М.Я. Мишлимович, Т.А. Чирикова

АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 9-10 КЛАССОВ

THE ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGICAL LEARDSHIP OF STUDENTS READING CLASSES 9-10

М.Я. Мишлимович, Т.А. Чирикова 

M.Y. Mishlimovich, T.A. Chirikova

В статье на основе результатов выборочного мониторинга учащихся 9-10 классов намечаются отдельные пути и приемы развития,  поддержки читательской среды в школе.

In the arcticle on the basis of selective monitoring of pupils of 9-10 classes are planned separate ways and techniques of results support the reader’s environment in the school.

Ключевые слова: круг чтения, читательские интересы, развитие и поддержка читательской среды

Keywords: reading circle, reading interests, development and support of media reader

      Одной из важнейших проблем, довольно остро обозначившихся в наши дни, является значительное сокращение объема чтения учащихся, которая привлекает внимание учителей, родителей, общественности. Действительно, раньше наша страна была «самой читающей» в мире и такие кардинальные изменения читательской среды удручают.

      По результатам исследования, проведенного ВЦИОМ в июле 2009 года, из 1600 респондентов 35% не читают вообще или читают крайне редко, 42% — читают от случая к случаю, 1% — затруднились ответить, только 22% читают практически ежедневно. Как видно, результаты вполне красноречиво свидетельствуют о падении интереса к книге.

      В поисках ответа на вечный вопрос: «что же делать в этой ситуации?» мы провели анкетирование в апреле 2016-го года среди старших классов. Анкеты ориентированы на учеников 9-10 класса, состояли из 7-ми вопросов, направленных на то, чтобы выявить литературные вкусы школьников, их конкретные пожелания. Какими качествами должен обладать учитель литературы? Какой урок литературы больше всего запомнился и почему? Удовлетворены ли Вы учебниками? Как, на ваш взгляд, нужно усовершенствовать учебник? Какие книги Вы советуете прочитать вашим друзьям? Какие телеканалы и телепередачи Вы предпочитаете смотреть в свободное время? Что нужно сделать, чтобы вернуть интерес к чтению? Назовите трех любимых литературных героев.

      Приведем безрадостные результаты нашего скромного мониторинга. В каждом классе было примерно одинаковое число учеников, около 20-ти.

Вопросы: Количество ответов в % учеников 9-го класса. Количество ответов в % учеников 10-го класса
Первый вопрос 90% 80%
Второй вопрос 80% 90%
Третий вопрос 100% 100%
Четвертый вопрос 70% 90%
Пятый вопрос 80% 80%
Шестой вопрос 70% 60%
Седьмой вопрос 50% 70%

      Как указывалось выше, вопросы нашей анкеты были несколько шире. К сожалению, лишь немногие ответили развернуто большинство учащихся ограничились довольно короткими ответами «да» или «нет», а зачастую оставив поля для ответа пустыми, что, безусловно, огорчает. Многие предпочитают зарубежную литературу, увлекаясь фентези, детективами, а также подростковыми романами и такими каналами как ТНТ, СТС, лишь единицы составляют исключение. Исходя из ответов, ясно, что большинство не читает самостоятельно, кроме предусмотренных школьным курсом произведений, об этом свидетельствуют ответы: «любимой героиней является Соня Мармеладова», «книга, которую я посоветовала своим друзьям – «Война и мир» и «Преступление и Наказание»», которые изучают в 9-х и 10-х классах.

      Основываясь на результатах анкетирования можно утверждать, что для большинства опрошенных оказались наиболее трудными шестой и седьмой вопросы («Назовите трех любимых литературных героев», «Что нужно сделать, чтобы вернуть интерес к чтению?»). Ответили на них единицы, остальные стыдливо «опустили или отделались» фразой «не знаю».

      Таким образом, ситуация с 2009-го года по сей день незначительно изменилась и все по-прежнему свидетельствует о падении интереса к чтению. Но что же тогда мы предлагаем? Что, кроме уроков литературы, может повысить интерес к чтению? По нашему глубокому убеждению, существует несколько путей. Кроме того, необходимо глубокое осмысление сложившейся ситуации, Причин такого положения множество: общая культурная ситуация в стране, социальные, семейные, финансовые проблемы. Мы присоединимся к позиции А.Б. и М.Ю. Перзене, которые выделяют такие факторы, «влияющие на достаточно распространенные тенденции отсутствия мотивации учащихся к чтению», как прагматизм современных школьников, влияние интернет-пространства, «принудительное чтение» изучаемых текстов под учительским и родительским давлением, «достаточно негативный интерес … к легкому чтиву, нередко малохудожественному и даже ширпотребному» [3, 2014: 162].

      Что же делать? «Куда ж нам плыть?» — безусловно, не претендуя на универсальные, всеобъемлющие ответы на эти «вечные» вопросы, попытаемся показать отдельные пути и приемы развития и поддержки читательской среды в школе.

      Во-первых, это интеграция усилий учителя-словесника, семьи и родителей. Бесспорно, семья занимает очень важное место в процессе приобщения к чтению. Родители, как и учителя, являются примером для подражания. Если они не держат в руках книгу, то и дети не будут. К сожалению, немногие родители читают своим маленьким детям вслух, а психологи небезосновательно утверждают, что читательская компетенция начинает формироваться с раннего детства.

      Современные подростки, в первую очередь, зрители, поэтому важна и постоянная интеграция с искусством. В школе мы изучаем литературу как вид искусства, а ее назначение – воздействовать на душу человека, на его мысли и чувства, давать нравственную опору, что весьма актуально в наше противоречивое и сложное время. Приоритетом работы учителя является то, чтобы ученик с радостью приходил на урок, чтобы его интерес не угасал. Именно поэтому многие учителя используют технологию интеграции. Музыка, кино, театр, живопись помогают полно, адекватно понять произведение.

      Тематический год, юбилейные даты, Декады, Недели, даже Ночи книги, которые получили распространение в последнее время, как традиционные вечера, утренники, турниры, олимпиады, безусловно, важны как эпизодические факторы поддержки читательской среды, но более значительное влияние для устойчивой мотивации к чтению имеют постоянные факторы, которые указывали в своих ответах ученики.

      Последний год был объявлен годом литературы, а нынешний объявлен годом кино. Действительно, тематический год – это определенная гарантия того, что правительство и все общество обратят свое внимание и выделят определенное количество ресурсов на проблемы, связанные с ними, что обнадеживает. Учителю остается ждать, что этот год принесет определенные плоды в индустрии кино.

      Безусловно, учитель является самым главным примером для подражания, ведь недаром в своих анкетах учащиеся не раз подчеркивали его читательскую эрудицию, умение заинтересовать материалом, психологические и ораторские качества, его умение применять современные технологии, креативность, умение выслушивать разные мнения, не навязывая своего и др. Прежде всего это пример учителя-словесника, его начитанность, его постоянные рекомендации книг, а также привлечение студентов-практикантов, оформление кабинетов, коридоров.

      Для возвращения интереса школьников к книге необходимо следующее:

  • систематический мониторинг читательских интересов;
  • перспективное планирование системы педагогического руководства самостоятельным чтением;
  • значительное обновление корпуса рекомендуемых произведений;
  • постоянная мотивация к чтению (пример учителя, литературная атмосфера в школе, активное обращение к ресурсам интернета, компьютерным технологиям, теле- и киноверсиям литературных произведений, личностному читательскому опыту учеников, библиографическая насыщенность всех уроков);
  • усиление теоретического и культурологического аспектов в преподавании литературы;
  • проведение интересных по содержанию и по методическим решениям уроков внеклассного чтения;
  • активное участие родителей в процессе подготовки грамотного читателя [2, 2010: 16-17]

      «Только тогда, когда изучение литературы в школе оказывает существенное влияние на формирование умений и навыков самостоятельного чтения учащихся и внимание к и воспитание их литературных вкусов, мы можем считать работу учителя словесника результативной» [1, 1974: 132-133]. Это утверждение Л.Г. Жабицкой, высказанное почти полвека назад, весьма актуально и сегодня. Формирование читателя и формирование личности с помощью книг – главная задача учителя литературы.

     Литература

  1. Жабицкая Л.Г. Восприятие художественной литературы и личность. – Кишинев, 1974;
  2. Мишлимович М.Я. Формирование читательской компетенции в контексте литературного образования учащихся старших классов. – Якутск, 2010;
  3. Перзене А.Б., Перзене М.Ю. Проблемы чтения в современной школе и пути формирования читательских мотиваций у учащихся. – Национальная программа поддержки и развития чтения: год восьмой // Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции «Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы» — М., 2014.

     Мишлимович Мира Яковлевна – кандидат педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы СВФУ имени М.К. Аммосова, г. Якутск.

     Чирикова Татьяна Анатольевна  — студентка 2 курса отделения русского языка и литературы филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *