ТЕХНОЛОГИЯ «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО»
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 8, 9 КЛАССАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
TECHNOLOGY «DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING
THROUGH READING AND WRITING» IN LITERATURE, 8-9 FORMS OF NATIONAL SCHOOL
В.В. Эверстова
V.V. Everstova
В статье описываются приемы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо», приводятся модельные уроки и методы отслеживания эффективности использования данной технологии с точки зрения формирования универсальных учебных действий и метапредметных результатов обучения.
This article describes techniques of technology «Development of critical thinking through reading and writing», provides model lessons and methods of tracking the effectiveness of this technology in terms of the formation of universal educational actions and meta-objective learning results.
Ключевые слова: технология развития критического мышления, уроки литературы, отслеживание эффективности педагогической технологии и результатов обучения.
Keywords: development of critical thinking, Literature, tracking the effectiveness of educational technology and learning results.
Одним из универсальная, надпредметная технологий, открытых к диалогу с другими педагогическими подходами является технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Разработанная американскими педагогами Дж.Стил, К.Мередитом и Ч.Темплом педагогическая технология развития критического мышления посредством чтения и письма имеет стройную и логическую структуру. Ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.
Технологические этапы
1 стадия – вызов:
— актуализация и обобщение имеющихся знаний;
— мотивация ученика к учебной деятельности и пробуждение интереса к получению новой информации;
— постановка учеником собственных целей обучения;
— активная мыслительная деятельность при помощи устной и письменной речи;
Стадию вызова можно осуществить многими методами: эффективная лекция, прием «Выглядит как…, звучит как…», прием «Плюс – минус – вопрос», прием «Бортовой журнал» , прием «Дневники», прием «Таблица вопросов», прием «Групповая работа. Обучение сообща»
2 стадия – осмысление содержания:
— изучение новой информации;
— корректировка учеником поставленных целей обучения.
3 стадия – рефлексия:
— размышление, рождение нового знания:
— целостное осмысление, обобщение полученной информации;
— формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу;
— постановка учеником новых целей обучения.
Тип урока | Работа с информационным текстом | Работа с художественным тестом
|
Взаимообучение | Урок-исследование |
Вызов | Мозговой штурм; кластер; рассказ; подсказка, тонкие и толстые вопросы и т.д. | Рассказ- предположение по ключевым словам (по заголовку); графическая систематизация материала (кластеры и таблицы), верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки, словарная работа, рассматривание иллюстраций и т.п. Ключевые слова. Инсерт. | Верные-неверные суждения; корзина идей и т.д. | Мозговой штурм |
Осмысление | Маркировка текста;
ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов и т.п. |
Чтение с остановками; маркировка текста; дневник, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы | Зигзаг (мозаика) | Заполнение таблицы, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы |
Рефлексия | Возвращение к кластеру | Кластер, составление словаря по тексту произведения, написание сочинения, исследование по отдельным вопросам | Сводная таблица | Предсказание |
Приводим примеры использования некоторых приемов технологии на уроках в 8 и 9 классах.
Модельный урок «Чтение со стопами».
Особенность использования комментированного чтения (лекции) в технологии критического мышления в том, что оно дается дозированно. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на вопрос темы, иди дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.
Приводим пример использования данного приема при изучении повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи» в 9 классе.
- Первый «стоп» после чтения главы «Первая ночь».
Что отличает героя от других людей?
Почувствовала ли это Настенька?
Какие отношения могут быть у этих героев?
Какие вопросы у вас возникли?
(Гипотезы учеников: Обычно в произведениях, где есть молодые мужчины и девушки, обязательно в сюжете будет про любовь. Нам кажется, что Мечтатель и Настенька могли бы быть интересной парой, но Мечтатель странный. Вопросы учеников: Что делала Настя поздно вечером? Почему плакала? Долго ли Мечтатель будет жить своими мечтами, будет ли он счастлив в жизни?
Версии:
— Мечтатель и Настенька полюбят друг друга
— Мечтатель полюбит, а Настенька нет
— Мечтатель не сможет полюбить «реальную» Настеньку
2. Второй «стоп» после чтения «Истории Настеньки».
3.Третий «стоп» после финала повести.
Такой прием помогает не только включить всех учащихся в процесс чтения и обсуждения текста, но и сформулировать свое отношение к теме и идее повести, активизирует устную речь учащихся. На стадии рефлексии как итоговое задание сочинение-рассуждение на тему «Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь?»
Модельный урок «Шесть шляп мышления».
В практику развития мышления метафору «шести шляп» ввел известный психолог Эдвад де Боно. Этот метод используется для разностороннего анализа каких-либо явлений, для проведения занятия по обобщению опыта. Группа учеников делится на шесть групп. Каждая группа представляет свой опыт, впечатления и мысли исходя из цвета шляпы.
Белая шляпа. Мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, субъективных оценок. Пример, «Какие события произошли в этой книге?» «Перечислите героев» и т.д
Желтая шляпа. Позитивное мышление. Необходимо выделить в явлении позитивные стороны и аргументировать, почему они являются позитивными.
Черная шляпа. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую. объяснить, почему так произошло.
Красная шляпа. Эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким именно моментом занятия (серии занятий) связана та или иная эмоция? Не нужно объяснять эмоции, важно осознать их.
Зеленая шляпа. Творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. эта шляпа позволяет найти новые грани в изучаемом материале.
Синяя шляпа. Философски обобщающая шляпа. Надо стараться обобщить высказывания других шляп, сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т.д. Этот метод побуждает учащихся к разнообразной, «разноцветной» оценке изученного и пережитого, что является одной из важных характеристик критического мышления.
8 класс. Урок-обобщение «Тургеневская любовь…» по повести И.С.Тургенева «Ася».
Белая шляпа – история неразделенной любви между юной Асей (внебрачной дочерью дворянина Гагина) и молодым человеком НН. Действие происходит в немецком городке З. повесть заканчивается разлукой между героями.
Желтая шляпа. НН. узнал настоящую любовь. Любовь была взаимной. Ася открытый, честный человек, готовый бороться за свою любовь. Несколько дней герои были по-настоящему счастливы. Не каждому человеку это удается. НН понял все-таки, что любит Асю. Интересно было читать, как развиваются отношения, узнать, в чем загадка Аси и Гагина.
Черная шляпа. НН не понял Асю и себя, в итоге потерял навсегда свою любовь. Во-вторых, он больше не смог никого полюбить. В-третьих, НН в разрыве обвинил Асю. Почему Гагин вмешался? Самое сложное – почему Ася такая странная? Положение внебрачного ребенка было очень сложным в то время. Почему девушка не могла открыто говорить о своей любви? Ведь это было понято неправильно НН.
Красная шляпа. Сначала читать было не очень интересно, потому что очень много описания пейзажа было. Ася была странная. Было очень интересно читать, как проходят свидания героев. Но после последней встречи стало грустно, обидно на НН, жаль Асю. НН не показался таким хорошим человеком, как в начале повести.
Зеленая шляпа. Что было бы, если бы Гагин не вмешался в отношения между НН и Асей? Что было бы, если бы НН сказал «люблю»? Как жили бы герои, если бы поженились? Что-нибудь изменилось бы, если бы герои встретились потом, когда Гагин их искал?
Синяя шляпа. Повесть о том, что любовь надо ценить, беречь. Учит относиться ответственно к ней, понимая, что ты в ответе не только за свое счастье, но и за счастье любимого человека. Любовь – это ответственность, верность, мужество в принятии решений и в преодолении препятствий.
Урок заканчивается маленьким эссе «Тургеневская любовь – это…»
Прием «Составление кластера»
Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Система кластеров охватывает большое количество информации.
Прием «Кластеры» может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. В зависимости от цели организуется индивидуальная самостоятельная работа учащихся или коллективная – в виде общего совместного обсуждения.
Например, урок-обобщение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
После формулировки темы повести обсуждается вопрос «Почему повесть называется «Капитанская дочка»?». Составление кластера:
тот герой, через образ которого автор показывает качества других героев. Нравственный и идейный центр произведения.
Этот прием развивает умение строить прогнозы и обосновывать их, учит искусству проводить аналогии, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов, столь необходимый при решении жизненных проблем.
§2. Отслеживание эффективности использования технологии РКМЧП
Приемы отслеживания результатов.
- Успешность ученика можно оценить по методике Поташника М.М.-Левита М.В. «Уровни сформированности надпредметных навыков» в пятибалльной системе (1 – успеха нет 2 – успешен иногда; 3 – скорее успех, чем нет; 4 – успешен вполне: 5 – очень успешен)
8 класс. Работа с текстом.
УУД | Н.М.Карамзин «Бедная Лиза» | А.С.Пушкин «Капитанская дочка» | И.С.Тургенев «Ася» | В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет» |
|
Самостоятельное, комментированное (опрос) | Самостоятельное, комментированное (составление вопросов) | Чтение со стопами, комментированное, самостоятельное | Составление тонких и толстых вопросов, тестов |
|
Составление портрета героя | Составление портрета героя по плану, сравнительный портрет | Концептуальная таблица «Два свидания» | Характеристика героев |
|
Составление плана
Составление вопросов по биографии Державина |
Составление тематического плана | Шесть шляп | Составление сложного плана |
|
Выделить авторское отношение к героям | Составление кластера
Сравнительный анализ героев (Гринев и Швабрин) Отношение героев к любви |
Концептульная таблица «Тема любви в произведениях Островского, Пушкина, Карамзина» (по выбору) | Сводная таблица (современный и довоенный учитель, современная и довоенная школа) |
|
Выражение собственного мнения в сочинении | Сочинение на тему по выбору | Эссе | Сочинение (формулировка своего мнения о нравственных уроках учителя) |
Отслеживание можно проводить по разным блокам « Устная речь», «Письменная речь» и т.д.,2 раза в год (или 1 раз) и сделать выводы по динамике.
- Умение учащихся ориентироваться в письменном тексте можно проверить через контрольные задания, включающие следующие показатели:
Умения | Показатели |
1. Умение ориентироваться в содержании текста | Определение темы и микротемы, основной мысли, анализ композиции текста |
2. Умение находить нужную информацию | Найти требуемую информацию в тексте, применение |
3. Владение навыками анализа и интерпретации | Сравнительный анализ стихотворений, отрывка из прозаического или драматического произведения, самостоятельное определение критериев сравнения |
4. Владение теоретико-литературными знаниями | Анализ выразительных средств |
5. Умение строить связный текст | композиция, смысловая целостность текста |
6. Умение рассуждать и делать выводы | Аргументация своего мнения в сочинении |
- Опрос учеников и педагогическое наблюдение. 85,7% из учеников полагают, что новые методы преподавания делают уроки более интересными, а работа в группах с одноклассниками делает процесс обучения особенно эффективным (64,2%). Новая методика позволяет лучше запоминать материал, активно участвовать в совместной работе, свободно выражать свое мнение
Литература
- Гоголева С.В.Современные технологии на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС. – Якутск: Изд-во ИРОиПК, 2011.
- Клустер Дэвид «Что такое критическое мышление?» // Перемена, №4, 2001.
- Критическое мышление, логика, аргументация. //Сб.статей. — Калининград: Изд-во Калининградского ун-та. 2—3.
- Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? / А.В.Хуторской / Пособие для учителя. М.: Владос, 2005.
Эверстова В.В. — учитель русского языка и литературы МБОУ «Хамагаттинский саха-французский лицей» Намского района Республики Саха (Якутия).