментирующий в области использования приёмов звукописи для создания народных художественных образов. Лирика поэта наполнена умышленными повторами и излишне созвучными словами. Каменная баба как бы олицетворяет вечный национальный образ России. В. Хлебников при помощи фольклорной звуковой инструментовки показал, что образ каменной бабы является глубинно скифским образом олицетворением человечества, вставшего перед вопросом о правильности своего существования во времени. Ставится проблема выбора человечеством правильного пути: жить прошлым настоящим или будущим. В. Хлебников показал себя истинным мастером слова, его произведения до сих пор таят множество таин.
Литература
- 1. Велимир Хлебников. Творения// М.Я. Полякова. – М, 1987. – С. 255-256.
- 2. Кузьменко В.П. Синхронное открытие физической сущности мнимости Велимиром Хлебниковым, Андреем Белым и Павлом Флоренским/// Материалы VIII международных Хлебниковских чтений «Творчество Велимира Хлебникова в контексте мировой литературы XX века». В 2-х ч. – Астрахань, 2003. – Ч. 1. – С. 180-188.
- 3. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. — М.,1996. – С. 90-94.
- 4. Якобсон Р. Работы по поэтике. — М., 1987. — С. 272—316.
Ощепкова Анна Игоревна – кандидат филологических наук Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова, г. Якутск.
Савченко Инна Вадимовна – студент 3 курса русского отделения, прикладная филология, Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова, г. Якутск.