ПРИРОДА И ЛЮДИ В ПОВЕСТИ Н.А. ЛУГИНОВА «ПЕСНЯ БЕЛЫХ ЖУРАВЛЕЙ»
NATURE AND MAN IN N.A. LUGINOV’S NOVEL «SONG OF WHITE CRANES»
З.П. Холмогорова, Т.А. Тарасова
Z.P. Kholmogorova, T.A. Tarasova
Аннотация: В статье выявляются особенности взаимосвязи мира природы и человека, лаконично рассматривается проблема смены поколений как «вечного серебряного шнура жизни». Кроме того, определяются некоторые характерные черты художественного стиля писателя: влияние фольклорной традиции, смысловое обрамление; намечены возможности интертекстуальных сопоставлений (А.М. Горький, А.Н. Лугинов).
Abstract: This article views the characteristics of the connection between the worlds of nature and man; we also briefly consider the problem of changing generations as a «perpetual silver cord of life», or the eternal man, everlastingly changing. In addition, it identifies some of the attributes of author’s artistic style of the writer: the influence of the folk tradition, semantic framing; there is also a possibility for future intertextual comparisons (with A.M. Gorky, A.N. Luginov).
Ключевые слова: национальный фольклор, природа, бабушка, внук.
Keywords: national folklore, nature, grandmother, grandson.
Якутия богата талантливыми писателями, посвятившими свое творчество родному краю. Одним из них является Николай Алексеевич Лугинов – секретарь правления Союза писателей России, заместитель председателя правления Союза писателей РС (Я), действительный член Международной тюркской академии, член президентского Совета РС(Я).
Николай Лугиновродился в селе Тея Кобяйского улуса в 1948 году. Окончил физико-математический факультет ЯГУ, Высшие литературные курсы при литературном институте имени А.М.Горького. Ряд лет преподавал математику в средних школах, работал инструктором Якутского обкома комсомола ВЛКСМ. Был директором типографии Намского улуса, литературным консультантом Союза писателей РС (Я). Начал печататься с 1974 года.
Его проза обращена к родной земле, к людям, населяющим далекий северный край. Для писателя характерны тесная, неразрывная связь с корнями и в то же время чувство причастности к общечеловеческой культуре. В его произведениях на конкретном национально-временном материале исследуются коренные начала мира, вечные проблемы. В таких произведениях, как«Песня белых журавлей», «ТаасТумус», «Баллада о черном вороне», «Кустук», «Долгие летние дни», «Зов далеких пастбищ» и других показана настоящая любовь к родному краю. Лугинов ярко описывает картины природы. Прочитав его произведения, читатель ощущает будто, действительно, побывал в тех местах, которые описаны в них. Родной край обогащает творчество писателя, многое определяет в формировании его мировоззрения и художественного метода. В свою очередь, писатель своими творениями, своей деятельностью активно воздействует на жизнь сурового края, на его культуру. По справедливому утверждению Д.С. Лихачева, « к патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать – воспитывать любовь к Родине, ее истории, к родным местам». [4]
В прозеЛугинова заметно влияние якутской народной, языческой поэзии, в ней повествуется о детстве, природе, о войне и ее последствиях, когда остаются священные сэргэ-коновязы, нарядно исписанные тонкими узорами, но не видевшие ни одного коня. Писатель постоянно возвращается к прошлому своего народа, к памяти отцов, к истокам, к детству.
Якутское национальное проявляется и в концепции природы как чего-то единого, живого, целого. Каждая травинка, каждый зверек говорят по-своему, тоскуют по-своему. Особенно ярко проявляется в повести «Песня белых журавлей», где главным героем является маленький мальчик Ньургун, который обожает свой родной край. «Мне кажется, — думает Нюргун, — что деревья тоже улыбаются солнцу, вот-вот по-детски счастливо засмеются они от его ласкового прикосновения к ним» [5, 1985,:30]. « Какая бы родина ни была, бедная или богатая , жаркая или холодная – нет без нее житья ни человеку, ни птице» — говорит бабушка своему внуку, — ты вот тоже вырастешь, уедешь куда – нибудь далеко и будешь жить хорошо. Но как бы не уехал и как бы хорошо тебе не жилось, всегда будет тянуть на родину. Разве ты не будешь помнить вот зто озеро, этот лес, рощу Нуоралджиму?…»[5, 1985,:21].Потому так бережно относится герой к природе, так переживает за искалеченные лиственницы. Что это? Суеверие, религия? Нет, это веками, опытом своего народа познанная мудрость – не губить живое походя, для забавы. Заметим, что так возникает в повести актуальная сегодня экологическая тема.
Герой «Песни белых журавлей»Нюргун растет рядом с бабушкой и познает мир в ребячьих забавах, в играх, в своей первой охоте, в общении со взрослыми, с природой. Внук растет, бабушка стареет, ничего в мире не забывается, не проходит бесследно… Герой невероятно любит свой родной край, поэтому он мечтает построить дом в аласеНуоралджима, чтобы исполнить заветную мечту своей бабушки. [9]
От бабушки к внуку тянется вечный «серебряный шнур жизни», это описание «вечного человека» в его различных превращениях. И потому спокойствие умирающей бабушки – это спокойствие человека, исполняющего свое кровное дело на земле: «Она лежала спокойная, сильная, пожалуй, даже красивая, и лицо ее светилось счастливым умиротворением. Хотя оставалось ей жить на этом свете, может, всего какой-то час…»[5,1985,:65].
Как изображена бабушка в повести? В чем причина ее тоски: «Только горе и ожидание прежние. Только они не меняются, с каждым годом становятся все тяжелее…»[5, 1985,:10]. Какие главные нравственные уроки она дает внуку? Какие художественные приемы используются автором для создания образа?
В русской литературе XX века мы находим параллели этому колоритному характеру. Вспомним бабушку Акулину Ивановну в «Детстве» А. М. Горького.Этих героинь объединяет любовь к внукам. Они души в них не чают, заменяя им мать. Бабушки становятся для главных героев самыми близкими людьми, которые поддержат, поймут, встанут горой за них. Именно они вносят огромный вклад в их воспитание. Главные герои очень благодарны судьбе, что у них есть такая замечательная бабушка, о которой мечтают другие.Обе бабушки похожи взглядами на жизнь, природу, окружающую среду. Они видят красоту везде, даже там, где порой кажется будто ее нет. Пережившие многое, бабушки в этих произведениях мудрые, умные и очень добрые. Но самое главное в них – это мужество. Бабушка Горького, Акулина Ивановна, защитила свой дом от пожара, получив ожоги, находя в себе слова утешения для других. А бабушка Нюргуна отправила семерых своих сыновей на войну, из них вернулись лишь двое. В конце произведения, когда бабушка Нюргуна умирает, на ее лице нет испуга, отчаяния или грусти, наоборот, ее личико было умиротворенным, спокойным и даже в какой-то степени радостным, ведь она узнала, что у нее родился еще один внук.
В повести явно ощущаются фольклорные традиции: «…Священнуюсэргэ поставил отец со своими братьями еще задолго до моего рождения, в первые дни войны построят здесь, на опушке рощи Нуоралджимы, свои дома»; «…Бабушка говорит, что сэргэ, как и люди, бывают счастливыми и обойденными счастьем. К счастливымсэргэ каждый день привязывают добрых коней молодые сыновья и приехавшие издалека гости. Несчастные, как наша, одиноко стоят в вечном ожидании»[5, 1985,:11]; «…Ысыах – это кумысный праздник, и справляют его в последних числах июня. Для угощения забивают скот и готовят всевозможную обильную еду»; «…Поэтому ысыах обязательно сопровождается национальными ритуалами, играми, состязаниями силачей и самый радостный праздник»[5, 1985,:46]; «…Трех коней под старинными седлами подвелик ритуальнойсэргэ у трибун. Кони все как на подбор, но особенно был красив тот, что стоял посередине» [5, 1985,:47];; «…В наш дом все чаще стали приходить старики и старухи. По заведенному обычаю они смирно сидели, какое-то время у бабушкиной постели и, стараясь ни с кем не встречаться глазами, уходили. Так, они словно прощались с бабушкой» [5, 1985,:63].
Мир природы очень красиво описывается в повести.Сменяются времена года. «…Высокое и чистое весеннее солнце щедро льется на землю. Последние крупинки снега, превращаясь в капельки, собираются в струйки, в крохотные ручьи» [5, 1985,:9]; «…Сзади слышится веселое журчание ручьев, шелест свежего ветра, впереди, куда я иду, — дружный птичий гомон» [5, 1985,:9]; «…И я подумал: а почему бы и не услышать березе, не понять мою бабушку? Она ведь тоже много повидала, пережила на своем веку. Стоит лишь взглянуть на ее искривленный шершавый ствол, чтобы легко поверить в это. Как множество шрамов от давних ран, на нем чернели засохшие старые сучки, были видны следы ободранной коры» [5, 1985,:10]; «…Не оживала только одна священная сэргэ. Потрескавшаяся от времени, покрытая резным узором редкой красоты, она вся почернела, иссушенная солнцем, ветрами, лютыми морозами.
Зимой и летом она одиноко стояла под березой, словно бы напоминала своим суровым видом, что, кроме смены времен года, есть в этом мире и что-то вечно непреходящее, не подчиненное окружающему ее течению жизни» [5, 1985,:11]; «…Старая береза и священная сэргэ… Одна, вместе со всей окружающей ее природой, на зиму засыпает, а вот теперь радуется весне, зеленеет, живет. Другая, почерневшая, с потускневшими узорами, стоит, как горестный знак памяти, как безмолвный крик о задуманном и неисполненном…»[5, 1985,:12]; «…Тру-ру, тру-ру-рук, тру-рук. Трубят журавли! Они кричат то все разом, то попеременно, и тогда можно различать голоса птиц» [5, 1985,:16]; «…А недавно вот еду мимо и не узнаю озера: заросло ивняком и вроде даже меньше сделалось… Оно, конечно, надо и лес рубить, и рыбу ловить, а все равно жалко, когда знакомое место не узнаешь…»[5, 1985,:42].
В повести точно прослеживается ход художественного времени: «…Над темной, почти черной полосой леса горит в полнеба вечерняя заря. Вглядываюсь в закатное небо над лесом и начинаю различать на розовом фоне небольшие, как бы остановившиеся облачка; вижу ,как они ,насквозь просвеченные ушедшим за горизонтом солнцем, каждую минуту, а может, и секунду меняют свой цвет…»[5, 1985,:17]; « Время близится к полуночи, но по-прежнему светло. Над озером простерлась тихая белая ночь. Закат, все еще не затухая, продвигается, перемещается над горизонтом к востоку» [5, 1985,:17]; «…А вот выкатилось из-за дальнего леса огромное солнце. И сразу все вокруг проснулось и пришло в движение. Лес зазвенел птичьими песнями. Начался утренний лет уток» [5, 1985,:18]; «…Утро прекрасное, праздничное. По синему небу то там , то сям раскиданы причудливые копны белых облаков. Одно такое облако плывет одновременно и по небу, и по дну озера» [5, 1985,:45].
У Лугинова, как и у всякого большого художника слова, название, первая фраза и финал произведения тесно связаны и образуют своеобразное смысловое обрамление. «Когда я вспоминаю золотую пору своего детства, то вижу и мою милую, со счастливым, умиротворенным лицом бабушки. Только вижу ее такой почему-то не дома, в постели, а под старой плакучей березой, рядом со священной сэргэ в нашей Нуоралджиме…»[5, 1985,:66].
Долгое зимнее оцепенение, сон природы и зеленая тайга. Золотое детство. Старая береза, бабушка. Священнаясэргэ и белые журавли. Жизнь. Смерть. Память – все эти мотивы взаимосвязаны, переплетены в повести, в ее подтексте, а особенно в названии, зачине и эпилоге.
Литература
1) Бурцев А.А. Диалог о высоком, добром, вечном // Диалог. 1990. N 9-10. C.61
2) Дементьев А.В. О тех, кого ждали // Молодая гвардия. 1988. N 11. C.265
3) Канаев Н.П. Из истории русско-якутских литературных связей советского периода. Якутск: Якутское книжное издательство, 1973. 45 С.
4) Лихачев Д.С. Избранные работы: в 3-х тт. Т.2. Л., 1987. С.418494.
5) Лугинов Н.А. Песня белых журавлей: повести и рассказы. Пер. с якут. 1985.
6) Михайлова М.Г. Высоких судеб ясный свет: Книга литературных портретов народных писателей Якутии. Якутск, 1986. 65 С.
7) Мыреева А.Н. «Все вокруг живое» (Человек и природа в повестях Н. Лугинова) // Полярная звезда. 1999. N 1. C.46.
8) Петрова С.М. Взаимосвязанное изучение русской, родной, зарубежной литературы в якутской школе: Автореф. дисс. д.п.н. М., 1996. 35 С.
Холмогорова Зоя Петровна — учитель русского языка и литературного чтения, школы ГБОУ РС (Я) «Республиканский лицей-интернат с углубленным изучением отдельных предметов», г. Якутск.
Тарасова Татьяна Ариановна — ученица 10 гуманитарного класса, школы ГБОУ РС (Я) «Республиканский лицей-интернат с углубленным изучением отдельных предметов», г. Якутск.