ОПИСАНИЕ СОБЫТИЙНОЙ КОММУНИКАЦИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ (НА ПРИМЕРЕ НУЛЕВОЙ АРКТИЧЕСКОЙ БИЕННАЛЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В ЯКУТИИ)
DESCRIPTION OF EVENT COMMUNICATIONS OF THE SOCIO-CULTURAL SPHERE (ON THE EXAMPLE OF ZERO ARCTIC BIENNIAL OF CONTEMPORARY ART IN YAKUTIA)
С.Ю. Залуцкая, Е.А. Мамина
S.U. Zalutskaya, Е.A. Mamina
Аннотация: В статье раскрывается содержание понятия «событийная коммуникация» в контексте разных наук. Представлено понимание события специалистами связей с общественностью, для которых оно является одним из актуальных инструментов формирования общественных отношений. Примером служит применение специальных событий в социально-культурной сфере. Автор представляет промежуточные результаты исследования эффективности Нулевой Арктической биеннале современного искусства в Якутске.
Abstract: The article reveals the content of the concept of «event communication» in the context of different sciences. The understanding of the event is presented by the specialists of public relations, for which it is one of the actual tools for the formation of public relations. An example is the use of special events in the socio-cultural sphere. The author presents the intermediate results of the study of the effectiveness of the Zero Arctic Biennale of Contemporary Art in Yakutsk.
Ключевые слова: связи с общественностью, PR-технологии, событийные коммуникации, социально-культурная сфера, биеннале.
Key words: рublic relations, PR-technologies, event communications, socio-cultural sphere, biennale.
Событийная коммуникация выступает одним из самых перспективных направлений современных связей с общественностью. А. В. Прохоров отмечает, что многие практики обращаются к этому виду коммуникации, так как она способна привлечь к себе внимание аудитории и способна продвигать товары, услуги, территории и т.д. «В настоящее время неуклонно растет роль специальных событий в продвижении современных компаний и формировании имиджа» [1, 2014; 50].
Основу понятия «событийные коммуникации» составляет термин «событие», который представляет собой целый комплекс значений и является актуальным в современном тезаурусе философии культуры, физики, истории, имеет также свое значение в информатике, математике, телекоммуникации, вычислительной технике, вошел в профессиональную риторику и практику специалистов разных категорий, в том числе специалиста по рекламе и связям с общественностью.
Над значением «события» размышляли многие великие философы, которые заложили основы его интерпретации. Так, концепцию смысла «события» догматизировали М. Хайдеггер, А. Н. Уайтхед, М.М. Бахтин и другие исследователи. «Под воздействием концепции А.Н. Уайтхеда в натурфилософии складывается традиция трактовать событие как конечную единицу природного явления, как выражение природного процесса. «Я даю имя «событие» пространственно-временному происшествию» [2, 1990; 35]. В работе А. Н. Уайтхеда указано, что «субстанция мира – это процесс, а значит любое явление, абсолютно любой объект является событием, при этом субъект, воспринимающий его, не обязательно должен присутствовать. Отсутствие индивидуализации делает невозможным существование события. Оно представляется, как «живой организм», переживающий непрерывное становление во всех проявлениях. Принципами, лежащими в основе события, являются структурность, имманентность, казуальная независимость» [3, 2012; 212].
«Осмысление Бытия как «истины и события» было совершено и М. Хайдеггером. Он воспринимал событие не являющимся обозначением бытия, не вступающим с ним в иерархические отношения. «Оно не имеет ограничений во времени и в пространстве, в отличие от обыденного, «житейского» события, которое помещается в жесткие внешние и внутренние рамки. Это не случай, не происшествие. Время репрезентовать в событие как «представление присутствия», которое обусловливает временное пространство. Последнее создается в «просвете» прошлого, настоящего и будущего, которые притягивают друг друга. Событие в концепции М. Хайдеггера может быть отнесено к длительности вне времени и пространства» [3, 2012; 213].
В настоящее время «событие» также интепретируется в зависимости от контекста, от того, что именно мы вкладываем в это значение. Исследователь Е.А. Каверина, например, указывает, что «понятие «событие» сегодня наделено богатой палитрой значений, его смысл определяется контекстом научной дисциплины или практикой профессиональной коммуникационной деятельности. Более того, «событие» выступило как элемент образования новых понятий» [4, 2014; 152]. Также свое значение данный термин получил и у исследователей территориального брендинга: «Событие – это организационно сложный проект, который дает возможность ознакомить потенциальных потребителей с новыми свойствами территории как объекта для привлечения инвестиций, формировать имидж территории, способствуя значительному увеличению узнаваемости её в глобальном экономическом пространстве» [5, 2014; 81].
Теперь, когда мы понимаем, что «событие» имеет большое количество смыслов и его сущность различна, важно выделить этот термин со стороны специалистов связей с общественностью, где выбор коммуникативных приемов, методов работы с аудиторией достаточно широк. Уточним, что у специалистов связей с общественностью «событие» приобрело приставку «специальное». «Специальное событие» – по своей сути мероприятие, которое тщательно планируют как акцию, которую проводят в рамках общей коммуникационной программы. Однако оно может нести и внутрикорпоративный характер и быть инструментом для работы со СМИ (пресс-конференция, брифинг, презентация и т.д.). При этом для специалистов связей с общественностью обретают значимость понятия «событийные коммуникации», «специальное событие», «событийный маркетинг», «маркетинг событий» [6, 2012; 320]. Так, «сегодня понятие «событийные коммуникации» активно используется в международном тезаурусе профессиональной коммуникационной деятельности: event communication (англ.), event management (англ.), communication evenementielle (франц.), eventmanagement и еventmarketing (нем.) [6, 2012].
О. Г. Филатова определяет «специальное событие» как «спланированное мероприятие (мероприятие, происшествие, акция), инициированное базисным субъектом PR (связей с общественностью) и направленное на достижение прагматических коммуникативных целей данного субъекта, способствующее приращению его паблицитного капитала» [7, 2012; 26]. Д.А. Фадеев характеризует событийные коммуникации как целенаправленно выстроенные символические действия и выделил их характерные черты исходя из исторических истоков. «Роль праздника в культуре трудно переоценить. Как писал М.М. Бахтин, «празднество (всякое) – это очень важная первична форма человеческой культуры» [8, 2016;13].
Таким образом, под событийными коммуникациями подразумевается явление, которое является сложным комплексом специально созданных мероприятий различного вида, имеющих в себе определенную заданную цель по привлечению внимания аудитории и её удержанию. «Создание специальных событий и сегодня направлено на творение мифологии, но имеет особый ракурс и стратегическую задачу – формирование символического капитала различных, как коммерческих, так и некоммерческих объектов продвижения; прослеживается наличие государственного и частного заказа на создание события. Все эти аспекты приводят к необходимости понимания сущности событийных коммуникации и основных этапов развития в историческом контексте культуры» [4, 2014;. 153].
Идея о создании события в целях привлечь большой интерес общества появилась еще тысячелетия назад; римские правители обнаружили два важнейших рычага управления – хлеб и зрелища. А технологический прием, называемый «организованное событие», обладающий сильным эмоциональным воздействием на целевую аудиторию, сохранил свою актуальность. «Классик PR Эдвард Л. Бернейз в XX веке «открыл» прием «создания событий» в качестве основы для всей практики связей с общественностью. Он полагал, что «консультанты по связям с общественностью» должны владеть искусством и мастерством создания таких событий. Сам Бернейз был блестящим мастером создания событий. Одной из первых акций такого рода был общенациональный конкурс скульптур из кусочков мыла. «Заказчиком» конкурса выступала компания Procter& Gamble. Целью конкурса было превратить мыло, вызывавшее у многих малышей малоприятные ассоциации, в одну из любимых игрушек, побуждающих их к творчеству. В течение года тысячи американских детей были вовлечены в настоящее соревнование» [9].
В России история проведения специальных мероприятий началась с отраслей, где присутствует правовое ограничение конкуренции – это табачная индустрия, фармацевтика. На данный момент этим инструментом пользуются во многих других отраслях, например, в социально-культурной сфере, где специальное событие обретает свою специфику. Так, Е. А. Каверина выделяет следующие особенности этого PR-инструмента:
– для событийных коммуникаций в социально-культурной сфере одной «из значимых является эстетическая категория «ритма» … как ритма обновления памяти культуры», цикличность, повторяемость символических событий;
– специальное событие создается по эстетическим законам ритуальных событий;
– специальное событие – это пространство мифологизации и игры;
– специальное событие имеет особую архитектонику, в которой выделяются вербальная, визуальная и пластическая составляющие;
– специальное событие имеет сложную структуру, в которой используются различные способы кодирования информации;
– в специальном событии используется богатая палитра приемов художественного выражения;
– специальное событие носит интертекстуальный характер [4, 2014; 3].
Практическим примером реализации указанных особенностей является «Нулевая Арктическая биеннале современного искусства», проведенная в г. Якутске в рамках туристического фестиваля «Зима начинается в Якутии» в декабре 2016 года. Необходимость организации мероприятия была обусловлена тем, что правительство республики ведет поиск новых средств повышения привлекательности региона, разрабатываются и реализуются новые системы мер по формированию долгосрочной имиджевой политики. Якутские специалисты в области общественных коммуникаций полагают, что в сложившемся внешнем имидже Якутии неадекватно отражается реальный политический, экономический, социальный, культурный уровень ее развития. Такое положение сказывается на престиже республики, снижает ее инвестиционную привлекательность, ухудшает социальное самочувствие населения. Инвестиции в культурные события, в частности в развитие фестивалей современного искусства, рассматриваются как один из важных аспектов повышения социальной, культурной и экономической привлекательности региона. Якутия как северный край с вечной мерзлотой и полярными ночами нуждается в ярком, регулярном культурном событии «как одном из факторов влияния на положительный имидж республики» [10, 2015; 222]. И, конечно же, подчеркнём все повышающуюся потребность художников в участии в данном событии как в престижном мероприятии, дающем возможность получить ценный опыт и расширить знание и понимание современного искусства.
Программа Нулевой Арктической биеннале современного искусства включала презентацию коллективной инсталляции и видео-мэппинг проекта: ARTica, «круглый стол» на тему ;«Исследование. Интеллектуальное творчество и художественные практики», просмотр снятого в Якутии документального фильма «24 снега»; читку пьесы «ЖДР» Михаила Башкирова в постановке якутского режиссёра Сергея Потапова; программу «Звучащие ландшафты Арктики» с презентацией livecinema-проекта участницы основного проекта биеннале А. Федотовой «Экскурсовод музея космонавтики Валя Ушницкая ведет экскурсию» и много другое.
По итогам Нулевой Арктической биеннале современного искусства нами проведено пилотное исследование в формате интернет-опроса, для чего были составлены стандартизированные вопросы с закрытым и открытым вариантом ответа. Данный вид опроса позволяет получить честный, открытый ответ от респондента и ознакомиться с каждым мнением, принять к учету индивидуальные пожелания участников. Всего было опрошено 30 респондентов, из которых было равное количество мужчин и женщин (50% / 50%). Среди опрошенных возраст варьировался от 18, 18-25 до 25-35 и выше. Анкетирование проходило среди людей, откликнувшихся на обращение, размещённое на нашей официальной интернет-страничке. В ходе исследования выяснилось, что часто посещают подобные события 63,3% опрошенных, 30% не посещают и вариант «другое» – 6,7%. Среди респондентов выявлено подчеркнуто позитивное отношение к биеннале: привлекает его формат, музыка, участники, ярко выраженная креативность посещённых мероприятий. Так, например, респонденты пишут: «Мне интересно искусство во всех проявлениях! Интересуют выставки, работы художниках разных направлений. Музыка – приятное дополнение, интересно послушать творчество молодых якутских музыкантов. А также в этот раз было выбрано очень интересное место»; «такие проекты помогают нестандартно видеть и осмысливать окружающую действительность и себя в ней»; «биеннале привлекает нобычным форматом проведения, способ разнообразить свою жизнь; такие мероприятия у нас в Якутске проводятся очень редко». Подводя итоги, можно сделать вывод, что мероприятие оставило позитивное впечатление, люди заинтересованы в посещении подобного рода специальных событий.
Таким образом, под событийными коммуникациями мы понимаем явление, которое является сложным комплексом специально созданных мероприятий различного вида, имеющих в себе определенную заданную цель по привлечению внимания аудитории и её удержанию. Событийные коммуникации позволяют формировать имидж, лояльность аудитории, привлекать новых партнеров. Спектр применения данного инструмента огромен и имеет перспективы.
Литература
1. Прохоров, А.В., Специальное событие как инструмент продвижения образовательных услуг // Вестник ТГУ, 2014. №4 (132). – С.49-53.
2. Уайтхед, А. Н. Избранные работы по философии / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1990.
3. Филатенко, И. А. Понятие «событие»: философские основные интерпретации // Молодой ученый. 2012. № 4. – С. 212-216.
4. Каверина, Е. А. Событийные коммуникации в пространстве культуры XX века // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2014. №2 (31). – С.151-155.
5. Климова, Т. Б., Вишневская, Е. В. Событийный маркетинг: новый вектор развития территорий // Научный результат. Серия «Технологии бизнеса и сервиса». 2014. №2. – С.80-84.
6. Каверина, Е. А. Создание событий в современном социокультурном пространстве: диссертация … доктора философских наук: 24.00.01 / Каверина Елена Анатольевна; [Место защиты: ГОУВПО «Российский государственный педагогический университет»]. – Санкт-Петербург, 2012. – 320 с.: ил.
7. Филатова, О. Г. Технологии и методы PR- продвижения информационных ресурсов, учебное пособие – СПб, 2012.
8. Фадеев Д.А., Социокультурные основания событийных коммуникаций — Общество: философия, история, культура. 2016. №5. – С.116-119.
9. Векслер А. Специальные события (special events) как инструмент связей с общественностью [Электронный ресурс] URL:https://corporate.best-party.ru/articles/223.
10. Zalutskaya, S. U., Pavlova L. N. Salnikova O. M. Today Problems and Cases of Territory Promotion: Yakutia and Kazakhstan // Review of European Studies; Vol. 7, No. 6; 2015 – p. 217-225.
Залуцкая Светлана Юрьевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск
Мамина Екатерина Анатольевна – студентка РСО-13-Б отделения рекламы и связей с общественностью филологического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск.