С.Р. Прибылых, С.А. Шипицына

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

EXERCISES FOR THE ELECTRONIC MANUAL ON THE RUSSIAN LANGUAGE

С.Р. Прибылых, С.А. Шипицына

S.R. Pribylykh, S.A. Shipitsyna

Аннотация: В статье рассматриваются возможности использования художественных текстов из произведений якутских писателей при изучении раздела «Синтаксис» на уроках русского языка. Приведены примеры упражнений, которые в дальнейшем войдут в электронное пособие.

Abstract: The article considers the possibilities of using artistic texts from the works of Yakut writers in the study of the section «Syntax» in the lessons of the Russian language. Examples of exercises are given, which will later be included in the electronic manual.

Ключевые слова. Упражнение, синтаксис, текст, анализ художественного текста.

Key words.  Exercise , syntax, text analysis of a literary text .

    Ранее нами предпринята попытка создать электронное пособие по русскому языку, которое включает в себя раздел «Синтаксис». Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка на современном этапе модернизации образования — необходимость, так как они способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам, активизируют познавательную деятельность обучающихся.

Данное пособие планируется дополнить упражнениями, созданными на основе текстов якутских писателей и поэтов.

Республика Саха (Якутия) имеет ярко выраженные территориальные, природные, национальные, культурно-исторические и языковые особенности. Поэтому, на наш взгляд, необходимо учитывать эти особенности при изучении русского языка в общеобразовательных школах республики.

Воспитание национального самосознания при обучении русскому языку необходимо начинать с освоения притягательной силы языка. Использование на уроках местного языкового материала не только повышает интерес к предмету, но и воспитывает интерес к тому, что называют малой родиной, расширяет представление об ее истории и сегодняшнем дне, повышает культурный уровень. Все это даст возможность воспитать не только патриота, но и гуманного, социально культурного человека [1,2014].

Для анализа художественных произведений не обязательно выделять отдельные уроки и проводить анализ полностью. Мы считаем возможным использование краеведческого материала не только на уроках развития речи, в контрольных диктантах и в самостоятельной работе обучающихся, но и во время текущих программных уроков [2, 2013].

Ниже приведем примеры упражнений, связанных с изучением раздела «Синтаксис».

Упражнение №1.

Прочитайте текст и выполните следующие  задания:

1)    Расставьте знаки препинания.

2)    Подчеркните во всех предложениях грамматические основы.

3)    В сложных предложениях укажите количество частей, из которых оно состоит.

4)    Определите вид сказуемых.

5)    Определите виды подчинительной связи между словами.

Пансион

 Весной перед закрытием школы произошли событиянадолго запомнившиеся Никитке.

  Однажды в солнечный день учитель и фельдшер подвели всех ребят на прогулку, которую они называли чудным словом «маевка». Между играми на лесной поляне фельдшер рассказывал детям о пользе чистоты; он уговаривал ребят чаще мыться и просил передать родителям и всем знакомым, чтобы они не ели из одной посуды, не вытирались общим полотенцем, не курили одну трубку.

  Потом учитель сказал, как одни люди богатеют, ничего не делая, а другие – таких большинство – все беднеют и беднеют, хотя и не знают отдыха от тяжелого труда. Во время этого рассказа Вася Сыгаев, еще в первый день поразивший Никитку своим чистым видом и дорогой одеждой, сидел, опустив голову под насмешливыми взглядами соучеников.

(Мординов Н., роман «Весенняя пора», перевод А.Дмитриевой и Л.Корниловой. – М.: Худож. лит.,  1993)

Упражнение № 2.

Прочитайте текст и выполните следующие задания:

1)    Подчеркните во всех предложениях грамматические основы.

2)    Расставьте тире в  предложениях.

3)    Определите тип предложений.

4)    Определите распространённость предложения.

5)    Определите вид подчинительной связи между придаточными.

Полынья

  Была пора, когда лед уже встал, а мех песца сделался гуще и красивее, миновал шестой месяц октябрь. Какой  то неустрашимый охотник запряг прекрасных оленей  харгинов и отправился за добычей на бесчисленные острова Ледовитого океана. Олень харгин добывает себе корм под самым толстым слоем снега, он выкапывает ягель даже из под сугробов, и ему не страшны ни звери с острыми клыками, ни пурга, ни вьюга.

  Много дней ехал охотник по Великому Белому простору, добрался до границ Ледовитого океана, пересек их и погнал оленей дальше. Сколько времени был он в пути, и сам точно не знал, только вдруг услышал, что из середины океана, из самого его ледяного сердца, доносится глухой рев. Охотник подумал, что, наверное, там то и есть Ёйюмю, и очень обрадовался, предвкушая богатую охоту.

(Далан, роман «Глухой Вилюй», перевод Л.Либединской, М.:Современник, 1986)

Если будет разработана и внедрена в практику  методика обучения русскому языку   обучающихся – билингвов  на основе  их национальных текстов, то это  повысит эффективность обучения русскому языку в целом, и синтаксису в частности.

Литература

  1. Прибылых С.Р. Анализ художественного текста на занятиях по русскому языку // Эволюция научной мысли: сборник статей Международной научно-практической конференции / отв. ред. А.А. Сукиасян. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2014.– С. 132-134
  2. Прибылых С.Р. Круг чтения обучающихся на уроках русского языка //  Ежемесячный научный журнал. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук №10(57) октябрь 2013. Часть II. – 199-202 с.
  3. Современные подходы к изучению текста: коллективная монография (Е. П. Никифорова, д.п.н, профессор; Е. Н. Дмитриева, д. филол. н. , профессор и др.) – Якутск: Изд – во Якутского госуниверситета, 2010. – 157 с.

Прибылых Светлана Романовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.

Шипицына Светлана Андреевна – студентка 2 курса РО-ПФД филологического факультета  Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *