СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ «АЛМАЗЭРГИЕНБАНК»
SOCIAL RESPONSIBILITY OF BUSINESS ON THE EXAMPLE OF ACTIVITY OF THE «ALMAZERGIYENBANK» COMPANY
Н.В. Чиннова, Д.А. Николаев
N. V. Chinnova, D. A. Nikolaev
Социальная ответственность определяет суть поведения компаний и их ответственность за вклад в развитие общества. Социально ответственной можно считать корпорацию, которая управляет бизнесом, принимая во внимание все возможные негативные и позитивные последствия своей деятельности в области экологии, экономики и социальной сферы. «Алмазэргиэнбанк» – крупнейший банк Республики Саха (Якутия). С момента своего основания он оказывает существенное влияние на развитие экономики нашей республики. Корпорация стремится учитывать интересы своих стейкхолдеров во всех аспектах деятельности, обеспечивая тем самым устойчивость своего бизнеса.
Social responsibility defines the essence of the behavior of companies and their responsibility to contribute to the development of society. Socially responsible can be regarded as the corporation that manages the business, taking into account all possible negative and positive impacts of its activities in the field of ecology, economy and social sphere.Almazergienbank is the largest Bank of the Republic of Sakha (Yakutia). Since its foundation, it has a significant impact on the economic development of our Republic. The corporation seeks to take into account the interests of their stakeholders in all aspects of performance, thus ensuring the stability of your business.
Ключевые слова: благотворительная деятельность, экологическая ответственность, банковский сектор, социальная ответственность.
Key words: charitable activities, environmental responsibility, banking sector, social responsibility.
В современных условиях бизнес находится в постоянном поиске новых эффективных инструментов управления. Корпоративная социальная ответственность – это концепция ведения бизнеса, которая предполагает учет компанией интересов общества в целом, а также возложение на организацию ответственности за ее влияние на различные сферы общественной жизни.
Социальная ответственность определяет суть поведения компаний и их ответственность за вклад в развитие общества. Социальная ответственность не является необязательным дополнением к основной деятельности компании и не ограничивается филантропией. Социально ответственной можно считать корпорацию, которая управляет бизнесом, принимая во внимание все возможные негативные и позитивные последствия своей деятельности в области экологии, экономики и социальной сферы [1,2008:145].
Социальная ответственность бизнеса носит многоуровневый характер:
1. Базовый уровень социальной ответственности бизнеса предполагает выполнение следующих обязательств: своевременная оплата налогов, выплата заработной платы, по возможности — предоставление новых рабочих мест (расширение рабочего штата).
2. Второй уровень социальной ответственности бизнеса предполагает обеспечение работников адекватными условиями не только работы, но и жизни: повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы.
3. Третий, высший уровень социальной ответственности бизнеса предполагает благотворительную деятельность и меценатство [2 ,2009:151].
Существуют внешняя и внутренняя форма социальной ответственности. К внутренней форме социальной ответственности бизнеса можно отнести: безопасность труда, стабильность заработной платы, поддержание социально значимой заработной платы, дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников, развитие человеческих ресурсов через обучающие программы и программы подготовки и повышения квалификации, оказание помощи работникам в критических ситуациях.
К внешней форме социальной ответственности бизнеса относят: спонсорство и корпоративная благотворительность, содействие охране окружающей среды, взаимодействие с местным сообществом и местной властью, готовность участвовать в кризисных ситуациях.
Различают следующие типы социальных программ, разработанных в ракурсе социальной ответственности: собственные программы компаний; программы партнерства с местными, региональными и федеральными органами государственного управления; программы партнерства с некоммерческими организациями; программы сотрудничества с общественными организациями и профессиональными объединениями; программы информационного сотрудничества со СМИ.
В основе социальной ответственности бизнеса лежат следующие мотивы
— развитие собственного персонала позволяет не только избежать текучести кадров, но и привлекать лучших специалистов на рынке;
— рост производительности труда в компании;
— улучшение имиджа компании, рост репутации;
— реклама товара или услуги;
— освещение деятельности компании в СМИ;
— стабильность и устойчивость развития компании в долгосрочной перспективе;
— возможность привлечения инвестиционного капитала для социально-ответственных компаний выше, чем для других компаний;
— сохранение социальной стабильности в обществе в целом;
— налоговые льготы.
АКБ «Алмазэргиэнбанк» АО – крупнейший банк Республики Саха (Якутия). С момента своего основания он оказывает существенное влияние на развитие экономики нашей республики. Для Алмазэргиэнбанка важным шагом является признание корпоративной социальной ответственности (КСО) и понимание того, что достижение высоких финансовых результатов и стратегических целей невозможно без взаимодействия со всеми стейкхолдерами. Алмазэргиэнбанк стремится учитывать их интересы во всех аспектах своей деятельности, обеспечивая тем самым устойчивость своего бизнеса.
Одними из основных направлений корпоративной социальной ответственности банка является участие в жизни общества и экологическая ответственность.
Традиционным направлением участия банка в жизни общества является осуществление благотворительной деятельности (charitableactivities), которая включает в себя поддержку спорта, здравоохранения, образования, культуры, а также помощь социально незащищенным слоям населения.
Кроме того, корпоративная социальная ответственность – это еще и забота о сотрудниках, стремление создать для них максимально комфортные условия работы. Именно это является залогом эффективности работы, а значит, и успешности всего бизнеса банка. Компания ценит и уважает своих сотрудников, и в обязательном порядке учитывает их мнение в ведении корпоративной политики.
Таким образом, последовательно реализуя мероприятия (events) в рамках корпоративной социальной ответственности, встроенной в бизнес-процессы, банк закладывает основу для достижения своих стратегических целей.За годы работы компания реализовала множество общественно значимых акций и мероприятий, например:
- «Алмазэргиэнбанк» за «Будущее Якутска».
2014 год в Якутске прошел под лозунгом Года народной инициативы. В течение года было реализовано много интересных, полезных, общественно важных проектов. В микрорайоне ДСК ко Дню города открылась новая большая и красивая детская площадка. Маленькие горожане получили этот замечательный подарок в рамках городской акции «Личный пример» от коллектива АКБ «Алмазэргиэнбанк» ОАО. Банк построил эту детскую площадку за счет собственных средств сотрудников. Площадка оборудована красивыми, современными и разнообразными комплексами, яркими элементами, начиная от классических горок и качелей, заканчивая батутом и уличными тренажерами. Эта площадка» — подарок маленьким горожанам. Строить и дарить детские площадки в Якутске и в улусах республики стало доброй традицией в рамках корпоративной социальной ответственности банка.
2. В Алданском районе Алмазэргиэнбанк организовал праздник ученикам Томмотской санаторной школы-интерната. Компания систематически проводит благотворительные акции дляданной школы, в которой учатся дети, растущие вне семейного тепла. И сотрудники Алмазэргиэнбанка из года в год стараются все сделать для того, чтобы хоть немного сделать их жизнь веселее и легче. Ребятам была вручена компьютерная игровая приставка«X-Бокс», которая стала логичным продолжением подарков, сделанных банком в предыдущие годы: широкоформатный телевизор, домашний кинотеатр, многофункциональное устройство для компьютерного класса. И, как всегда, Алмазэргиэнбанк приготовил для воспитанников школы-интерната новогодние сладкие угощения.
3.В городе Мирном сотрудники дополнительного офиса комплексно и очень творчески подошли к проведению благотворительной акции. Благодаря содействию городской администрации многодетным семьям были вручены сладости, конфеты и фрукты. Дополнительно каждый сотрудник офиса самостоятельно приобрел подарок, на котором были написаны в форме сердца пожелания. Сотрудники банка в костюмах Деда Мороза и Снегурочки вручили подарки многодетным семьям, фактически начав новогоднюю праздничную кампанию в Мирном.
4. Миллион в Фонд «Победа-70»
Якутский городской благотворительный фонд «Победа-70» был создан в рамках подготовки к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Его целью стал сбор средств на строительство в Якутске мемориального комплекса «Солдат Туймаады» и оказание материальной и финансовой помощи участникам войны. Понимая важность сохранения памяти поколений и осознавая социальную ответственность перед обществом, коллектив АКБ «Алмазэргиэнбанк» ОАО принял самое активное участие в подготовке празднования. Главным шагом стало перечисление однодневной заработной платы в городской Фонд Победы на общую сумму более миллиона рублей.
5.В июне 2015 г. «Алмазэргиэнбанк» принял участие в Республиканской акции «Подари жизнь дереву», которая стартовала за две недели до этого в рамках патриотического проекта «Лес победы». Главная идея проекта – посадка саженцев в честь каждого из 27 миллионов погибших граждан Советского Союза в Великой Отечественной войне.
6. Под эгидой Всероссийской акции «Дни финансовой грамотности» АКБ «Алмазэргиэнбанк» АО 7 и 8 сентября 2016 г. провел обучающие уроки по банковской деятельности для учащихся средних общеобразовательных школы Якутского городского лицея. В ходе «финансовых» уроков учителя из «Алмазэргиэнбанка» рассказывали ребятам об основах финансовой и банковской системы, о банковских продуктах, а учащиеся решали интересные задачи из операционной деятельности банка. Таким образом, в рамках социальной ответственности банк помогает школьникам определиться с будущей профессией.
7. Татьянин день с Алмазэргиенбанком
25 января 2016 г. в Культурном центре «Сергеляхские огни» собрались студенты, преподавательский состав СВФУ и приглашенные гости. АКБ «Алмазэргиэнбанк» ОАО является многолетним партнером Финансово-экономического института СВФУ. В рамках соглашения между Финансово-экономическим институтом СВФУ и банком реализуются совместные проекты, способствующие профессиональной подготовке и трудоустройству студентов. Алмазэргиэнбанк ежегодно поощряет студентов, добившихся успехов в учебе.
8. Акция «Вызов-кузов» стартовала в Якутске 10 апреля. В ней приняли участие десятки известных людей республики – политики, шоумены, бизнесмены и спортсмены. Эстафету Алмазэргиэнбанку передали коллеги из Банка ВТБ в городе Якутске. Председатель Правления АЭБ Людмила Николаева лично руководила каждым этапом акции. Брошенные старые автомобили являются серьезной проблемой городских и пригородных территорий. Благодаря участию известных людей в общероссийской акции «Вызов-кузов» данная проблема находит свое решение [3].
Также руководство банка уделяет особое внимание формированию здорового образа жизни своих сотрудников. 25 апреля состоялось закрытие грандиозного спортивного мероприятия – «Банкиады-2016». Итоги двухмесячной борьбы, победители и болельщики, горечь поражений и золото медалей – все это вошло в церемонию награждения, которая проходила в зале Дворца спорта «50 лет Победы». Соревнования среди банков проводятся с 2008 года по инициативе Банковского клуба, и год от года вызывают все больший интерес среди сотрудников финансовых учреждений. В этом году в соревнованиях приняли участие более 200 человек.
Таким образом, социальная ответственность ОАО «Алмазэргиэнбанк» способствует формированию положительного имиджа компании, созданию благоприятного общественного мнения о банке, а также позитивной психологической атмосфере в коллективе, что, несомненно, влияет на занятие корпорацией лидерских позиций на республиканском рынке банковских услуг.
Литература
1. Баранчиков Е. Социальный маркетинг: учебник /Е. Баранчиков, С. Горохов, А. Козаренко. — М.: Академия, 2008. — С.145.
2. Мурахтанова Н. М. Маркетинг: учебник/ Н. М. Мурахтанова, Е. И. Еремина. — М.: Академия, 2009. -С.151..
Чиннова Наталья Викторовна – старший преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова, г. Якутск.
Николаев Данил Анатольевич — студент 2 курса отделения рекламы и связей с общественностью филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.