Никаева Т.М., Соловьева Е.В.

 

ОБРАЗ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

THE IMAGE OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) IN THE LINGUISTIC CONSCIOUSNESS OF MODERN STUDENTS

 Т.М. Никаева, Е.В. Соловьева

T.M. Nikaeva, E.V. Solovyova

В статье предпринимается попытка выявить содержание образа Республики Саха (Якутия) в языковом сознании студентов, проживающих на ее территории и обучающихся в городе Якутске. Определение «внутреннего» имиджа Республики, сформированного в сознании молодых людей, позволит получить, с одной стороны, сведения лингвистического характера: смоделировать ассоциативный профиль рассматриваемого образа Республики; а с другой, сделать определенный социальный прогноз, выяснив, насколько молодежь считает Республику благоприятным местом для проживания и собственного развития. Другой важной задачей нашего исследования является выявление этнокультурных особенностей языкового сознания респондентов.

The article attempts to identify the content of the image of the Republic of Sakha (Yakutia) in the linguistic consciousness of the students, residing and studying in the city of Yakutsk. The definition of «internal» image of the Republic, formed in the minds of young people, will allow to obtain, on the one hand, the information of linguistic nature: to model associative profile of the image under consideration of the Republic; and on the other, to a certain social Outlook to find out how young people considers the Republic a good place to stay and private development. Another important objective of our study is to identify the ethno-cultural peculiarities of linguistic consciousness of the respondents.

Ключевые слова: направленный ассоциативный эксперимент, языковое сознание, психолингвистические методы, исследование образа Республики Саха (Якутия), студенты.

Key words: directional associative experiment, linguistic consciousness, psycholinguistic methods, the study of the image of the Republic of Sakha (Yakutia), students.

В последние годы все чаще говорится о необходимости формирования положительного образа Республики Саха (Якутия) как в самом регионе, так и за его пределами. Это обусловлено социальными, экономическими, культурными особенностями развития региона. На государственном уровне была утверждена «Концепция имиджевой политики Республики Саха (Якутия) на 2012-2020 гг.», а также инициирован социологический мониторинг восприятия образа Республики, рассчитанный на четыре года с 2012 – 2016 гг. Но для комплексного анализа ситуации, связанной с выявлением особенностей восприятия Республики, должны проводиться исследования не только социологического характера, но и с привлечением знаний смежных наук -психологии, лингвистики, психолингвистики.

Для достижения поставленной цели и задач исследования мы использовали следующие методы: статистический, метод завершения предложения, сопоставительный, описательный, метод семантического «гештальта» Ю.Н. Караулова, а также направленный ассоциативный эксперимент, который, по мнению Л. В. Сахарного, «более полно выдает глубинные ассоциативные связи в сознании опрошенных и помогает выявить точные, социально закрепленные структуры».

Для выявления содержания образа Республики Саха (Якутия) в языковом сознании современных студентов мы использовали направленный ассоциативный эксперимент (НАЭ). В анкете испытуемые указывали свои личные данные: пол, возраст, национальность, родной язык, профессию (будущую), постоянное место проживания до поступления в ВУЗ/ССУЗ. Давали реакции на предложенные стимулы — записывали первые пришедшие на ум слова, словосочетания, предложения.

Стимулы. Испытуемым предлагалось: дать определение на слово-стимул «Республика Саха (Якутия)» (какая она?); записать несколько прилагательных, пришедших на ум; закончить предложение «Республика Саха (Якутия) – это..?»; записать несколько имен, фамилий, с которыми ассоциируется Республика: «Запишите слова, которые наиболее подходят под определение «символ Республики Саха (Якутия)»; отметить наиболее распространенные, по мнению респондентов, стереотипы, связанные с Республикой Саха (Якутия). Вариант анкеты представлен в приложении.

Испытуемые. В эксперименте участвовали студенты из города Якутска, обучающиеся в настоящее время в высших или средних образовательных учреждениях в возрасте от 15 до 30 лет. Мы разделили испытуемых на пять групп по этническому и языковому признаку: 1 группа — русские с родным русским языком (68 человек);  2 группа — другие национальности с родным русским языком в количестве (53 человека: среди них были якуты, смешанные («сахаляры»/метисы), буряты, татары, швед, эвенки, эвены, корейцы, евреи, украинцы, белорусы, «алтайка», «лачка» — по анкетным записям);  3 группа — якуты с родным якутским языком (128 человек);  4 группа — другие национальности с родным якутским языком (13 человек — это представители коренных народов Севера: эвенки, эвены, юкагиры, буряты); 5 группа — другие национальности с иностранным языком в количестве (10 человек: китайцы, украинцы, немец, молдаванин с родными этническими языками соответственно). Если респондентов разделить на группы, используя языковой принцип деления, то получится три группы:  с родным русским языком (121 человек); с родным якутским языком (141 человек); с иностранным языком (10 человек).

Эксперимент проводился на русском языке в письменном виде, поэтому участниками могли студенты, владеющие русским языком на продуктивном (производящем) уровне. При обработке анкет исключались анкеты, заполненные менее чем на 50 процентов от общего количества вопросов и те, в которых были некорректно заполнены личные данные участника.

Первый вопрос анкеты звучит так: «Республика Саха (Якутия) – какая она? Запишите 5-10 прилагательных, которые у вас ассоциируются с Республикой…» Анализ ответов позволил выявить схожее и различное в этнических сознаниях участников эксперимента. У всех групп, разделенных по этнической и языковой принадлежности, преобладают такие ответы, как «холодная», «красивая», «большая», а также «богатая» и «многонациональная». Образ Республики тяготеет к общей положительной оценке. В АП русских и якутов, говорящих на своих родных языках, преобладает семантическая зона «особенности климата», они отмечают, прежде всего, что Республика «холодная», у якутов регион чаще определяется как «красивый», у русских – значима семантическая зона «размер» представлена словом «большая» и его синонимами.

Что примечательно, в ассоциациях очень много противоречивых, антонимичных прилагательных: холодная – теплая, солнечная – туманная, чистая – грязная, богатая – бедная, большая – маленькая, многонациональная – малонаселенная, и множество других. Но также немало и синонимичных рядов прилагательных: снежная, морозная, зимняя, холодная, северная, белая и др.; огромная, большая, широкая, необъятная, обширная и др.; и так далее. Эти антонимии, как полагают многие философы (Бердяев Н.А., Лосский Н.О.), заложены в русском национальном характере, возможно, поэтому они давали часто реакции, антонимичные стимулам.

Следующий вопрос анкеты звучал так: «Республика Саха (Якутия) – это…? Продолжите предложение». Характеристика реакций позволит выявить отношение к своей родной земле у молодого поколения, а также сделать некоторые выводы о влиянии СМИ. Следуя наблюдениям, можно сказать, что самой частотной реакцией у всех подгрупп студентов был ответ «Моя/наша родина» — независимо от национальности и родного языка. Также немало таких ответов, как «Мой дом», «Субъект РФ», «Красивая природа», «Царство Вечной Мерзлоты», «Самая большая республика в России/мире», «Богатая полезными ископаемыми земля», «Место/край, где я родился/живу» и другие. В большинстве ответов даются положительные реакции среди всех подгрупп, но с небольшими различиями в характере ответов: у русскоязычных больше отмечаются: богатство республики, большая территория, холодная и красивая природа, культурное наследие, большие возможности для роста и прогресса; у якутоязычных в большей мере превалируют эмоционально-оценочные реакции, описывающие дружелюбный характер народа, красоту и уникальность природы, привязанность и любовь к родине такими словами, как «наша гордость», «любимая», «родная», «невероятная» и другими; у иноязычных студентов также отмечаются величина территории, красота природы и холодные условия, культурное наследие и принадлежность к стране.

По данным вопроса анкеты «Запишите 5-10 имен, фамилий, с которыми вы ассоциируете Республику Саха (Якутия)» можно выявить самых ярких и запомнившихся представителей нашей республики. Политические лидеры отмечались всеми опрошенными чаще, чем исторически значимые и литературные деятели края. Во всех подгруппах чаще всего называли Николаева, Борисова и Штырова — руководители Республики, затем следуют литераторы: Ойуунский и Кулаковский, на третьем месте по популярности — М.К. Аммосов, чьим именем назван вуз, а среди якутских имен чаще всего в ответах встречаются — Сардаана и Нюргун. Народных мифологических героев (Нюргун Боотур, Эллэй Боотур, Туйаарыма Куо, Манчаары и др.), как ни странно, вспомнили лишь некоторые испытуемые. У якутов с родным якутским языком реакции на данный стимул оказались самыми разнообразными. Они, в отличие от других групп, часто упоминали звезд якутской эстрады (у других групп практически не упоминаются таковые). Результаты эксперимента показали, насколько отличаются сознания якутоязычных и русскоязычных испытуемых и их знания якутской литературы, культуры, мифологии.

Пятый вопрос анкеты: «Запишите 5-10 слов, которые, по вашему мнению, наиболее подходят под определение «символ Республики Саха (Якутия)». На первом месте у всех групп назван символом Республики Саха (Якутия) «алмаз» как наиболее популярный в историческом, культурном плане символ, который прочно закрепился в языковом сознании жителей Республики. На втором месте стоит ответ «олень» — животное, чаще всего встречающееся в различных иллюстрациях и фотографиях региона. Очевидно, этот ответ является результатом влияния СМИ. Все группы на слово-стимул «символ РС(Я)» называли реалии флоры и фауны региона. И это объективно обусловлено территориальными богатствами Республики Саха (Якутия), которые ценятся ее жителями и представляются как ее символы. Наличие абстрактных ответов во всех группах мы можем объяснить тем фактором, что чем выше абстракция называемого предмета или явления, тем больше наполняемость понятия субъективным значением, исходящим из личного опыта человека.

На следующий вопрос анкеты «Запишите наиболее распространенные, по вашему мнению, стереотипы, связанные с Республикой Саха (Якутия)» можно выявить видение образа Республики Саха (Якутия). В стереотипных установках группами чаще всего подмечается богатство региона и его жителей («алмазы везде», «бриллианты», «меха», «пушнина», «золото», «высокие доходы» и др.), климатические особенности («холод», «зима круглый год», «снег», «вечная мерзлота», «-50/-60/-70 градусов по Цельсию» и др.), близость местного народа и животных («олени на улицах», «медведи по соседству», «собаки в упряжке», «корова у каждого» и др.), экзотичный для центральных городов способ передвижения («олени как транспорт», «собачья упряжка», «сани» и др.) и проживания (живут в «юртах», «иглу», «избах»¸ «чумах», «нет бетонных домов» и др.), неразвитость и нецивилизованность общественного уклада и технологий («нет цивилизованности», «нет Интернета», «дикость», «нет образования» и др.). Были названы и такие группы стереотипов, как: одежда («шубы», «куртки», «меха», «унты» и др.), национальная еда («строганина», «кумыс» и др.), национальные жилища и предметы быта («чороон», «хомус», «юрта», «чум», «балаган», «иглу» и др.), национальные праздники и достопримечательности («Ысыах», «Ленские столбы», «река Лена», «Булуус», «Олонхо» и др.). Также стоит отметить более развернутые и эмоционально окрашенные реакции у групп Русские2 и Другие национальности2 с родным русским языком по сравнению с остальными группами.

Подводя итого, можно сказать, что этническое и языковое сознание имеют как различия, так и сходства у представителей разных этносов, и в большинстве своем зависящих от родного языка и культуры его носителя.

По результатам нашего эксперимента можно сделать общий вывод о том, что Республика Саха (Якутия) оценивается большинством респондентов положительно. Негативные характеристики составляют около 15 % и связаны они с низкими темпами развития региона, плохой работой коммунального хозяйства города (испытуемые писали «грязно», «плохие дороги», «пыльно» и т.д.).

Литература

  1. Белянин, В.П. Психолингвистика: Учебник/В.П. Белянин. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2003. – 232 с.
  2. Буряковская, В.А. Признак этничности в семантике языка (на материале русского и английского языков)/В.А. Буряковская // Диссертация/ Под рук. Е.И. Шейгал. – Волгоград, 2000. – С. 4–5.
  3. Васильева, Р.И. Языковая ситуация в Республике Саха (Якутия) (на материале Приленья)/Р.И. Васильева// Вестник ВГУ. Серия: лингвистика и межкультурная коммуникация, 2012. – № 1. – С. 89–91
  4. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики: Учебник для студ. высш. учеб. Заведений. – 4-е изд., испр. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.
  5. Лурье, С.В. Историческая этнология / С.В. Лурье. — М.: Наука, 1997. – 145с.
  6. Никаева, Т.М. Этнокультурная специфика образа себя и образа другого в языковом сознании русских, якутов, эвенов и эвенков / Т.М. Никаева // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. – М.: 2013. – С. 7–9.
  7. Сахарный, Л.В. Введение в психолингвистику. –  Л.: Издательство Ленинградского университета, 1989. — 184 c.
  8. Тарасов, Е.Ф. Образ мира/Е.Ф. Тарасов// Вопросы психолингвистики. – 2008. — № 8. – С. 6–9.
  9. Тобурокова, В.М. Региональный русский ассоциативный словарь: Учебное пособие/В.М. Тобурокова. – Якутск: Изд-во Якутского университета, 2008. – 84 с.

10. Фрумкина, Р.М. Психолингвистика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Р.М. Фрумкина. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с.

 

Никаева Татьяна Михайловна – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова, г. Якутск.

Соловьева Елизавета Васильевна – студентка 4 курса отделения отечественной филологии филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *