М. С. Соловьева, Франц Ф. Штаудингер

МАУЛЬТРОММЕЛЬ И ХОМУС:

ТЕСНАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ АВСТРИЕЙ И ЯКУТИЕЙ

MAULTROMMEL AND KHOMUS:

AUSTRIA AND YAKUTIA

М. С. Соловьева, Франц Ф. Штаудингер 

M. S. Soloveva, Franz F. Staudinger

В этой статье рассматривается связь между двумя регионами: Австрией и Якутией. Раскрывается история возникновения и распространения инструментов, а также отображение в изобразительном искусстве.

This article discusses the relationship between the two regions: Austria and Yakutia. It reveals the history of the emergence and dissemination tools as well as a map in the visual arts.

Ключевые слова: маультроммель, хомус, Австрия, Якутия.

Keywords: maultrommel, khomus, Austria, Yakutia

Культуры регионов, которые расположены далеко друг от друга и не имеют тесных контактов, иногда неожиданным образом находят точки сближения. Так, Австрия и Якутия сблизились в своей любви к варганной музыке, которая относится к одной из древнейших, вместе с тем не теряет своей привлекательности и по сей день в обоих регионах. В Австрии варган называют  «маультроммель», в Якутии – «хомус». Общее название инструмента – варган.

Что же такое маультроммель? В переводе с немецкого «мауль» — кувалда, «троммель» — барабан. Таким образом, в названии отражен способ извлечения звука на этом инструменте.

Маультроммель является одним из старейших инструментов мира, и из-за его простого строения и способа создания и обработки материала является известным и популярным во всем мире. Варган существует в многих разных формах и имеет много разных названий.

Обычно инструмент делается из металла, но также из дерева, бамбука или кости, особенно в Юго-Восточной Азии.

Форма маультроммеля одинакова в Азии, Европе и Америке и состоит из U-образной изогнутой металлической рамы с двумя параллельными концами, между которыми вставлен тонкий стальной язычок.

При игре маультроммель прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором. Для получения звука язычок ударяют пальцами и создают вибрацию. Каждый маультроммель имеет свой уникальный звук, изменение артикуляции органов рта и дыхания даёт возможность менять тембр инструмента и генерировать различные обертоны.


 Точное происхождение варгана не установлено, хотя исследователи говорят о том, что варган мог появиться пять тысяч лет тому назад на территории Южной Азии. Затем варган распространился через Азию в Европу и далее по всему миру.

В районе сегодняшней Республики Саха (Якутия) хомус появился уже около 3000 и больше лет назад. До сегодняшнего дня якутский хомус является одним из древнейших музыкальных инструментов. Мастера по производству хомусa занимали высокое социальное положение.

4.

В европейском пространстве первый маультроммель нашли во время Средневековья. Различные археологические находки указывают, что маультроммель распространился через торговые пути Ганзы из Новгорода, через Балтийское и Северное море до Голландии и Лондона.


На этой карте можно увидеть распределение археологических находок варгана с тринадцатого до пятнадцатого века.

К сожалению, до нас дошли только частично сохранившиеся музыкальные инструменты без язычка. Форма маультроммеля идентична во всех раскопках: (a) Рига (Латвия) – 13. — 14. века; (b) Сканёр (Швеция ) – конце 13. до начала 14.

5.

века; (c) Рибе (Дания) – (13. – 14. века); (d) Грайфсвальд (Германия ) — вторая половина 13. века); (e) Гамбург (14. век); (f) Лондон (нестратифицированный).


В Европе маультроммель быстро стал очень популярным, потому что маультроммель — очень легкий, транспортабельный инструмент. Поэтому был особенно популярен у странствующих людей: купцов, солдат и менестрелей. В шестнадцатом и семнадцатом веке часто художники изображали на своих картинах маультроммель. Например, эта картина голландского художника Дирка ван Бабюрена называется „Молодой человек с Маультроммелем».


В 18 веке маультроммель даже стал частью классической музыкии. Например, Йоханн Георг Альбрехтсбергер, учитель известного композитора Людвига ван Бетховена, в 1765 году написал семь концертов для маультроммеля. Австрийскому императору Иосифу II очень нравилась эта музыка, и он любил слушать концерты известного музыканта бенедиктинского монаха Бруно Глацла.

88..

Несмотря на такой интерес со стороны высокого искусства, маультроммель неизменно был популярен у простых людей.

Как это изображено на картине, которая показывает играющего на маультроммеле молодого человека у окна своей любимой девушки. Но в конце восемнадцатого века во время царствования императрицы Марии Терезии играть на маультроммеле было запрещено, тaк кaк маультроммель стал рассматриваться как греховный инструмент. Церковь обвиняла молодых мужчин в том, что они звуками маультроммеля соблазняют девушек. Поэтому церковь добивалась запрета инструмента. Запрет ввели, но он редко соблюдаются, а вскоре был отменен вообще.

Центром австрийского маультроммеля был и до сих пор остается город Мельн. Там уже в 1675 году была создана гильдия производителей маультроммеля. Производство процветало, и в 1818 году в Мельне, маультроммель производили на 34 предприятиях. До сегодняшнего дня Мельн остается одним из мировых центров производства маультроммелей.

В 19-м веке народная музыка была признана как отдельный жанр музыки и в этом жанре до сегодняшнего дня маультроммель играет важную роль.


В 1992 году была основана австрийской ассоциация маультроммеля, и в 2012 году австрийская традиция игры и изготовление маультроммеля были объявлены шедеврами нематериального наследия ЮНЕСКО.

Таким образом, благодаря традиции маультроммеля существует тесная связь между альпийскими территориями Австрии и богатыми традициями хомусa в Якутии.

Литература

  1. Kolltveit, Gjermund (2009): The Jew’s Harp in Western Europe. Trade, Communication, and Innovation, 1150–1500, in: Yearbook for Traditional Music 41, pp. 42-61.
  2. Conradt, Gerd (2000): Schamanenstimme und Volksinstrument. Die Maultrommel hat ihre Wurzeln im sibirischen Norden, in: Neue Zeitschrift für Musik 161, No. 4, S. 56-58, URL: http://www.jstor.org/stable/23989836, accessed: 09.02.2016.
  3. Austria-Forum, Tascheninstrumente, I. Schinnerl, URL: http://austria-forum.org/af/Heimatlexikon/Tascheninstrumente, accessed: 01.05.2016.
  4. Österreichischer Maultrommelverein-Online, URL: http://maultrommelverein.at/category/historisches/, accessed: 23.4.2016.

Иллюстрации

1. https://de.wikipedia.org/wiki/Maultrommel

2. http://www.absammuseum.at/4DCGI/veranstaltung_detail?2410

3. http://www.volksmusikschule.at/maultrommel.htm

4. Kolltveit, 2009: The Jew’s Harp in western Europe, S. 44.

5. Kolltveit, 2009: The Jew’s Harp in western Europe, S. 58.

6. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/92/Dirck_van_Baburen_-_ Young_man_with_jew’s_harp_-_Google_Art_Project.jpg

7. http://www.aeiou.at/aeiou.encyclop.data.image.a/a253561a.jpg

8. http://www.aeiou.at/aeiou.music.data.10.100110/100110c.jpg

9. http://austria-forum.org/af/Heimatlexikon/Tascheninstrumente

 

Соловьева Мария Сергеевна – старший преподаватель кафедры русского языка как иностранного Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.

Штаудингер Франц Фердинанд (Германия) — студент исторического факультета Университета Инсбрук (Австрия).

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *