ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ЛИТЕРАТУРНЫХ САЙТОВ
FEATURES OF CREATION OF THE LITERARY WEBSITE
А.И. Ощепкова, А.В. Васильева
A.I. Oschepkova, A.V. Vasilyeva
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы развития современной массовой коммуникации, в частности, функционирование веб-сайтов как средств обмена информацией и ее хранения. Объект исследования – литературные сайты. Для анализа выбраны пять сайтов, посвященных писателям (А.С. Пушкину, Ф.М. Достоевскому, А. Ахматовой, Н. Гумилеву и Б. Акунину). Анализ подразумевает выявление основного содержимого литературных сайтов. Автор приходит к выводу, что литературные сайты содержат такие разделы, как «Биография», «Собрание сочинений», «Критика», «Галерея», и придерживаются определенных правил и стереотипов в выборе дизайна.
Abstract: The article touches upon the issue of development of mass communication, in particular, the functioning of websites as a means of interchange and storage of information. The object of research is literary websites. The author analyses five websites about Russian writers (A.S. Pushkin, F.M. Dostoevsky, A. Akhmatova, N. Gumilev and B. Akunin). The analysis gives features of the content of literary websites. In conclusion the author comes to the thought that literary websites contains such sections: «Biography», «Collected Works», «Criticism», «Gallery», and follow the rules and stereotypes in the choice of design.
Ключевые слова: литературные сайты, Интернет, информационные технологии, массовая коммуникация.
Key words: the literary websites, the Internet, Information Technology, mass communication.
В современном мире, где многие ценности утрачиваются, намечены новые тенденции развития. В настоящее время развитие средств массовой коммуникации направлено в сферу IT – информационных технологий, которые упрощают передачу информации и ее хранение. Это приводит к тому, что всемирная сеть «Интернет» все более охватывает сферы жизнедеятельности человека, и первым теряют значимость предметы, использование которых становится удобнее через новые технологии. Так, в связи с доступностью и экономичностью, многие люди предпочитают искать информацию и работать с текстами в интернете, особенно современная молодежь. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) приводит такие данные: в 2017 году 56% россиян пользуется интернетом практически ежедневно.
В книге И. Спиры «Компьютер и интернет: Учиться никогда не поздно», автор выделяет возможности интернета, среди которых общедоступность: «Интернет – это неиссякаемый источник информации. В Интернете можно найти если не все, то почти все. Благодаря Интернету можно не покупать громоздких и дорогостоящих энциклопедий. То есть Интернет предоставляет информацию, экономит время и деньги» [4, 2013: 163]. Это является одновременно и преимуществом, и проблемой, которая угрожает устоявшимся ценностям.
Известно, что контент (содержание) сети интернет, помимо видеофайлов, изображений и прочего, составляют тексты – художественные, научные, информационные и т. д. Поэтому мы в данной статье мы рассматриваем литературу в сфере интернета.
Интернет уже давно стал местом расположения литературных произведений. Существует даже понятие «Сетевая литература» («сетература»): в узком смысле оно подразумевает совокупность литературных произведений, основной средой существования которых является интернет. Помимо этого, интернет предоставляет дополнительные, чисто практические возможности, любой литературе – удобство поиска текстов и по текстам, удобство доступа к текстам из любой точки Земли и т. п. Существование этих возможностей уже привело к появлению множества сайтов, служащих Интернет-представительствами бумажных литературных журналов, издательств, отдельных авторов. Почти каждый современный писатель имеет свой сайт или страницу в интернете.
В книге «Массовая литература в понятиях и терминах» В.Д. Черняк и М.А. Черняк автор пишет: «Новые технологии привели к лавинообразному нарастанию количества новых литературных веб-проектов (литературные порталы, библиотеки, литературные журналы, сайты свободного размещения произведений и др.)» [5, 2015: 152].
Другой исследователь, А.В. Россошанский, в своей работе «Современные тенденции развития средств массовой коммуникации» пишет:
«Стремительное развитие науки и техники за последние два десятилетия привело к появлению новых цифровых и информационно-компьютерных технологий, которые активно и успешно внедряются по многим направлениям общественной жизни, в том числе и в сфере коммуникации. Их использование привело к изменению традиционных средств массовой коммуникации (СМК) и способствовало появлению новых, ранее не существовавших каналов распространения информации.
Под средствами массовой коммуникации принято понимать каналы, способы, материальные носители, «приспособления» для фиксирования, хранения и распространения информации для, через или от массовой аудитории» [2, 2009: 105].
Как показывает данный обзор, развитие современных технологий предполагает наличие прикладных методов популяризации литературы, в частности, функционирование веб-сайтов, посвященных писателям и их творчеству. Интернет содержит множество таких сайтов, поэтому представляется важным изучить их. Этим обусловлена актуальность настоящей работы.
Цель – проанализировать существующие литературные сайты.
Объект исследования – литературные сайты.
Предмет – литературные сайты, посвященные писателям.
Теоретическую базу работы составляют труды, посвященные изучению литературы в сфере интернета С. Корнева ««Сетевая литература» и завершение постмодерна. Интернет как место обитания литературы», Р. Лейбова «Современная литература и интернет», разработке сайтов (Д.М. Кирсанов).
Для создания собственного сайта следует сначала проанализировать существующие сайты и узнать, что представляет собой «литературный сайт», охарактеризовать его и дать определение термину, а также ознакомиться с этапами разработки сайта.
Точного определения термина «литературный сайт» как такового нет, поэтому в данной работе к литературным сайтам мы относим любые сайты, связанные с литературой. Таким образом, мы включаем в эту категорию сайты, которые содержат: публикации писателей, информацию о писателях или литературе, то есть материалы по литературоведению в целом, электронные научные издания, а также официальные сайты литературно-художественных журналов, газет, сайты союзов или клубов писателей и т.д.
Первым делом для анализа нужно найти существующие сайты. Нашу задачу облегчило то, что в интернете уже собраны отдельные каталоги сайтов. Один из этих каталогов – сайт под названием «Сетевая словесность» [3]. В разделе «Литеросфера. Литературный интернет» представлены сайты, которые содержат: публикации современных писателей, информацию о писателях или литературе, электронные представительства научных изданий и электронные библиотеки. Сайт может быть посвящен отдельному автору или явлению, а может содержать материалы по литературоведению в целом. Также есть множество официальных сайтов литературно-художественных журналов, газет, сайты союзов или клубов писателей и т.д. Форумы для писателей также связаны с литературой, но носят несколько иной характер. Это показывает, насколько обширна сеть и все ее тематическое разнообразие.
Что касается термина «литературный сайт»: исследователи не выделяют их как особую разновидность, так как большинство сайтов строится по общему плану, имеет схожие цели, и различается только качеством и характером предоставляемого контента.
Важнейшее составляющее любого сайта – это меню навигации, которое систематизирует содержание сайта. Посетитель сайта главным образом ориентируется по этому меню и находит нужную информацию. Навигация представлена в виде разделов (вкладок). Второе, на что бросается взгляд при просмотре сайта – это его дизайн: каким бы ни было содержимое, пользователь не сможет его воспринять, если оформление будет неподобающим. Например, нормальному восприятию содержимого могут препятствовать мелкий, жирный или слишком яркий шрифт; буквы, которые кажутся прозрачными или невидимыми, тоже трудно разобрать; если шрифт удобный, может мешать слишком яркий, темный, или изобилующий деталями фон, и т.д. Подобные детали мы и должны рассмотреть в ходе анализа литературных сайтов.
Прежде чем приступить непосредственно к анализу, выделим основные этапы разработки сайта (вкратце).
1. Определение целей веб-сайта и его позиционирование.
На этом этапе необходимо определить, для чего нужен сайт, т.е. какие задачи он должен решать. Сайты, или веб-сайты, подразделяются на 3 группы: информационные, сайты-представительства и веб-сервисы, которые занимаются предоставлением услуг. Сайт о литературе относится к информационным тематическим сайтам, то есть содержит информацию по одной, узкоспециализированной теме.
2. Разработка дизайна.
Визуальное представление веб-сайта. Этот этап тесно связан со следующим.
3. Верстка сайта.
Создание макета сайта с помощью языка HTML. Верстка определяет, как будут размещены на странице такие элементы, как шапка сайта, меню навигации, основная информация.
4. Программирование сайта.
На этапе программирования с помощью различных языков программирования происходит создание всех страниц сайта, определяется порядок работы меню, расставляются гиперссылки и т.д.
5. Наполнение сайта информацией.
На этом этапе в «скелет» сайта вносят содержимое, например тексты, которые предварительно переносят в электронный формат.
6. Расположение сайта в сети Интернет.
Файлы сайта располагаются в хостинге, то есть опубликуются по выбранному адресу.
7. Тестирование и выявление проблем.
После размещения сайта выявляются не замеченные ранее проблемы и недочеты, поэтому необходимо их решить во время тестирования, которое должно проходить не более одного месяца.
Для создания сайта необходимо освоить язык гипертекстовой разметки (HTML) и работу с редактором HTML, например, Adobe Dreamweaver.
Чтобы разместить на литературном сайте необходимую информацию, нужно изучить историко-литературный материал, собрать биографические данные.
Для анализа мы взяли литературные сайты, посвященные А.С. Пушкину (pushkin.niv.ru), Ф.М. Достоевскому (fedordostoevsky.ru), Анне Ахматовой (anna.ahmatova.com), Н. Гумилеву (gumilev.ru) и современному писателю Б. Акунину (akunin.ru).
Сайт о А.С. Пушкине создан в 2000 году, и это не единственный сайт. Но он содержит наиболее полные информацию о писателе и электронное собрание сочинений. На главной странице сайта («Вступительное слово») – различные цитаты современников и других писателей (Н. Гоголя, А. Герцена, И. Тургенева, Н. Чернышевского, Л. Толстого, А. Платонова). Вся информация представлена в боковом меню, которое содержит разделы в формате оглавления: «О поэте» (биография, портреты, семья, пушкинские места и др.), «Произведения» (поэмы, романы, стихи и т.п.), «Документалистика» (письма Пушкина, письма к Пушкину, дневники, критика и публицистика, и др.), «Разное» (авторское право, обратная связь, поиск и т.п.). Верстка сайта простая, состоит из вышеперечисленного меню и поля с основной информацией. Название сайта «Александр Пушкин» находится над меню. На главной странице расположены две картинки. Общий фон страницы – желтый с орнаментом, фон текстов – белый. Сайт такого формата делает акцент на содержании.
На сайте Ф.М. Достоевского, созданном в 2012 году, дизайн выполнен в стиле плаката или газеты: пергаментный фон, характерный шрифт заголовка, черно-белое фото, использование старой формы языка и декоративные детали. Навигация (содержание) состоит из 10 разделов: «Новости», «Биография», «Сочинения», «Окружение», «Воспоминания», «Исследования», «Организации», «Музеи», «Фотоархив», «Кино/ТВ/Театр». Биография представлена в трех вариантах. В разделе «Окружение Достоевского» в алфавитном порядке опубликован весь список современников, с которыми встречался и взаимодействовал писатель. Помимо главных разделов, в нем содержится информация о сайте – цели разработчиков, история создания. Также сайт содержит ссылки на другие сети, обратную связь, а также правовую информацию (сведения о лицензиях), что говорит о профессиональном уровне разработчиков сайта. Об этом говорит и продуманный, красочный дизайн.
Аналогичный формат имеет и сайт, посвященный Анне Ахматовой. На главной странице – краткая информация о писателе с несколькими фотографиями. Меню разделено на два сектора и расположено по обеим сторонам страницы. Слева – меню из 4 разделов: «Главная», «Поэмы», «Сборники стихов», «Проза». Справа находится закрепленное меню с более развернутой информацией и включает такие разделы, как «Биография», «Воспоминания», «Критика» и т.д. Основные цветы – серо-черные. Панели также содержат портреты и вставки (отрывок стихотворения, «Анна Ахматова о себе»). В целом, сайт выполнен в простом стиле.
Сайт Н. Гумилева более красочный. На белом фоне заметны рукописные надписи, что делает его похожим на лист-черновик. Меню и страница украшены витиеватыми узорами. Подобные детали часто используются, чтобы выразить сам характер поэзии. Основной цвет – белый. Кроме разделов, которые встречались у предыдущих сайтов («Биография и воспоминания», «Стихи», «Критика», «Галерея» и т.д.), сайт содержит боковую панель с последними новостями, данными форума и много ссылок на другие ресурсы. В основном, все сайты имеют схожее содержание.
Иной характер имеет сайт, посвященный современному писателю – Борису Акунину. Он создан в 2000 году и представляет собой собрание сочинений. Фон, как у большинства литературных сайтов – пергаментный. В этом сайте можно читать книги онлайн (через интернет).
Как показывает анализ, на литературном сайте информация должна быть предложена в компактном и доступном формате, чтобы пользователь ПК ввел имя писателя и сразу вышел на этот сайт, где все уже систематизировано и разложено по местам.
Дизайн литературных сайтов в основном соответствует определенным сложившимся стереотипам: использование определенных шрифтов, пастельный фон, ассоциирующийся с текстурой пергамента или книжной страницы.
Итак, литературные сайты, посвященные писателям, содержат такие разделы, как:
1) биография – описание жизни и деятельности, в данном случае – литературного творчества, человека;
2) библиография – приводится список произведений, возможно с периодизацией;
3) собрание сочинений – полный каталог произведений, представленный в электронном варианте;
4) критика – раздел, посвященный критическим статьям об авторе;
5) галерея – содержит фотографии писателя, иллюстрации к его произведениям, обложки книг;
6) форум – раздел для посетителей, где они обмениваются впечатлениями или выражают мнение.
Сайт с таким содержанием является наиболее информативным, это нужно, чтобы пользователь остановил свой выбор в пользу вашего сайта. На разных сайтах названия разделов могут отличаться, но содержание остается неизменным. Некоторые сайты содержат дополнительные элементы, как «Новостная лента», ссылки на сторонние ресурсы. Для сайта о поэзии может быть характерен раздел «Поэтика».
Таким образом, мы охарактеризовали литературные сайты и на основе анализа выделили основные разделы. Они могут присутствовать в том или ином порядке. Иногда некоторые разделы могут пропускаться. Выбор зависит от характера творчества. Кроме того, следует иметь в виду, что данные о некоторых писателях или их творчестве могут отсутствовать. Поэтому для разработки сайта необходимо учесть все детали и выбрать самый оптимальный вариант.
Функционирование литературных сайтов как средств массовой коммуникации является одним из современных способов популяризации литературы. Исходя из того, какое место занимает интернет в настоящее время, представляется важным использовать его преимущества – удобство поиска текстов и по текстам, удобство доступа к текстам из любой точки Земли.
Литература
1. Корнев С. «Сетевая литература» и завершение постмодерна. Интернет как место обитания литературы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kornev.chat.ru/net_lit.html/
2. Россошанский А.В. Современные тенденции развития средств массовой коммуникации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. Выпуск 1, Т. 9. 2009. – С. 105. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-razvitiya-sredstv-massovoy-kommunikatsii
3. «Сетевая Словесность»: Сетевой литературный журнал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.netslova.ru/
4. Спира И. Компьютер и интернет. Учиться никогда не поздно. – СПб.: Питер, 2013. – С. 163.
5. Черняк В.Д., Черняк М.А. Сетература // Черняк В.Д., Черняк М.А. Массовая литература в понятиях и терминах: Учебный словарь-справочник. – М.: Флинта, 2015. – С. 152.
Ощепкова Анна Игоревна – кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой русской литературы XX века и теории литературы филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.
Васильева Аина Васильевна – студентка 4 курса отделения русского языка с дополнительной специальностью прикладная филология филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.