М.К. Попова

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НЕРОДНОГО

NEW APPROACHES RUSSIAN TO TEACHING AS A SECOND LANGUAGE

М.К. Попова

M.K. Popova

Статья посвящена актуальной проблеме создания системы, способной обеспечить реальную опору на знания учащихся по родному языку в  процессе обучения русскому языку. Представлена идея взаимосвязанного изучения русского и родных языков (опоры на родной язык) как одна из основных в билингвальном образовании. Описаны результаты исследования учащихся 5-9 классов якутской школы. Сделан вывод о необходимости введения в практику модели билингвального обучения (взаимосвязанного) русскому языку.

The article is devoted to the actual problem of creating a system that can provide real support to the students knowledge of the mother tongue in learning Russian language. It presents the idea of the interconnected studying of Russian and native languages (in the native language support) as one of the major in bilingual education. The results of studies of pupils of 5-9 classes of the Yakut school. The conclusion about the necessity of introducing a model of bilingual education (interconnected) Russian language.

Ключевые слова: русский язык как неродной, обучение, билингвальное образование, якутская школа.

Key words: Russian as a foreign language, learning, bilingual education, the Yakut school.

В современной концепции обучения русскому языку идея взаимосвязанного изучения русского и родных языков (опоры на родной язык) является одной из основополагающих, так как в условиях контактного двуязычия русский и родной языки не могут изучаться изолированно.

В Концепции языкового образования РС (Я) ещё в 2000 г. было заявлено, что в методике преподавания русского языка в якутской школе «усиливается  значение сознательно-сопоставительного метода, основанного на понимании базы родного языка как лингвопсихологического фактора» [Концепция: 2001, 4]. Это значит, что языковые курсы должны быть скоординированы, согласованы и преемственны в содержании и структуре. Только в этом случае обеспечивается целостность, качественная полнота, внутреннее единство языкового образования в его систематичности и устойчивости, устраняется разобщенность, раздробленность  знаний по языковым предметам,  развивается лингвистическое мышление ученика.  Несмотря на то, что проблемы обучения русскому и родным языкам в национальной школе, в том числе и взаимосвязанного обучения языкам, являются объектом многочисленных научных исследований, многие вопросы остаются нерешенными в течение многих лет.

Сегодня нужно говорить о необходимости создания системы, способной обеспечить реальную опору на знания учащихся по родному языку в  процессе обучения русскому языку.

Для выявления скоординированности обучения языкам, согласованности и преемственности языковых курсов было проведено исследование учащихся 5 – 9 классов якутской школы.  Оно должно ответить также на вопрос насколько целостным, внутренне единым является языковое образование учащихся якутской школы.

Для проведения опроса был выбран Политехнический лицей г. Якутска (бывший СОШ №14 г. Якутска), т.к. учителя-языковеды  данного ОУ в начале 2000-х  разработали свою концепцию языкового образования с  целью формирования языковой личности учащихся. Опросом было охвачены учащиеся 5г, 6б, 7г, 8г и 9б классов с якутским языком обучения.

Во время изучения фонетики, лексики, состава слова, морфологии, синтаксис учащиеся  обнаруживали, что изучаемая тема  им известна из курса якутского языка. Некоторые учащиеся самостоятельно начинают проводить параллель между явлениями языка, видят наличие одинаковых или похожих тем. Это подтверждает, что большинство учащихся видит аналогии, умеет сравнивать, анализировать, обобщать даже в том случае, если учитель не обращает внимания на эти сходства.  Данные свидетельствуют об отсутствии скоординированного обучения русскому и родному (якутскому) языку.  Ответ на вопрос «Может, бывает наоборот: на уроке якутского языка ты понял(а), что эту тему вы изучали на уроке русского языка? (вспомни и напиши, какие это темы)» еще раз подтверждает данный факт. На вопрос «Помогают ли тебе знания по родному языку  лучше усвоить русский язык?» утвердительно ответили 48 чел., что составляет 41,38% опрошенных. Таким образом, примерно чуть меньше половины учащихся считают, что усвоенные на уроке родного языка знания влияют положительно на усвоение русского языка.

Исследование особенностей организации билингвального образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях (на примере РС (Я)» в условиях якутско-русского двуязычия, проведенное  по государственному заданию Министерства образования и науки РФ ФГБНУ «Институт национальных школ РС (Я)» подтверждает автономное функционирование языковых курсов.

Другое исследование, проведенное сотрудниками того же института в ноябре 2013 г., свидетельствует, что в реальном учебном процессе  многие учителя работают по двум учебникам параллельно: по учебнику русской и национальной школы, что  связано с тем, что УМК русской школы не совсем подходит для организации учебного процесса в национальной школе. Очень часто учителям приходится корректировать учебный  материал учебников, дополнять своими разработками, что занимает много времени. Факт параллельного использования учителями русского языка якутской школы наряду с УМК для русской школы учебники для (78,9% школ с родным (нерусским) языком обучения свидетельствуют о потребности в УМК, учитывающих специфические особенности учащихся определенной языковой группы (национальности).

Современный период развития методики преподавания русского языка как неродного характеризуется особым интересом к диалогу языков и культур. Идея взаимосвязанного изучения русского и родных языков обозначена в ФГОС как  формирование лингвистической компетенции.

Традиционно считается, что вопросы взаимосвязанного обучения родному и русскому языкам находятся в зоне внимания методической науки. Однако это касается в основном предупреждения отрицательного переноса.  А реализация взаимосвязанного обучения требует научно-методических и определённых  организационных усилий.  Проблемы взаимосвязанного обучения языкам являются объектом многих научных исследований, особенно в последнее время, тем не менее, многие вопросы остаются нерешенными.

Несмотря  на то, что  научная база, способствующая организации взаимосвязанного обучения родному и русскому языкам, в республике создана, на практике современная якутская школа предпочитает сегодня учиться по УМК русских школ, считая, что только так можно подготовить  учащихся к государственным экзаменам по русскому языку (ОГЭ, ЕГЭ). Т.е., школа целенаправленно не занимается формированием билингвальной языковой личности, а просто готовит к сдаче экзаменов. Поэтому закономерно, что на прошедшем в октябре 2015 г. XIII съезде учителей и педагогической общественности РС (Я) делегаты не только из улусов, но и города Якутска ставили вопрос о необходимости разработки учебно-методических комплектов для якутских школ.

Для совершенствования билингвального образовательного процесса, формирующего функциональное (сбалансированное) двуязычие, гражданскую и этнокультурную идентичность в федеративном государстве, обеспечивающего требования ФГОС по русскому языку и поддерживающего родной язык учащихся,  необходимо создать реальные условия для организации  билингвального образовательного процесса.

Исходя из вышесказанного, можно говорить о необходимости введения в практику модели билингвального обучения (взаимосвязанного) русскому языку.  Опрос, проведенный в школах г. Якутска и улусов республики, подтвердил потребность учителей русского языка в разработке УМК для якутской школы, учитывающего особенности контингента учащихся.

Подобная модель билингвального обучения русскому языку

—    учитывает знания учащихся по родному языку;

—  устраняет повторное изучение лингвистических знаний (дублирование) с целью уменьшения учебной нагрузки, рационализируя таким образом использование учебного времени по предметам  «Русский язык» и «Родной (якутский) язык», способствуя формированию билингвальной языковой личности и развитию позитивного сбалансированного двуязычия.

Литература

1. Концепция школьного языкового образования РС (Я). Якутск: Изд-во Департамента НиСПО МО РС (Я), 2001.

 Попова Мария Ксенофонтовна – старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт национальных школ РС(Я)», г. Якутск.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *