Мишлимович М.Я., Голомарева Ю.Ю.

ИНТЕГРАЦИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И КИНО НА ЗАНЯТИЯХ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ В ПРОФИЛЬНЫХ ГУМАНИТАРНЫХ КЛАССАХ

INTEGRATION LITERATURE AND CINEMA IN THE CLASSROOM ELECTIVE COURSES IN SPECIALIZED HUMANITARIAN CLASS 

М. Я. Мишлимович, Ю. Ю. Голомарева

M. Ja. Mishlimovich, Yu.Yu. Golomarevа

В статье на примере интегрированного занятия элективного курса показаны возможности привлечения фрагментов экранизаций для организации исследовательской деятельности учащихся.

The article on the example of the integrated classes elective course shows the possibility of attracting adaptations of pieces for the organization of research activity of pupils.

Ключевые слова: элективные курсы, исследовательская деятельность, экранизация.

Keywords: elective courses, research, screen.

На современном этапе образования в ходе внедрения в обучение различных новаций, остается открытым вопрос о духовном становлении школьника, личностном самоопределении, познании себя как индивидуальности. Становится ясно: для того, чтобы ориентироваться в океане информации и превратить свои знания в жизненную мудрость, нужно не только подняться по ступеням школьного и университетского образования, но и погрузиться в мир литературы, поэзии, театра и кино, которые открывают нам эстетическое измерение нашего существа [1,2003:343].

Традиционные уроки литературы в старших классах направлены на одностороннее рассмотрение художественного текста: изучение теории литературы, чтение объемных программных произведений, их анализ. Э. Морен[1] подтверждает, что «литература <…> должна рассматриваться не только и не главным образом как объект грамматического, синтаксического и семиотического анализа» [1,2003:343], как материал для сдачи творческого части ОГЭ и ЕГЭ, «но и как школа жизни, причем в нескольких аспектах: школа языка; школа поэтического качества жизни, формирования эстетического чувства, умения восхищаться; школа открытия себя, где каждый человек может узнать себя в некоторых персонажах читаемых романов <…>; школа человеческой сложности, умения жить в сложных ситуациях; школа человеческого понимания» [1,2003:343].

Поэтому стоит отметить, что к выбору содержания занятий следует подходить с точки зрения интересов современного школьника, его потребностей в знаниях, круга интересов. Эти особенности изучения литературы, безусловно, могут воплотиться в профильных гуманитарных классах на занятиях элективных курсов.

В процессе руководства учебной деятельностью на таких занятиях важной является «необходимость учитывать динамичность и открытость слова-образа, его способность к мгновенным модификациям по уровням сложности, по количеству связей и других свойств», это позволяет «при сокращении времени обучения значительно повысить качество освоения материала <…> его интерпретации» [2,2014:266].

Одним из актуальных видов художественной интерпретации литературного текста является его экранизация. Киновпечатления школьников изменяют читательское восприятие, обогащают и углубляют изучение литературных произведений. Увлечение детей кинематографом не следует считать бедствием, ведь он близок детскому сознанию. В кино дети признают искусство, родственное природе их видения. В самом деле, школьник видит мир в движении, смена зрительных впечатлений захватывает его. Динамизм — неотъемлемый признак киноискусства. Подростковое и юношеское мышление конкретно, ассоциативно, а киноассоциация строит фильм.

Приведем пример одного занятия из авторской программы профильного элективного курса «Детектив: мир загадок и тайн…», которое по форме проведения стало интегрированным. Учащимся предлагалось просмотреть кинофильм «Ворон», подобранный специально в соответствии с темой занятия «Сие сотворимый Эдгар По» и «нарезанный» на ключевые эпизоды 2 учениками в качестве индивидуального домашнего задания. Для репродуктивно-исследовательской работы над кинокартиной были розданы карточки с вопросами, на которые учащиеся отвечали по ходу просмотра.

Сам фильм «Ворон» (англ. The Raven) представляет собой американский детективный триллер режиссёра Джеймса Мактига об Эдгаре Аллане По. Сценарий написан Беном Ливингстоном и Ханной Шекспир. В главных ролях Джон Кьюсак, Элис Ив и Оливер Джексон-Коэн. Съёмки начались в ноябре 2010 года в Белграде и Будапеште. Премьера прошла в марте 2012 года в Великобритании и Испании, в России — 12 апреля 2012 года. В сюжет заложен рассказ о последних днях жизни Эдгара Аллана По. Знаменитый писатель и поэт вместе с детективом преследует серийного убийцу, чьи преступления в точности повторяют сцены из его произведений.Фильм получил преимущественно положительные отзывы критиков, в интернете на различных форумах киноманов можно найти огромное количество восторженных рецензий [3].

Опережающие задания по видеоматериалу имели разноплановый характер: деление на группы предполагало работу по различным сферам жанровой специфики детектива – от изучения его структуры в кино (например, функционирования системы образов персонажей) до наложения сюжетов рассказов По и введения его знаменитого образа-символа ворона из одноименного стихотворения «детективщика» в фильм. Кроме того, задания для них были распределены по степени сложности в зависимости от потенциала и возможностей, выбора учащихся. Репродуктивные задания были следующими:

1-ая группа:

Распределить героев кинофильма по их функциям «типичные персонажи детектива», вписав их имена около его роли в списке ниже. Какие роли отсутствуют в системе образов «Ворона»?[2]

    Сыщик – частный детектив … «отсутствует»

    Сыщик – профессионал, работник полиции … «детектив Филдс (инспектор)»

    Сыщик-любитель – его хобби является расследование преступлений … «возможно, Аллан По»

    Преступник … «Рейнолдс Айвен (самый незаметный работник конторы)»

    Потерпевший … «Джон, миссис Бредли, Эмили (возлюбленная По)»

    Свидетель …         «стали потерпевшими (все убиты, кроме Эмили)»

    Компаньон сыщика …

    Консультант – лицо, которому что-либо известно …        «Аллан По»

    Помощник – сам не ведет расследование, но обеспечивает сыщика и консультанта информацией … «капитан Гамильтон»

    Подозреваемый … «явного подозреваемого не было, так как все убийств были тщательно спланированы и отработаны, а единственной уликой были сюжеты произведений Аллана По»;

    Сюжет … «Детективный кинофильм «Ворон» имеет запутанный сюжет, от того – и запутанную систему персонажей: в главной роли писатель Эдгар Аллан По, по мотивам его произведений происходит серия так и нерасследованных убийств; для распутывания преступлений был назначен инспектор полиции Филдс, который сразу же подозревает самого По, вскоре выясняется, что Аллан никак не причастен к происходящему и его берут, как ценного свидетеля, на распутывание дел. Отсутствуют такие типичные персонажи детективного жанра, как частный детектив, сыщик-любитель и подозреваемые. Этот выбор сценариста можно объяснить тем, что его задумкой было отдать расследование в руки официальной полиции и сделать акцент на писателе, а не на других ролях, тем более, что в монологе преступника в конце фильма идет речь о восхищении и зависти к писательскому мастерству и славе По»;

и 2-ая группа:

Составить развернутую характеристику главного – Эдгара Аллана По:

Портретная характеристика

«Одет чисто, аккуратно, по последней моде своего времени; характерные черты: храбрый, любопытный, образованный, любит чисто и искренне, готов идти на подвиги и жертвы ради любимой»

Отношения с людьми

«Я презираю тех, кто презирает меня»; к людям относится уважительно, с особым интересом писателя, не любит людей черствых, закрытых и «мнящих себя кем-то выше бога»

Религиозные мировоззрения

«Верит в «справедливую всемогущую руку бога»

Душевные переживания

«Поэт – тонкая натура; у него слабая психика, любит выпить и забыться, отстраниться от жестокого мира; очень любит и хочет жениться, его любимая – единственное светлое пятно в жизни; его второе я – ворон, который приходит к нему в минуты некоего сумасшествия: он неистово пишет рифмы и трагические эпизоды своих детективных мистических рассказов, смотря в зловеще черные глаза ворона, следящие за ним; очень одинок и скромен, не любит общество Балтимора за его жестокость и твердолобость…»

При обращении к следующим вопросам были получены такие ответы. Почему фильм был создан по мотивам рассказов и биографии именно этого писателя? Чем он (писатель) интересен для читателя? Почему по сюжету фильма общество Балтимора не принимает писателя?

«Мистическая история жизни Эдгара По очень интересна и захватывает дух, режиссерская задумка – показать зрителю всю многогранность этой личности, пофантазировать и окунуться в мир его знаменитых детективных рассказов. Творческим личностям, таким как По, очень тяжело общаться с людьми, их не воспринимают в серьез, тем более люди не понимают и боятся произведений писателя».

Задания следующих трех групп имели более сложный характер, при их выполнении учащимся следовало применить свои знания по теории литературы.

Задание 3-ей группы: в своем первом рассказе «Убийство на улице морг» Эдгар По отвел особое место рассмотрению такой человеческой способности, как «аналитический склад ума». По мнению писателя, именно это качество человека может помочь ему стать хорошим детективом. (*Из толкового словаря: 1) Аналитическими называют такие рассуждения человека, в которых используются методы анализа, логического разбора. 2) Если о человеке говорят, что у него аналитический ум или аналитический склад ума, то имеют в виду, что он всегда рассуждает логично, раскладывает явления и вещи на их составляющие, отыскивает их причину и следствие). Как вы думаете, каким был потенциал детектива из фильма «Ворон»? Каков был его анализ действий преступника? Запишите поэтапные ключевые моменты, которые помогли ему раскрыть дело.

К карточке с заданием был приложен фрагмент текста «Убийство на улице Морг» — первый эпизод, который содержит эпиграф к рассказу По (цитату Томаса Брауна из «Захороненные в урнах») и первоначальные вступительные рассуждения писателя об «аналитических способностях нашего ума».

Учащиеся пояснили: «Вместе с инспектором Эмметтом Филдсом серийного убийцу преследует знаменитый писатель и поэт Эдгар Аллан По. В течение всего расследования с помощью аналитических махинаций ума которого было расследовано и раскрыто четыре преступления, в точности повторяющих сцены их произведений По. Потенциал детектива был мал, ему удалось лишь сопоставить и найти сходства у убийств и сюжетов рассказов По, далее ему уж помогал сам писатель, который и спас последнюю жертву – Эмили, свою возлюбленную»;

Задание 4 группы содержало эвристический характер:

«Часто заголовки различных газет пестрят трагическими новостями о совершенных накануне преступления. Преступники бывают разные и мотивы их действий также различны. В фильме «Ворон» преступник изощренно шел на свои преступления. Попытайтесь порассуждать, каковы были мотивы его действий? Был ли он сумасшедшим или всего лишь «маленьким человеком», хотевшим привлечь внимание? Хотел ли он, чтобы его поймали? Чувствовал ли он вину за содеянное и почему?»

После долгих размышлений учащиеся ответили так: «Убийца Рейнольдс Айвен очень изощренно скрывает себя в течение всего фильма. Его лицо мы узнаем только в конце и только когда он сам себя нарочно открывается своему кумиру – Эдгару По. Мотив го преступлений очень расплывчат. Становится ясно, что он очень обижен на жизнь, что его не уважают люди, в том числе его работодатель – главный редактор газеты (его он впоследствии убил), человек очень вспыльчивый, но очень снисходительный к писателям – Аллану По, что еще больше раздражает Айвена»; «Получается, что убийца – «маленький человек», ведь все его поступки и слова (в монологе) говорят об этом. Такого типичного героя мы часто встречаем в литературе, например, Самсон Вырин из повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Кроме того, вину за содеянное Рейнольдс не чувствует, восхваляет перед По себя, свою хитрость и искусные умения в содеянном».

Максимальная степень сложности заданий была у 5-ой группы: ученики сопоставляли знаменитое стихотворение Э. По «Ворон» и выполняли анализ роли образа-символа этой птицы в одноименном просмотренном кинофильме. К карточке с вопросами был приложен полный перевод на русский язык текст В. Жаботинского. Задание и ответы учеников выглядели так:

    Это стихотворение автор написал после смерти своей жены. Как вы думаете, каким настроением оно пронизано? Что значат слова ворона? Почему он твердит только их?

«Вначале стихотворение пронизано мраком, грустью, страданием. Слова ворона буквально значат «забыть». Он говорит о том, что все прошло и так тому и быть… При чтении возникает такое ощущение, что птица не знает больше слов – тем самым проводится метафоричная параллель с душой автора, в которой нет больше ничего, нет надежды…», отвечают ученики.

    Режиссер фильма выбрал ворона – ключевым символом сюжета. Сколько раз, и в какие моменты мы наблюдаем его? Что он предвещает и к чему в конечном итоге подводит зрителя? Какие слова второстепенных персонажей могут быть ключевыми в соотношении По и ворона?

«Мы наблюдаем в кинофильме ворона 5 раз, он появляется всегда в тот момент, когда По контактирует с убийцей. Таким образом, образ ворона символизирует убийство, предвещает появлений преступника. Кроме того, в такие моменты Аллан По очень растерян и испуган перед неизвестным, это говорит о том, что ворон образ будущего… возможно, темного будущего… Слова «все прошло» являются ключевыми в отношении По: ворона как бы сообщает своему хозяину, что какая-то часть его миссии завершена, что «былое былью» поросло и что надо двигаться вперед к новому…», делают выводы ученики.

Итак, на наш взгляд, приведенный пример интегрированного занятия элективного курса раскрывает потенциальные возможности привлечения художественных интерпретаций для совершенствования читательской и культурологической компетенций учащихся старших классов, а главное — мотивации к чтению.

Литература

  1. Князева Е.И., Курдюмов С.П. Трансдисциплинарность синергетики: следствия для образования // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. — М.: Прогресс-Традиция, 2003 — Стр. 341-357.
  2. Тихонова С.В. роль кинэкранизации пьесы В. Розова «Вечно живые» в развитии аналитических умений учащихся // Диалог традиций и инноваций в условиях трансформации общества и культуры: Сборник научных статей и методических рекомендаций по материал I Международного форума словесников / Составление и ред.: Н.Л. Мишатина, Е.Р. Ядровская. — СПб.: «ООО Книжный дом», 2014 — Стр. 265.
  3. Фильм Ворон (The Raven): история создания [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cinemasgrab.weebly.com/blog/film-voronthe-raven-bdrip-besplatno

Мишлимович Мира Яковлевна — кандидат педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы филологического факультета Северо-Восточного Федерального университета М.К. Аммосова г. Якутск.

Голомарева Юлия Юрьевна — аспирант первого года обучения кафедры методики преподавания русского языка и литературы филологического факультета Северо-Восточного Федерального университета М.К. Аммосова г. Якутск.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *