АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ PR-МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ЖУРНАЛИСТОВ: ПРЕСС-ТУР
ACTUAL ASPECTS OF ORGANIZING PR-EVENTS FOR JOURNALISTS: PRESS-TOUR
С.Ю. Залуцкая, Н.А. Корякин
S.U. Zalutskaya, N.A. Koryakin
Аннотация: Статья посвящена проблеме организации плодотворного взаимодействия со средствами массовой информации при решении профессиональных задач специалистами общественных коммуникаций. Актуальность исследования обоснована повышающейся ролью новейших технологий масс-медиа в процессе построения имиджа, определения тактики брендинга того или иного PR-объекта. В качестве примера дано описание пресс-тура как эффективного инструмента продвижения организации, её товаров и услуг с использованием актуальных коммуникационных технологий.
Abstract: The article is devoted to the problem of organization of fruitful interaction with mass media when solving professional problems by specialists of public communications. The relevance of the study is justified by the increasing role of the latest mass media technologies in the process of building the image, determining the tactics of branding a particular PR object. As an example, a description of the press tour as an effective tool for promoting the organization, its products and services using current communication technologies is given.
Ключевые слова: связи с общественностью, PR-коммуникации, пресс-тур, масс-медиа, социальные сети.
Key words: рublic relations, PR-communications, press-tour, mass-media, social networks.
Аксиома пиарологии, что в public relations (PR) средства массовой информации играют особо важную роль. В первой четверти XXI века, в эпоху информационного общества, в достижении деловых целей становится значительным фактор благоприятного отношения общественности к продвигаемому PR-объекту, отношения, формируемого в первую очередь средствами масс-медиа.
Однако специалисты сферы общественных коммуникаций подчёркивают, что выстраивание отношений со СМИ – процесс трудоемкий, требует ежедневного внимания и применения для достижения максимального эффекта новейших информационно-коммуникационных технологий. Приемы работы PR-специалистов со СМИ включают в себя создание информационных поводов, регулярное распространение пресс-релизов, приглашение журналистов на место события, организация и проведение мероприятий для публикаций в прессе. Однако всегда ли они приносят ожидаемый результат? Как определить успешность такой коммуникации? За время функционирования связей с общественностью как профессии сложился определенный алгоритм работы PR-менеджеров со СМИ. Однако считаем, что плодотворным его использование будет только в случае исключительно творческого подхода к решению коммуникационных задач.
Обратимся к одному из актуальных форм PR-мероприятий, проводимых для представителей средств массовой информации и позволяющих полноценно реализовать креативный потенциал специалистов по связям с общественностью. Это пресс-тур. В пиарлогии он характеризуется как «запланированное PR-службой мероприятие, предназначенное специально для журналистов, протяженное во времени (от нескольких часов до нескольких дней), которое проводится с целью получения объективных журналистских публикаций в СМИ» [1, 2017]. Процесс подготовки пресс-тура традиционно включает в себя
— целеполагание;
— определение времени и даты проведения;
— распределение полномочий и обязанностей среди организаторов пресс-тура;
— определение объектов осмотра для журналистов и назначение специалистов – экспертов;
— разработку маршрута пресс-тура;
— составление списка приглашаемых журналистов;
— составление программы пресс-тура;
— рассылку предварительного пресс-релиза (анонса), а затем более подробного пресс-релиза (новостного) в СМИ;
— уточнение окончательного списка участников пресс-тура;
— подготовку пресс-кита (бэкграунд, пресс-релиз, кейс-стори, обзорные статьи [2, 2006; 87].
Как пример, представим пресс-тур на специальном форуме «Samsungforum 2017», который проходил в Барселоне 9-11 февраля. К нему были привлечёны создатели нового медиа Kedddr.com – прогрессивного канала коммуникации, ориентированного помимо прочего на IT-сферу гаджеты, технику. Канал создан С. Кременюком и А. Ляпотой, работающими в основном через видеохостинг Youtube. Суммарная аудитория канала и других социальных сетей более 400 тысяч человек. Контентная стратегия, по мнению авторов, на четырёх позициях: реализация девиза «Креативно про IT»; регулярность, систематичность работы с аудиторией; умение услышать аудиторию; умение управлять конфликтами [3, 2016]. Также у Семёна Кремюнюка и Александра Ляпоты есть собственные каналы на Youtube, в которых они выкладывают бекстейджы с выставок и другие материалы, которые не вписываются в формальные рамки. Кредит доверия у авторов аудитории достаточно высок.
Так как создатели Kedddr.com выпускают свой контент в основном в видео-формате, определим критерии анализа подобного формата коммуникации: количество просмотров (указывает на заинтересованность пользователей), длительность видео, комментарии автора и его оценка объекта продвижения. По поводу пресс-тура на «Samsungforum 2017» всего было выпущено 1 видео на основном канале и 1 – на канале А. Ляпоты, также отметим многократные упоминания в социальных сетях. Ролик с основного канала имеет 47 848 просмотров, его длительность – 7 минут. Автор даёт положительную оценку всей выставке, а также рекомендует ознакомиться с телевизорами Samsung с новой QLED матрицей.
Стоит отметить, что Ляпота позиционирует свой личный канал как блог путешественника, где много туризма и спорта. Соответственно и аудитория его канала немного отличается от той, что является пользователем контента на Kedddr.com. Эту особенность автор учитывает при создании ещё одного видео-ролика о пресс-туре. Видео имеет 10138 просмотров, его длительность 17:33 минуты. В нём автор делится своими впечатлениями о культурной программе «Samsungforum», качестве услуг гостиницы, в которой он и его коллеги проживают.
Таким образом, несмотря на то, что «Samsungforum» – выставка в большей степени бытовой техники, чем гаджетов, и такой товар менее интересен аудитории Kedddr.com, – благодаря харизме автора, общий охват аудитории составил 50 тысяч человек. Этот факт подтверждает эффективность пресс-туров с использованием современных, актуальных каналов коммуникации с ярко выраженной творческой составляющей.
Чтобы провести пресс-тур максимально эффективно, для PR-специалиста важен качественный отбор журналистов и СМИ. Этого можно добиться с помощью мониторинга всех каналов массовой коммуникации, в том числе электронных (сайты, блоги, социальные сети), учитывая, что аудитория более благосклонна к прозрачным и открытым источникам полезной для неё информации. Соблюдение таких требований к организации и проведению пресс-тура как PR-мероприятия, имеющего конкретные имиджевые, маркетинговые, рекламные задачи, позволит специалистам по связям с общественностью использовать его как инструмент брендинга PR-объекта с максимально плодотворно [4, 2015; 219].
Литература
1. Школа рекламиста. Пресс-тур [электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.advertiser-school.ru/pr-theory/press-tour.html.
2.Филатова, О. Г. Социология массовой коммуникации: краткий глоссарий : учеб. пособие. – М. : Гардарики, 2006. – 131 с.
3. Блащук О. История успеха Keddr.com: как создать коммьюнити на YouTube-канале (25 июля 2016 г.) [электронный ресурс] // Режим доступа: https://ain.ua/
4. Zalutskaya, S. U., Pavlova L. N. Salnikova O. M. Today Problems and Cases of Territory Promotion: Yakutia and Kazakhstan // Review of European Studies; Vol. 7, No. 6; 2015 – p. 217-225.
Залуцкая Светлана Юрьевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск
Корякин Николай Асандрович – студентк РСО-16 отделения рекламы и связей с общественностью филологического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск.