ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ КАК ВИД ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
LITERARY STUDIES AS A KIND OF RESEARCH TRAINEES
Н.И. Никонова, Я. А. Сергучева
N.I. Nikonova, Ja. A. Sergucheva
В статье выявлены особенности литературного краеведения как вида исследовательской работы на материале изучения рассказа В.Г. Короленко «Сон Макара». Определено, что литературное краеведение углубляет знания учащихся, способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности. Представлена модель урока в 7 классе с учетом познавательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся. Сделан вывод, что литературное краеведение как вид исследовательской деятельности учащихся помогает раскрыть особенности родного края и понять произведения, связанные с малой Родиной.
In the article the peculiarities of local history as a kind of literary research on a material of studying narrative VG Korolenko «Makar’s Dream». It was determined that the literary regional studies deepen the knowledge of students, promotes the intellectual, creative, emotional development of students, forms skills of research activity. The model lesson in the 7th grade, taking into account the cognitive needs and individual abilities of students. It was concluded that the regional studies literature as a kind of research activity helps students discover the peculiarities of his native land and understand the works related to the small homeland.
Ключевые слова: литературное краеведение, обучающийся, исследовательская деятельность, рефлексия.
Key words: literary regional studies, student, research, reflection.
Литературное краеведение как часть учебно-воспитательного процесса может плодотворно развиваться в каждом крае. Занятия литературным краеведением позволяют учащимся осознавать связь литературы с жизнью, увидеть ту среду, которая послужила материалом для творчества писателя, проникнуть в его творческое пространство. В связи с обновлением содержания всего школьного образования по литературе на первый план выдвигается освоение художественных ценностей и формирование на этой основе эстетического вкуса и нравственности обучающихся. Решающее значение для организации литературно-краеведческой работы имеет личность педагога, который выступает не только в роли учителя предметника, но в первую очередь в качестве пропагандиста о родном крае.
Ключевым критерием содержания регионального компонента образования является опора на выделение социально значимых приоритетов регионального уровня. Если федеральный компонент образования решает задачи подготовки выпускника с учетом требований, компетенций, предъявляемых на общегосударственном уровне, то целью регионализации образования следует считать социальную адаптацию обучающихся к условиям жизни на территории конкретного субъекта Федерации. Особо следует отметить, что одной из социальных групп, наиболее остро осознающих значимость краеведческой грамотности, являются педагоги.
Основным тапом в системе работы по наполнению и осмыслению знания регионального компонента являются все виды практики: внеклассная практика, практика пробных уроков, классных часов, а также анализ учебно-воспитательной деятельности.
В целом литературное краеведение углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми фактами из жизни и творчества русских писателей и поэтов; способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения; формирует у учащихся высокую гражданскую позицию; способствует воспитанию речевой культуры школьников.
Литературное краеведение как вид исследовательской деятельности обучающихся включает в себя такие цели, как:
-активизация познавательной деятельности учащихся;
—формирование информационной культуры;
—формирование навыков коммуникативного общения;
—формирование навыков исследовательской и аналитической деятельности;
—расширение кругозора учащихся;
—закрепление умения работать с дополнительной литературой.
Краеведение не только углубляет представления школьников о жизненных истоках литературы, но и расширяет их идейный кругозор. Краеведческие занятия воспитывают у обучающихся жажду познания, формируют устойчивый интерес к поискам нового и тем самым способствуют развитию творческой мысли, воспитывают активного читателя.
Объектом краеведения выступает «местная» краевая тема в творчестве писателя в соотношении с общим характером, общей направленностью этого творчества. Этот вид исследовательской деятельности немыслим без всестороннего изучения самого края, вместо того в его историческом бытии, что воздействует на писателя, на литературную жизнь, что формирует личность писателя, отражается в его произведениях, выступает как их содержательная сторона.
Данный вид исследования делает художественные произведения ближе к читателю, «человечнее», ибо они познаются через знакомое и близкое. Оно вводит изучающих литературу в лабораторию художественного творчества, освещая путь – на конкретном местном материале – от жизненных впечатлений к созданию художественны образов, ставит перед ними увлекательные исследовательские задачи, приобщает к технике литературоведческих разысканий, к работе с разнообразными источниками. По самой сути своей оно способствует выработке активной жизненной позиции учащихся.
Якутская тема в русской классической литературе наибольшего своего развития достигает в период 80-90 годов, огромную роль в этом сыграли ссыльные писатели-народники. Среди них следует выделить В.Г. Короленко, который был поселен в Амге в 1881 году. Сам писатель годы, проведенные в Амге, считал «самым здоровым периодом своей жизни» [1].
Остановимся подробнее на уроке по теме «Якутский край в рассказе В.Г. Короленко «Сон Макара» в 7 классе.
Цели урока: познакомить обучающихся с биографией писателя и амгинскими рассказами; учить подбору исследовательского материала и анализу литературного произведения; расширять литературный кругозор обучающихся; воспитывать любовь к Родине, акцентировать на лучших человеческих качествах на примере художественных образов.
1. Мотивация учебной деятельности. Вступительное слово учителя о политическом состоянии России 18 века, о политических ссылках Сибири.
Правление императора Александра III, получившего наименование царя-миротворца, не изобиловало внешними событиями, но оно наложило глубокий отпечаток на русскую и на мировую жизнь. За эти тринадцать лет были завязаны многие узлы – и во внешней, и во внутренней политике – развязать или разрубить которые довелось его сыну и преемнику, государю императору Николаю II Александровичу.
Административная ссылка на основании закона о положении усиленной охраны применялась довольно широко ко всем видам противоправительственной агитации. Были разные степени ссылки: в Сибирь, в северные губернии («места не столь отдаленные», как это обычно называли), иногда просто в провинциальные города.
В.Г. Короленко принимал активное участие в общественной жизни своего времени. В 1876г. за подачу студентами коллективного заявления, направленного против полицейского режима, Короленко был исключен из Петровско-Разумовской академии и выслан в Вологодскую губернию, в Крондштат, в 1879г в Вятскую губернию, затем в Пермь. После же за отказ принять присягу новому царю Александру III его выслали в Якутскую область, из Якутска был направлен на место поселения в слободу Амгу, где прожил три года.
2. Выступление подготовленного ученика с сообщением о жизни и творчестве Короленко в Амгинской слободе 1881-1883гг (опережающее задание, для подготовки которого учитель дал задание найти информацию в краеведческом музее или же музее ссылки, из экспонатов и стендов, которых ученики собрали нужный материал). Опираясь на сообщение своего одноклассника, все ученики составляют список рассказов писателя, написанных им за время ссылки («Огоньки», «Мороз», «Государевы ямщики», «История моего современника», «Ат-Дабан», «Последний луч», «Белая пташка»).
3. Анализ рассказа «Сон Макара». Разбор понятия «святочный рассказ» или «рождественский» — литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определенной спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа. Традиция святочного рассказа берет свое начало в средневековых мистериях, из которой в святочный рассказ перешла подразумеваемая трехуровневой организация пространства (ад – земля – рай) и общая атмосфера чудесного изменения мира или героя, проходящего все три ступени мироздания. Это произведения, в которых сверхъестественные события – главная тема, ведь всякое может случится в святки.
Поиск черт святочного рассказа учениками из текста (канун рождества, большой Тойон – образ Бога, ад – земля – рай, атмосфера чудесного изменения героя, светлый финал).
4. Выступление следующего ученика, который подготовил информацию по теме: «Прототип героя рассказа «Сон Макара» Захар Цыкунов». Ученик рассказывает о жителе Амгинской слободы Захаре, в избе которого жил Владимир Галактионович во время ссылки. Ученик представил собранный в музее материал, на основе которого была подготовлена презентация, где он предоставил много интересных фактов и фотографий, связанных с амгинской ссылкой Короленко.
5. Работа в группах. Обучающиеся разделяются на три группы, каждая группа получает карточки с вопросами:
1 группа. Выписать из текста слова, которые передают национальный колорит народа саха. В чем смысл названия рассказа В.Г. Короленко?
2 группа. Выписать из текста слова, описывающие якутскую природу. Как она настроена против Макара? И какую роль играет пейзаж в раскрытии образа Макара?
3 группа. Выписать из текста слова, характеризующие Макара. Что заставило Тойона и всех окружающих плакать?
Ответ первой группы: «… одевался в звериные шкуры, носил на ногах торбаса» — мягкие оленьи сапоги, мехом наружу; «Он встал и одел свою сону» -шубу; «Он вышел, поймал в аласе старого лысанку…»-прогалина, лужайка в лесу; «Тытыма! – отдался, точно эхо, голос Алешки»-не тронь; «снег виднелся на меховом бергесе» — шапка; «Пойдем к большому Тойону» — господин, хозяин, начальник; «Кабысь!» — брось, оставь; «Послушай догор» — приятель; «Капсе!» -говори; «Слушай, агабыт» — отец; «служит у Тойона суруксутом» — писарь; «Говори, барахсан!» — бедняга.
Ученики привели пример из сообщения одноклассника что рассказ первоначально был назван «Сон амгинца», тем самым предположили, что В.Г. Короленко хотел передать своему читателю, в каких условиях жили люди в Сибири, какие переживания муки им приходится переносить.
Ответ второй группы: «… Он бросился, пробираясь сквозь чащу. Холодные ветви били его по глазам, сыпали в лицо снегом. Он спотыкался; у него захватывало дыхание. <…> Деревья, белые от инея, стояли по обеим сторонам, а внизу, суживаясь, маячила дорожка, и в конце ее насторожилось жерло большой плахи… По разгоряченному телу Макара бежали целые потоки острых струек талого снега. Снег попал ему в рукава, за воротник соны, стекал по спине, лился за торбаса. <…> Рукавицы он потерял где-то на бегу. Дело было плохо. Макар знал, что лютый мороз не шутит с людьми, которые уходят в тайгу без рукавиц и без шапки. <…> Чаща, точно заколдованная, держала его в своих объятиях. Тайга все молчала.»
Ученики предположили, что природа была настроена против Макара, она враждебно пыталась помешать ему обворовать чужие ловушки («… она только смыкалась над ним с каким-то враждебным упорством и нигде не давала ни просвета, ни надежды»). Но после его смерти природа будто сама скорбит по Макару («… теперь лиственницы стояли над ним смиренные, тихие, точно стыдясь прежних проказ»).
В раскрытии образа главного героя, изображаемая природа отражает его внутренний мир, передает чувства, которые он переживал за свою жизнь.
Ответ третьей группы: «… тот самый Макар, на которого валятся все шишки»; «Он очень гордился своим званием и иногда ругал других «погаными якутами», хотя, и правду сказать, сам не отличался от якутов ни привычками, ни образом жизни»; «Работал он страшно, жил бедно, терпел голод и холод»; «старик трудно дышал, заплетался и тяжело налегал на палку. Макару стало его жалко»; «Да, его гоняли всю жизнь! Гоняли старосты и старшины, заседатели и исправники, требуя подати <…> у него было тяжело на сердце, и он хотел сидеть у своей старухи, а нужда его гнала в тайгу… И в тайге он плакал, и слезы мерзли у него на ресницах, и от горя холод проникал до самого сердца… А он рубил!»; «они стояли одинокие, как стоят в степи две сиротливые елки, которых бьют отовсюду жестокие метели»; «и Макар дрогнул. На сердце его пало сознание, что его жалеют, и оно смягчилось; а так как перед его глазами все стояла его бедная жизнь, от первого дня до последнего, то и ему стало самого себя невыносимо жалко. И он заплакал».
Всех окружающих, по мнению учеников, заставила заплакать история жизни бедного Макара. Несмотря на все его проступки, которые он совершал, он делал это из-за стремления жить, а точнее сказать, чтобы выжить в суровые, холодные и голодные времена. Он работал ради своей семьи, которую ему не удалось сохранить. Ради детей, которых отобрало это голодное время. Дети признались, что при первом чтении они не до конца поняли историю Макара, не пропустили через себя его чувства. И что после повторного чтения для поиска ответов они еще больше поняли суть рассказа.
Поиск ответов на приведенные вопросы помог ученикам найти ключевые моменты в произведении, установить связь с реальными событиями в жизни писателя, а также понять, что хотел передать автор этим рассказом читателю.
- Рефлексия. Для подведения итогов урока мы использовали прием «Микрофон», в котором ученики должны по очереди высказать свою точку зрения, свое понимание изученного рассказа. Для этого им даются опорные предложения-клише, которое они должны продолжить
— я разделяю мысли и чувства Макара и считаю, что…
— описание природы играет немаловажную роль, так как …
Такая исследовательская работа, включающая в себя литературное краеведение, заинтересовывает обучающихся, у них проявляется желание изучать и познавать для себя все новые факты и истории из жизни писателей. Формирование исследовательской позиции у обучающихся – задача не из легких. К поисковой деятельности, к правильному ее составлению детей нужно подготавливать тщательно, не забывая, что именно в школе мы формируем исследовательские способности, приближая их к научным задаткам и достижениям к той или иной области. Правильно организованная исследовательская деятельность дает ребенку возможность работать над действительно интересной ему темой и делать это в увлекательной форме. Применение литературного краеведения, как одного из видов исследовательской деятельности показало, что данный метод углубляет знания учащихся по литературе; способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности; способствует воспитанию речевой культуры школьников.
Литература
- Короленко В.Г. Избранные произведения – М.: Просвещение, 1988. – 344с.
- Леонтович А.В. «Исследовательская деятельность учащихся» (сборник статей), М.: Издание МГДД(Ю)Т, 2003. – 340с.
- Русские писатели о Якутии: учебное пособие / [Редколлегия: Андреева Г.Т. и др.]. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2016. – 152с.
Никонова Надежда Ильинична – кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова, г. Якутск.
Сергучева Яна Андреевна — студентка 4 курса русского отделения филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.