ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПУНКТУАЦИИ
PROGRAMMED INSTRUCTION IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS IN THE STUDY OF PUNCTUATION
С.Р. Прибылых
S.R. Pribylykh
Аннотация: В статье автор, проанализировав письменные работы учащихся общеобразовательной школы, приходит к выводу о целесообразности использования на уроках русского языка программированного обучения, которое имеет в своей основе строгую регламентацию действий ученика, сведение процесса усвоения знаний и способов действий к отдельным элементам и предписаниям, что облегчает, по мнению автора, усвоение сложного материала.
Abstract: In the article, the author, analyzing the written work of students in the general education school, comes to the conclusion that it is advisable to use programmed instruction in the Russian language lessons, which is based on strict regulation of pupil’s actions, reducing the learning process of knowledge and methods of actions to individual elements and prescriptions, According to the author, the assimilation of complex material.
Ключевые слова: пунктуация, программированное обучение, бихевиористическая психология.
Keywords: Punctuation, programmed instruction, behavioral psychology.
Работа по развитию письменной речи на уроках русского языка вносит существенный вклад в формирование общей культуры, всесторонне развитой, социально активной личности будущего выпускника школы. Поэтому особенно большое значение активизация развития письменной речи имеет в работе с учащимися выпускных классов средней школы.
К сожалению, изучение качества знаний и уровня навыков выпускников школ по пунктуации показывает, что оно далеко не соответствует тем требованиям, которые определены современными планами и программами. Знания учащихся нередко имеют формальный характер, это ведёт к снижению их практической ценности и порождает серьёзные недостатки в развитии письменной речи школьников. Современные исследования данной проблемы и опыт проведения экзаменационных письменных работ школьников показывают, что учащиеся допускают пунктуационных ошибок гораздо больше, чем орфографических. По оценке М.Т. Баранова, количество пунктуационных ошибок в среднем в 2-3 раза выше, чем орфографических.
Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку последних лет так же позволяет сделать вывод о низкой пунктуационной грамотности выпускников школ (21% писавших сочинение получили 0 баллов (неудовлетворительную оценку) за орфографию, 29% — за пунктуацию; около 50% выпускников допускают в небольшом тексте более четырех орфографических и пунктуационных ошибок).
С этой точки зрения проблема развития письменной речи старшеклассников в процессе изучения пунктуации — одно из очень важных условий повышения их грамотности и развития речи в целом.
Анализ теоретических исследований и практического опыта педагогов показал, что на этапе обобщающего повторения, каким является курс русского языка в старших классах средней общеобразовательной школы, имеются пока мало используемые возможности для создания такой системы, в которой можно наглядно показать логические связи между явлениями языка, преодолеть односторонность их освещения и реализовать условия для восприятия учащимися грамматических фактов в их естественном единстве.
Проблема может быть решена путем использования программированного обучения, которое имеет в своей основе строгую регламентацию действий ученика, сведение процесса усвоения знаний и способов действий к отдельным элементам и предписаниям, которые указывают, что и в какой последовательности следует выполнить, чтобы применить правило. Не каждый ученик, выучив правило, может им пользоваться. Использование же алгоритмов, схем-карт, таблиц, то есть ориентирующих схем, упорядочивает процесс обучения.
Концепция программированного обучения опирается на бихевиористическую психологию, согласно которой обучение идет по принципу «стимул – реакция – подкрепление», что означает: ученику предъявляется материал, он производит познавательные действия с ним, действия тут же получают оценку. В качестве психолого-педагогической основы обучения психологи рассматривают теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, где вопрос использования таблиц, схем, алгоритмов в процессе обучения связывается с общей задачей управления мыслительной деятельности учащихся. Как показали исследования психологов, использование ориентирующих схем не только способствуют целенаправленному управлению мыслительной деятельности учащихся при овладении языковыми категориями, но позволяют обеспечить ученику прочные знания и умения.
Отметим наиболее важные положения программированного обучения:
1. Выполнение упражнений обязательно осуществляется самостоятельно самими учащимися при опоре на ориентирующие схемы, но в то же время запрещается работать по одним только ориентирующим схемам, заучивать их отдельно от упражнений.
2. Выполнение упражнений должно сопровождаться внешней речью учащегося, сначала громкой (полное проговаривание вслух выполняемых им действий и операций), затем краткой и тихой, а впоследствии по мере запоминания правильных действий, все тише и тише, и наконец, про себя (внутренняя речь, которая другим не слышна).
3. Отказ от привычки все время объяснять и разъяснять, растолковывать и даже отвечать на вопросы по существу изучаемого материала; нужно обращать внимание учеников к ориентирующим схемам – пусть сами ищут. Они всегда найдут в них то, что надо знать по существу вопроса.
4. Перестают существовать «двойки» и «тройки» для успехов и неудач учеников; отрицательные оценки не становятся каким-то средством «подстегивания» учеников. Все оценки даются в виде подсчета количества ошибок, их уменьшения и исключения или, наоборот, возрастания каких-то случайных или систематических ошибок и объяснения их причин.
5. Перекладывается ответственность за успешность усвоения на самих учащихся и тем самым воспитывается у них самостоятельность.
6. Роль учителя в таком обучении – индивидуальная помощь конкретным ученикам, главным образом, в обращении с ориентирующими средствами и регулирование момента перехода от полной схемы к сокращенной и к работе без них.
7. Можно и нужно давать домашние задания творческого характера: 5-10 предложений по пунктуации.
8. Через каждые 15-20 минут надо менять формы работы, чтобы ученики не заскучали, а разнообразные дидактические материалы для этого лучше всего поручать изготавливать самим ученикам.
Таким образом, вся учебная деятельность учеников протекает самостоятельно в форме решения ими мыслительных задач, составляющих содержание упражнений, а ориентирующие схемы служат им четкой программой их мыслительных действий.
Иначе говоря, данная методика программирует ход усвоения шаг за шагом. Качество же усвоения контролируется, оценивается и корректируется самим учеником, а процессом усвоения педагог управляет по его ходу.
Общая логика последовательной реализации данного методического подхода к обучению пунктуации русского языка выглядит так:
1. Обучение морфологическому разбору.
2. Обучение синтаксическому разбору.
3. Обучение собственно пунктуации.
4. Завершение обучения пунктуационно грамотной письменной речи – обучение стилистике.
Описываемую логику построения данной последовательности в изучении пунктуации русского языка отнюдь нельзя считать абсолютно незыблемой, но она является одним из вариантов построения учебного материала, который обеспечивает более высокую эффективность обучения в течение учебного года.
Эта психологически обоснованная последовательность изучения пунктуации с опорой на определенный лексический фундамент потому и целесообразна, что позволяет сразу учить человека грамотно действовать – писать, сочинять и излагать свои мысли в письменной форме, а не учить правила, так и не поняв порой, как ими пользоваться в жизни.
Программированное обучение имеет большие перспективы. Современные коммуникационные средства позволяют создавать сложные электронные системы обучения, телекоммуникационные сети, которые в перспективе обладают большими дидактическими возможностями. В частности, идет разработка интерактивных программ, в которых обучаемый работает в диалоговом режиме со сложными информационными системами, базами данных, экспертными системами, выполняющими дидактические функции. В настоящее время носителем обучающей программы является компьютер. Учителя имеют возможности создавать современные обучающие системы для компьютерного, электронного обучения.
Таким образом, высокий уровень активизации письменной деятельности школьников в разработанной методической системе обеспечивается:
— целенаправленным использованием системы вопросов и заданий учителя на всех этапах урока русского языка;
— реализацией внутрипредметных связей (одновременным изучением взаимосвязанных тем по синтаксису и пунктуации);
— применением наглядности и моделирования, элементов алгоритмизации;
-последовательным введением на уроке элементов проблемно-развивающего обучения.
Литература
- Гальперин П.Я. Программированное обучение и задачи коренного усовершенствования методов обучения // К теории программированного обучения. — М., 1967.
- Прибылых С.Р. Пути повышения эффективности занятий по методике преподавания русского языка // Сборник материалов научной конференции «Влияние педагогических традиций на становление и развитие личности будущего учителя» (6-7 ноября 2013 г.) Электрон. текст. дан. (1 файл 4,2 Мб). – Киров: МЦНИП, 2013. – 638 с. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – ISBN 978-5-906223-85-2. – 422-425 с.
Прибылых Светлана Романовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.