ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В СОЗДАНИИ ФИРМЕННОГО СТИЛЯ
THE USE OF THE ART IMAGE IN THE CREATION OF THE FIRM STYLE
Н. В. Чиннова, И. А. Бартышева
N. V. Chinnova, I. A. Bartyisheva
Аннотация: В условиях современной рыночной экономики и конкурентной среды, в ситуации, когда только в одной стране существует более 500 тысяч предприятий, для каждого из них вопрос о фирменном стиле становится наиболее острым, поскольку разработка фирменного стиля – длительный и сложный процесс. Сегодня разработка и использование собственного фирменного стиля становится все более популярным атрибутом стратегии развития возрастающего числа компаний.Применение художественного образа в создании фирменного стиля является одним из эффективных и благоприятно влияющих на репутацию фирмы инструментов.
Abstract: In today’s market economy and competitive environment, in a situation where more than 500,000 enterprises exist in only one country, the question of corporate style becomes the most acute for each of them, since the development of corporate style is a long and complex process. Today, the development and use of its own corporate identity is becoming an increasingly popular attribute of the strategy of developing an increasing number of companies. The use of an artistic image in creating a corporate identity is one of the effective and favorably influencing the reputation of the company’s tools.
Ключевые слова: фирменный стиль, художественный образ, образ, логотип, слоган, интерьер, товарный знак, цвет, шрифт.
Key words: corporate identity, artistic image, image, logo, slogan, interior, trademark, color, font.
Фирменный стиль — основа коммуникационной политики любой компании. Он является одним из главных инструментов в борьбе за клиентов, а также важной составляющей брендинга. Его использование предполагает единый подход к оформлению интерьера, цветовым сочетаниям, образам в рекламе, деловой документации, упаковке продукции и так далее.
Фирменный стиль нужен для того, чтобы посредством индивидуальности и единства графических и других констант выделиться среди конкурентов, стать узнаваемым и хорошо запоминаемым. По причине хорошей узнаваемости компании уменьшается количество средств, потраченных на рекламные кампании. Таким образом, наличие фирменного стиля значительно повышает эффективность рекламы.
Фирменный стиль — это набор цветовых, графических, словесных, типографических, дизайнерских постоянных элементов, обеспечивающих визуальное и смысловое единство товаров (услуг), всей исходящей от фирмы информации, ее внутреннего и внешнего оформления [1, с.16]. Основные элементы фирменного стиля:1) Товарный знак; 2) Форменная шрифтовая надпись (логотип); 3) Фирменный блок; 4) Фирменный лозунг (слоган); 5) Фирменный цвет (цвета); 6) Фирменный комплект шрифтов; 7) Другие фирменные константы.
Использование художественных образов в создании фирменного стиля повышает конкурентоспособность организации; делает достаточно легкой работу специалиста по рекламе с творческой и креативной точки зрения, так как в данном случае применяются уже готовые графические элементы; создает у потребителя товара или услуги все необходимые положительные ассоциативные связи за счет использования уже знакомого ему художественного образа
Термин «художественный образ» в его современном толковании и значении получил определение в эстетике Гегеля: «Искусство изображает истинно всеобщее, или идею, в форме чувственного существования, образа» [2, с. 412]. Художественный образ — одна из самых многогранных и сложных литературоведческих категорий, это форма отражения действительности искусством, конкретная и вместе с тем обобщенная картина человеческой жизни, преображаемой в свете эстетического идеала художника, созданная при помощи творческой фантазии. Его основные функции – познавательная, коммуникативная, эстетическая, воспитательная [3,с.241].
Художественным образом можно назвать любое явление, которые было творчески воссоздано автором в предмете искусства. Если мы подразумеваем литературный образ, то это явление отображено в художественном произведении. Образ не только осмысливает действительность, но и создает иной мир, вымышленный и преобразованный. Нельзя говорить об образе в литературе, только как об изображении человека, но, в узком смысле, иногда применяется и такое объяснение. Образ – это художественное обобщение человеческих свойств, черт характера в индивидуальном облике героя. Понятие «персонаж» шире понятия «образ». Персонаж – это любое действующее лицо произведения, поэтому данным понятием неправильно заменять понятия «образ» или «лирический герой». Но отметим, что применительно к второстепенным лицам произведения мы можем употребить только это понятие. Иногда можно столкнуться и с таким определением: персонаж – это лицо, не влияющее на событие, не важное при раскрытии основных проблем и идейных коллизий.
Итак, давайте проанализируем одну из практик применения художественного образа в создании фирменного стиля в г.Якутске.
Для создания фирменного стиля одного из пабов-ресторанов города был выбран образ знаменитого лондонского частного детектива Шерлока Холмса, созданного Артуром Конаном Дойлом, произведения которого стали классикой детективного жанра. Образ Шерлока Холмса чрезвычайно глубокий и насыщенный. Название паба-ресторана соответствующее – «Шерлок паб»
Эпоха, в которой жил Шерлок, ярко отразилась в фирменном стиле паба-ресторана и в оформлении его интерьера. Викторианская эпоха (1837—1901) — период правления Виктории, королевы Британской империи, Ирландии и Индии. Викторианский стиль был распространен в Англии во второй половине XIX в. Он вобрал в себя все самое лучшее и дорогое, что было в то время. Интерьерное оформление должно было не только роскошно выглядеть, но быть надежным и уютным, а старинные традиции не должны были мешать проявлению безупречного качества во всем, начиная с общего вида и заканчивая аксессуарами. Характерная черта викторианского стиля: эклектика – сочетание готики, рококо, классики и экзотики [4].
Цветовая палитра викторианского стиля традиционно узнаваема – это преимущественно мягкие пастельные тона, коричневый, бордо, сиреневый, розовый, зеленый, синий [4].
Товарный знак ресторана был создан в виде герба: на фоне геральдического щита изображен знаменитый профиль Шерлока Холмса с трубкой. С внешней стороны щит обрамлен симметричными по отношению друг к другу вензелями.
Форменная шрифтовая надпись (логотип) содержит в себе словосочетание на английском языке «Sherlockpub», выполненное стилизованным шрифтом. Надпись имеет две вариации: 1. самостоятельную, существующую как отдельный графический элемент, в котором буква «О» выполнена в виде лупы (основной атрибут сыщика Шерлока Холмса); 2. свободную, часто используемую вместе с товарным знаком как единое целое.
Фирменный лозунг (слоган) – «Sherlock Pub — знает, чего Вы достойны!». Слоган призывает любого желающего приобщиться к богатой роскошной атмосфере паба и убедиться в том, что он действительно особенный гость.
Фирменный цвет (цвета) – преимущественно красный и бордовый с золотыми элементами. Реже используются белый, бежевый, коричневый, зеленый и синий цвета.
Фирменный комплект шрифтов – стилизованные готические шрифты, стандартные шрифты с засечками.
Другие фирменные константы: в графике обязательным атрибутом фирменного стиля является наличие полупрозрачной фоновой узорной сетки, выполненной все в том же викторианском стиле. На этот фон накладывается основной текст афиш, визиток, информационных карточек, меню, буклетов и так далее. Золотые вензеля так же обязательно присутствуют во всех графических элементах.
Для полноты образа и создания определенной атмосферы заведения были вложены немалые силы в его интерьер, фактически это и стало его визитной карточкой и неотъемлемой частью фирменного стиля. Благодаря этому паб-ресторан стал уникальным местом в городе.
Ресторан находится на втором этаже многоэтажного здания, в котором используется лифт. Входы в лифт на этаже паба были стилизованы под английские телефонные будки. Помещение перед гардеробом – так называемая знаменитая улочка Бейкер стрит: на одной из стен фреска изображающая продолжение улочки в старинном стиле; над гардеробным окном, украшенным деревянными ставнями, световая вывеска с названием улицы «Baker Street». Большое гардеробное зеркало оформлено в широкий золотой багет. Кирпичные стены и пол мощеный фигурным камнем – такая же великолепная стилизация улиц того времени. Освещение – уличные кованные фонарики, расставленные в разных местах, на одном из них стрелки-указатели. Двери из массива цвета «темный венге» с резными петлями и ручками имеют отдельные фигурные деревянные элементы. Над входом в сам паб-ресторан красуется контражурная световая вывеска с названием-логотипом заведения.
Паб-ресторан разделен на две зоны: барную и основной зал. Барная зона выполнена в строгом английском стиле – на стенах бордюр из темного дерева в цвет дверям, окаймленный багетным плинтусом, консервативные зеленые обои с вертикальной полоской; высокие деревянные украшенные стеганой темной экокожей стулья и барная стойка; лампы и п-образные башни для розлива напитков окрашены в медный цвет.
Основной зал выполнен преимущественно в красном цвете: на стенах — тот же бордюр; обои такие же, только в красном цвете. Пол – керамическая плитка под дерево, а на потолке имитация деревянных балок. Основой богатого и роскошного интерьера являются многочисленные картины, обрамленные в самый разнообразный багет, на них изображено все то, что как-то может ассоциироваться с Англией и Шерлоком Холмсом (кадры из различных экранизаций фильмов о детективе, портреты Шерлока Холмса, иллюстрации к рассказам, изображения атрибутов в данной стилистике, английские улочки, зеркала с нанесенным логотипом и так далее), тканевые абажуры с бахромой на люстрах, изысканные дорогие портьеры на окнах. Из мебели – бархатные красные диваны, инкрустированные стразами и большие прямоугольные столы, обычные деревянные стулья в типичном пабовском стиле. Здесь же расположена фотозона: в конце зала по центру расположен декоративный камин, над ним – главная и самая большая картина ресторана, на которой изображен знаменитый российский актер Василий Борисович Ливанов в образе Шерлока Холмса. Вокруг камина всю стену занимает большая полка, на которой ютятся различные предметы интерьера – посуда, статуэтки, сувениры, фирменные кружки с логотипами паба, канделябры, книги, а так же знаменитая скрипка Шерлока; рядом расположен так называемый «стол Шерлока», его рабочая зона – дорогой письменный стол из массива дерева и красивый драпированный стул, на столе можно увидеть книгу – сборник рассказов о Шерлоке, настольный набор с лупой и ножом для писем, красивейшую настольную лампу с необычным абажуром, фоторамку с фотографией.
Окна в пабе были выполнены по индивидуальному заказу – деревянные рамы, три разных пейзажа распечатаны на виниловой пленке и наклеены на акриловое стекло по типу лайтбокса, внутренняя подсветка на каждом окне создают эффект присутствия.
Кухня и посуда так же всецело поддерживают стилистику заведения – от подачи до сервировки. Меню оформлено в обложку из натуральной кожи, имитирующую книжный переплет, с теснением логотипа. На каждой странице меню можно найти интересный факт из жизни знаменитого сыщика. Форма официантов в строгом английском стиле – клетчатая юбка, брюки и классическая жилетка с логотипом паба, вышитым золотым люрексом.
Отдельно стоит рассказать об организации развлекательных мероприятий: двое ведущих исполняют роли главных персонажей книги – Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Они организуют для посетителей ресторана конкурсы, викторины, задачи на смекалку и логику, тесно связанные с тематикой заведения. В пабе всегда звучит живая инструментальная музыка.
Итак, использование образа Шерлока Холмса в создании фирменного стиля паба-ресторана «Шерлок паб» позволило создать заведомо положительное отношение к заведению, так как оно проецировалось на отношение к самому персонажу. А использование особенностей викторианского стиля позволило погрузить посетителя паба в нужную атмосферу изысканности и богатства, создать необходимые ассоциации и благоприятные впечатления о заведении. Благодаря насыщенности элементами из данного произведения и данной эпохи, любой посетитель может почувствовать себя героем популярного детектива, что способствует проявлению у него желания вернуться сюда снова, почувствовать себя особенным. Это свидетельствует о безупречной работе фирменного стиля как рекламного инструмента, который, как и персонаж, является совершенно уникальным и интересным для клиентов ресторана. Таким образом, художественный образ является интересным, эффективным инструментом создания оригинального и легко запоминающегося фирменного стиля организации.
Литература
- Добробабенко Н.С. Фирменный стиль: принципы разработки / Н.С. Добробабенко. – М.: Инфра-М., 2003. — С. 259.
- Георг Вильгельм Фридрих Гегель «Эстетика», т. 4. М., 1973.
- Мясников А. Образ // Словарь литературоведческих терминов. С. 241.
- https://kiev-design.com/style/viktorianskiy.html
Чиннова Наталья Викторовна – старший преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью филологического факультета ГОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова», г. Якутск.
Бартышева Ирина Александровна — студентка 4 курса отделения рекламы и связей с общественностью филологического факультета ГОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова», г. Якутск.