С.Р. Прибылых, Е.Д. Хабахова

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «СИНТАКСИС»

REGIONAL COMPONENT IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS IN THE STUDY OF THE «SYNTAX» SECTION

С.Р. Прибылых, Е.Д. Хабахова

S.R. Pribylykh, E.D. Habahova

Аннотация: В статье рассмотрены возможности использования местного языкового материала при изучении программных тем на уроках русского языка. В качестве примера использовано известное произведение якутской литературы.

Abstract: The article discusses the possibility of using the local language material in the study program on the Russian language lessons . As an example, we used the well-known work of the Yakut literature .

Ключевые слова: местный дидактический материал, синтаксис.

Keywords: local didactic material, syntax.

   На сегодняшний день появляется множество разных методов и путей для обучения детей, в том числе и в преподавании русского языка. Одним из таких актуальных методов сегодняшнего образования является использование на уроках русского языка  местных дидактических материалов в качестве примеров с целью повышения интереса обучающихся  к теме  урока. Помимо этого, данный метод помогает воспитывать у учеников чувство патриотизма, лучше узнать историю своей родины.

Мы взяли тему «Односоставные предложения» из раздела синтаксис. Изучению данной темы в программе 8 класса выделяется несколько уроков. По окончании изучения этой темы, ученики должны различать и находить в тексте односоставные предложения и правильно определить их типы.

Местным дидактическим материалом для нас послужил рассказ якутского писателя Д.К Сивцева —  Суоруна Омоллона «Чёчэски». На выбор произведения повлияли возрастные особенности учащихся. Целевая аудитория данного рассказа — дети школьного возраста, а также он входит в учебную программу по якутской литературе. Такой метод позволит для учеников сравнить для себя особенности, которые произошли при переводе с оригинального текста. Им будет легче работать уже со знакомым для них текстом.

Д.К Сивцев — Суорун Омоллон — народный писатель Республики Саха (Якутия). Известный поэт, прозаик и драматург [1].

Его произведения пользуются большим успехом не только среди читателей нашей Республики, но и  по всей России. Многие его  рассказы были переведены на русский язык.

Данное произведение  повествует о  мужественном  поведении  мальчика  в  сложных  для  его  семьи  жизненных  обстоятельствах.  Действие происходит во времена гражданской войны, когда армия делилась на «красных» и «белых».

В рассказе описываются реальные и достоверные события из нашей истории. Это поможет ребятам глубже познакомиться с событиями тех давних лет и узнать что-то новое.
Односоставное предложение — это предложение, имеющее только один главный член. Различают пять типов односоставных предложений: назывное, определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное и безличное.

Первое это назывное предложение. Главный член является подлежащим, выраженным существительным единственного числа именительного падежа.

Приведем пример из текста:

Ночь(1). Черная осенняя ночь (2). Вот и лес(3). Чёчэски (4). Он! Он!(5)

Чаще всего назывные предложения употребляются в художественных описаниях, где они помогают созданию образной картины. Как мы наблюдаем, в якутских художественных  текстах они употребляются для этой же цели.

Второй тип односоставных предложений — определенно-личное предложение. Здесь главный член — сказуемое. Деятель не назван, но мыслится как определенное лицо. Сказуемое — глагол в форме 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа изъявительного и повелительного наклонения.

— Пойдем поймаем!- сказал Чёчэски (1). — Успокойся, сыночек, успокойся (2). «Заблудился… Совсем заблудился!»(3). Скоро вернусь (4). Ответа жду сегодня же вечером (5).

В неопределенно-личном предложении главный член — сказуемое. Деятель не назван и мыслится как неопределенное лицо. Сказуемое — глагол  3-го лица, множественного числа, настоящего, прошедшего или будущего времени.

Поймали около тридцати тетеревов (1). Попутно свернули к гробнице шамана (2).

Четвертый тип — обобщенно-личное предложение. Главный член — сказуемое. Деятель не назван и мыслится как обобщенный образ. Сказуемое — глагол 2-го лица единственного и множественного числа настоящего или будущего времени или глагол повелительного наклонения.

Коли с глаз долой из сердца вон !

И наконец, пятый тип — безличное предложение, которое делится на 5 видов.

Главный член — сказуемое. Действие и состояние не создаются деятелем

1) безличный глагол: Вечерело. Светало (безличный глагол).

2) инфинитив: Надо положить; Не бывать этому; В горле пересохло, страшно хотелось пить.

В конце изучения темы, на этапе актуализации знаний, ученикам можно дань задания, чтобы узнать, усвоили ли они тему.

Задание 1

Найдите в тексте односоставные предложения и определите их тип.

Прошел поляну. Вот и лес. Тьма-тьмущая, вовсе ничего не видать. Он шел ощупью, словно слепой. На каждом шагу, то пеньки, то ямки. И чем дальше, тем ямок больше и все глубже они. Порой ему чудится, что рядом ворошится что-то лохматое, большое и пыхтит, охает, даже норовит схватить и проглотить. Мальчику становится жутко. Волосы на голове будто шевелятся, сердечко в груди, как птичка пуночка в петле, бьется, трепыхается, на лбу выступает холодная испарина.

Задание 2

Напишите небольшой текст, используя односоставные предложения, и укажите на их тип.

Таким образом, с помощью местного дидактического материала ученики привели и нашли примеры односоставных предложений и узнали об истории Якутии.

Литература

  1. Д.К Сивцев – Омоллон. Рассказы. Перевод с якутскогоЛ.Габышева. – М.: Государственное Издательство Детской Литературы, 1959.
  2. Прибылых С.Р. Культурологический аспект преподавания как один из факторов обучения русскому языку / Проектирование содержания и технологий подготовки педагогических кадров с учетом новой нормативной базы и актуальных задач развития образования. Сборник материалов научно-методического семинара Учебно-методического объединения по образованию в области подготовки педагогических кадров. Якутск, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, 10-13 июня 2013 г. [Электронный ресурс] / под ред. А.Д. Николаевой, О.П. Осиповой, И.С. Алексеевой. – Электрон. текст. дан. (1 файл 2,4 Мб). – Киров: МЦНИП, 2013, 182-184 с.

Прибылых Светлана Романовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы Северо-Восточного федерального университета имени М.К.Аммосова, г. Якутск.

Хабахова Екатерина Дмитриевна – студентка 3 курса РО-ПФД-13 филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К.Аммосова, г. Якутск.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *