С.А. Кокорева, М.Г. Самсонова

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА

 ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ 

MODERN GOING NEAR FORMING OF SKILL

 REALIZED READING

С.А. Кокорева, М.Г. Самсонова

S.A. Kokoreva, M.G. Samsonova 

Аннотация: Статья посвящена формированию навыков осознанного чтения у учащихся средних классов. Проект разработан на 3 учебных года. Описана читательская ситуация, сделан подробный анализ проведенной работы.

Abstract: The article is sanctified to forming of realized read skills at the middle classes of students. A project is worked out on 3 school. A reader situation is described, the detailed analysis of the conducted work is done.

Ключевые слова: чтение, мониторинг, литература, грамотность, контроль

Key words: reading, monitoring, literature, literacy, control 

Проект по чтению по теме «Формирование навыков осознанного чтения» создан учителями русского языка и литературы МБОУ «Хаптагайская СОШ имени Кеши Алексеева» и охватывает учащихся 5-8 классов, также их родителей, классных руководителей, школьного и сельских библиотекарей, администрацию школы, учителей гуманитарного цикла, школьного психолога, социального педагога.

Чтение – это важнейший способ освоения базовой социально значимой информации – профессионального и обыденного знания, культурных ценностей прошлого и настоящего, сведений об исторически непреходящих и текущих событиях, нормативных представлений, – составляющей основу, системное ядро многонациональной и многослойной российской культуры.

Чтение практически не рассматривается как основное средство обучения и развития. В условиях растущей доли самостоятельной работы обучающихся с текстами из различных областей знаний навыки чтения осваиваются преимущественно на литературных произведениях. При этом упрощенный подход к анализу художественных произведений препятствует развитию у обучающихся интереса к чтению, в том числе как способу проведения досуга. Даже тот ограниченный объем времени, который отведен на развитие читательской компетентности, постепенно замещается частными учебными дисциплинами. В результате у учащихся не формируется в достаточной степени навыков для обработки больших объемов специализированной информации.

Отсутствие системы оценки уровня развития читательской компетентности обучающихся на различных этапах образовательного процесса не позволяет достоверно судить о наиболее проблемных его точках и адекватно координировать усилия преподавателей разных предметов для совершенствования навыков чтения

Причиной создания такого проекта по чтению стал тот факт, что у школьников среднего звена появляются другие интересы: повышается интерес к другому полу, внеклассное свободное время отводится больше общению с ровесниками, понижается мотивация к учебе, подростки стараются пробовать себя в разных сферах деятельности, ищут свое направление развития. Основная причина- понижение интереса к чтению, так как процесс чтения требует больше свободного времени, современные дети не отличаются усидчивостью, их больше привлекают разные гаджеты, просмотр боевиков, ужастиков и т.д.

Таким образом, возникла необходимость повысить интерес к чтению, а именно к осознанному, так как в основной школе учащиеся заканчивают курс обучения почти по всем предметам и уже стоят на пороге профильной школы, выбора будущей профессии, их ожидает государственная аттестация типа ОГЭ, ГВЭ и ЕГЭ. Не читающий и не понимающий прочитанного текста, не умеющий выделять тему и проблему школьник постепенно теряет интерес к учебе, понижается дисциплина, грамотность, ученик теряет возможность широкого выбора предметов и специальности в силу неразвитых навыков осознанного чтения.

Нами проведены анкетирование учащихся, родителей, выделен круг читательских интересов, сделан мониторинг техники чтения, грамотного, осознанного, выразительного чтения, умения делать подробный и сжатый пересказ прочитанного текста, грамотно и интересно составлять связный текст (сочинение), проверен лексический запас учащихся по темам. В итоге такой  проведенной подготовительной работы стало ясно, что необходима целенаправленная, систематическая работа по развитию навыков осознанного чтения именно в подростковой школе.

Человек, обладающий навыками осознанного, беглого, рационального чтения, впоследствии станет успешным, знающим специалистом, который сможет постоянно повышать свой уровень квалификации, заниматься самообразованием.

Описание читательской ситуации

—       В последние десятилетия учащиеся школы редко посещают сельскую и школьную библиотеки, почти не имеют домашнюю библиотечку, мало читают хорошую литературу, в семьях не имеют подписку на журналы и газеты.

—       Кроме материальных причин, имеются и другие: наличие у каждого школьник ноутбука, компьютера, мобильного телефона и планшета, электронной книги. В свободное время больше общаются по контакту и вацапу, смотрят многосерийные фильмы по телевизору.

—        Во многих семьях нет культа книги, нет контроля над домашним чтением, ребенок не развивается в домашней среде.

Из сводных таблиц по проверке техники чтения получается, что в нашей школе с 5 по 8 классы в начале учебного года в сентябре 2013 г. учащиеся читают так: 23, 88 % детей читают выше нормы, норму выполняют- 14,9%, ниже нормы читают 55,2%. Как видно из этого в летнее время, во время каникул дети перестают читать книги, навыки чтения теряют и приходят к началу учебного года неподготовленными, техника чтения ослабевает, начинаем все с нуля.

В течение года работа над техникой чтения ведется постоянно, но в летний период опять снизится читаемость учащихся. Из начальной школы поступают дети, которые не выполняют норму чтения, имеют дефекты речи, современные дети часто не понимают текстов на русском языке. Родители мало уделяют внимания чтению, нет контроля чтения, отсутствует поощрение читающих детей в семье, дома.

Учащиеся читают только программную литературу, школы, учащиеся 9 и 11 классов не могут привести  литературного выпускники примера по проблеме в сочинении на ГИА, ЕГЭ.

Из сводных таблиц по проверке техники чтения получается, что в нашей школе с 5 по 8 классы в начале учебного года в сентябре 2013 г. учащиеся читают так: 23, 88 % детей читают выше нормы, норму выполняют- 14,9%, ниже нормы читают 55,2%. Как видно из этого в летнее время, во время каникул дети перестают читать книги, навыки чтения теряют и приходят к началу учебного года неподготовленными, техника чтения ослабевает, начинаем все с нуля.

В течение года работа над техникой чтения ведется постоянно, но в летний период опять снизится читаемость учащихся. Из начальной школы поступают дети, которые не выполняют норму чтения, имеют дефекты речи, современные дети часто не понимают текстов на русском языке. Родители мало уделяют внимания чтению, нет контроля чтения, отсутствует поощрение читающих детей в семье, дома.

Учащиеся читают только программную литературу, школы, учащиеся 9 и 11 классов не могут привести литературного выпускники примера по проблеме в сочинении на ГИА, ЕГЭ.

Цель нашего проекта – формировать мотивацию к чтению через различные формы развития кругозора и эрудиции.

Проблема, цель проекта определяют конкретные задачи:

Разработать программу по внеклассному чтению «Школа осознанного чтения».

Разработать план целенаправленной работы по формированию грамотного письма.

Разработать методику организации учебной деятельности обучающихся в рамках. Преподавания факультативного курса «Школа осознанного чтения и грамотного письма».

Разработать дидактический материал для уроков по литературе и русскому языку и внеклассной работы по предмету.

Методологическая база проекта:

Проблема формирования навыка беглого осознанного чтения рассматривалась в контексте методологических и теоретических исследований процесса чтения и особенностей его развития в начальной школе (И.Т. Федоренко,  Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, В.Н. Зайцев); технологии формирования навыка беглого, осознанного чтения у учащихся (А.М. Кушнир, М.И. Оморокова, С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева).

Управлять процессом формирования навыков чтения можно при соблюдении следующих условий:

  • при формировании навыков чтения необходимо опираться на развитие таких важнейших психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление;
  • навык чтения значительно укрепляется, если параллельно с ним развиваются и другие виды речевой деятельности: аудирование, говорение и письмо;
  • формировать полноценный навык чтения необходимо не только на уроках чтения, но и на уроках математики, русского языка, истории, географии, обществознания, физики, химии, биологии  и др.

Этапы реализации проекта:

  • 1 этап- подготовительный, организационный- 3-4 четверти 2013-2014 уч. Г.
  • 2 этап- основной этап- сентябрь 2014 г. по ноябрь 2015 уч.г.
  • 3 этап- заключительный этап- декабрь 2015 г.

Задачи  этапа проекта:

  • Провести мониторинг  техники чтения в 5-8 классах для выявления детей, не овладевших навыками техники чтения;
  • Провести анкетирование детей и родителей, чтобы выяснить круг чтения детей и родителей, наличие домашней библиотеки, посещение сельской и школьной библиотек;
  • Проверить формуляры учащихся по выявлению количества и качества прочитанной литературы.
  • Составить вместе с библиотекарями и родителями список литературы для внеклассного чтения по классам;
  • Составить критерии по формированию системы читательских умений;
  • Корректировать рабочую программу по русскому языку и литературе в 5-8 классах с точки зрения формирования читательских умений и развития грамотного письма.
  • Вести постоянный тематический учет по чтению в 5-8 классах.

Задачи II этапа:

  • Запланировать и провести мероприятия, обеспечивающие развитие навыков чтения с обеих сторон – технической и смысловой;
  • Обеспечить учителю на рабочем месте в классе особый режим работы по развитию навыков чтения;
  • Разработать и внедрить в работу учебный тренажер по развитию навыков чтения по методике П.П.Кондратьева «Сатабыл» на русском языке;
  • Запланировать и внедрить в работу комплекс упражнений по работе над ликвидацией дефектов речи учащихся 5-8 классов;
  • Запланировать и внедрить в работу комплекс упражнений по развитию памяти, распознавания букв и т.д.;
  • Разработать программу факультативного или элективного курса по теме « Быстрое и рациональное чтение»;
  • Разработать программу факультативного или элективного курса по теме «Осознанное чтение и грамотное письмо»;
  • Использовать портфолио ученика и его читательский дневник как форму мониторинга по чтению и письму.

Задачи III этапа:

  • Провести мониторинг по сформированности грамотного письма в 5 – 8 классах;
  • Провести мониторинг по сформированности навыков осознанного чтения;
  • Провести мониторинг по сформированности навыков беглого чтения;
  • Провести мониторинг по выразительному чтению;
  • Провести анкетирование родителей и детей по усвоению навыков чтения и грамотного письма, посещения библиотеки, созданию домашней библиотеки, времени проведения над чтением внеклассной литературы, списка внеклассной литературы, выполнению нормы чтения, выполнению письменных работ;
  • Проверить формуляры учащихся по выявлению количества и качества прочитанной литературы.

Краткая характеристика участников проекта

Учителя

Школьный

библиотекарь

Сельские

библиотекари

Родители учащихся

5-8 классов

Учащиеся 5-8 классов

Кокорева С.А.-рус. Аммосова А.Е. Назарова Л.Н.

119 чел.

67 уч.

Самсонова М.Г.-рус. Кларова А.Н. Неполное основное-1 Классные руководители-
Егорова А.С.Родной яз. Полное среднее-59 5 человек
Колесова А.А. –родной яз. ССУЗ-33
Иванова В.Н.- рус.лит. Неполноевысшее -1
Терентьев Р.М.- история, НМР Высшее-25
Борисова С.Н.-завуч
Заровняева О.П.-психолог
Семенова Н.Н.-школьный соцпедагог

Механизмы реализации

  • Внеаудиторные  занятия по предмету родной язык и литература, русский язык и литературы;
  • Занятия по технологии «Сатабыл»;
  • Индивидуальные консультации;
  • Элективные курсы по предмету;
  • Факультативные  занятия;
  • Индивидуальные консультации и занятия с логопедом, психологом;
  • Организацию семейного чтения;
  • Уроки  родного, русского языка и литературы, истории, обществознания, географии, математики, физики, биологии, химии, природоведения, КНРСЯ;
  • Внеклассные мероприятия по предмету: олимпиады, НПК, интеллектуальные игры, предметные недели, инсценировки и т.д.

Ожидаемые результаты

—       Повышение мотивации к чтению;

—       Выполнение нормы чтения;

—       Сформированность осознанного чтения;

—       Сформированность грамотного письма;

—       Повышение мотивации к учебе;

—       Сформированность УУД по ФГОС;

Прогноз негативных факторов

—       Низкий уровень кругозора и начитанности родителей;

—       Занятость родителей;

—       Родители не в состоянии помочь детям в учебе, чтении, письме;

—       Нет домашней библиотечки в семье;

—       Нет подписки на газеты, журналы;

—       Нет посещения сельской и школьной библиотеки;

—       Отсутствие положительного примера в лице родителей;

—       Несоблюдение режима дня;

—       Нет средств на  приобретение книг, подписки на газеты, журналы;

—       Мало времени отводят для чтения в семье, в свободное время;

—       Загруженность детей другими занятиями;

—       Несформированность осознанного чтения, навыков техники чтения;

—       Отсутствие мотивации к чтению.

Промежуточные результаты работы по проекту

«Формирование осознанного чтения

у учащихся 5-8 классов»

По итогам двух первых лет работы поданному проекту, целью которой является повышение мотивации школьников среднего звена к чтению, в основном норму чтения по беглости чтения стали выполнять, пересказ текста на русском языке выполняют тоже из каждого класса 90%,. Затруднения испытывают те учащиеся, которые имеют дефекты речи: заикание, шепелявость, картавость, гнусавость, плохой слух. С данными учащимися проводятся дополнительные занятия в коррекционной группе педагогами в малых группах.

  Учащиеся среднего звена стали активно участвовать в интеллектуальных играх «Эрудит», брейн-ринг, литературных марафонах, литературных лото, «Своя игра», также по предметным неделям самостоятельно делают перевод с русского языка на родной и английский языки стихотворения русских поэтов, участвуют в улусных конкурсах переводов, конкурсах чтецов, предметных олимпиадах. Лучшие чтецы школы участвовали во многих конкурсах республиканского уровня: Винокурова Уйгууна, Афанасьев Валера, Терентьев Артем, Старостин Максим, Ефремов Вадим, Терентьева Диана, Шарина Лия, Федоров Эрчимэн, Попова Карина, Афанасьева Настя, Стручкова Сайаана.

Стало традицией проведение брейн-рингов не только в своей школе, но и с учащимися Хатасской, Павловской школ. Также вместе с ними проводим олимпиады, конкурсы чтецов, сочинений.

В летнее время учащиеся тоже не забывают про чтение и грамотное письмо в лагере труда и отдыха «Росток».Учителя и воспитатели, библиотекари школы и села  проводят брейн-ринги по прочитанным произведениям летнего внеклассного чтения.

 В  коллективных инсценировках у детей развивается связная устная речь, эмоциональная, выразительная, развивается память, воображение, творчество. Так в кустовых, улусных и республиканских конкурсах инсценировок наши учащиеся постоянно занимают призовые места. Так в прошлом году два коллектива 5 и 6 классов заняли первое и третье место в республиканском конкурсе «Театральный фестиваль-2015», пятиклассники получили Грант-При в Павловске СОШ «Театральная весна 2015».

Чтение способствует сдаче экзаменов ОГЭ и ЕГЭ. В последние годы учащиеся успешно сдают русский язык, итоговое сочинение. Учащиеся получают высокие баллы.

В улусных, региональных и республиканских  НПК «Шаг в будущее» учащиеся нашей школы занимают призовые и места, потому что подспорьем им являются навыки осознанного чтения: Максимов Миша, Кривошапкин Миша, Максимова Айта, Максимова Нарыйаана, Старостин Максим, Терентьев Артем, Никифорова Констанция…

Кроме «Шаг будущее», дети участвуют в Чугуновских, Бессоновских, Самсоновских, кадетских «Науки юношей питают», Ларионовских, Новгородовских, юниорских конференциях.

Систематическая работа по формированию осознанного чтения по данному проекту приносит свои плоды. Учащиеся среднего звена стали более мотивированы в учебе, повысился темп чтения, качество чтения, выразительность и осознанность. Тематический учет знаний, мониторинг, зачетная система помогают в формировании навыков рационального чтения.

Кокорева Светлана Анатольевна — учитель русского языка и литературы Хаптагайской средней общеобразовательной школы Мегино-Кангаласского района Республики Саха (Якутия).

Самсонова Мария Гаврильевна — учитель русского языка и литературы Хаптагайской средней общеобразовательной школы Мегино-Кангаласского района Республики Саха (Якутия).

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *