СОЦИАЛЬНО-КУЛУЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ БРЕНДА ДИНАСТИИИ ФАЙРУШИНЫХ
SOCIAL-CULTURAL ASPECT IN FORMING THE BRAND OF THE DYNASTY OF «FAYRUSHINY»
Н. В. Чиннова, Р.В. Пермякова
N. V. Chinnova, R.V. Permyakova
Аннотация: Данная статья посвящена изучению социально-культурного аспекта формирования бренда певческой династии Файрушиных. На основе результатов исследования разработаны рекомендации для успешного продвижения бренда.
Abstract: This article is devoted to the study of the socio-cultural aspect in the formation of the brand of the Fayrushiny song dynasty. Based on the research results, recommendations for successful brand promotion have been developed.
Ключевые слова: социально-культурный аспект, социокультурная компетенция, бренд.
Key words: socio-cultural aspect, socio-cultural competence, brand.
Бренды, как современные символы потребительской культуры, становятся важным средством демонстрации идентичности, маркерами социального пространства, «зеркалом» социальной реальности. Бренд характеризуют стиль жизни, систему ценностей индивидуума или группы, отражая и воздействуя на общественные процессы [3].
Значение брендов и брендинга при таком подходе становится особенно важным. Анализ брендовых предпочтений дает новые возможности для изучения динамики и трансформационных изменений современного общества [1,c.152].
Бренд – это эффективный инструмент продвижения товаров и услуг, средство эффективной дифференциации продуктов на рынке и создания долгосрочной эмоциональной связи с потребителем на основе значимых и привлекательных ценностей, свойственных марке. Один из традиционных приемов в сфере профессионального «нейминга» заключается в том, чтобы использовать в качестве названия бренда фамилию или собственное имя основателя: практика, получившая широкое распространение на Западе и в дореволюционной России, и сегодня является востребованной и актуальной [3].
Создание бренда — творческая работа, требующая глубокого знания рынка, потребителя и конкурентов. Это достаточно длительный, сложный и дорогостоящий процесс, поэтому знаменитые певцы привлекают к разработке бренда профессионалов: специалистов в сфере рекламы и связей с общественностью (PR), визажистов, имиджмейкеров, фотографов и многих других.
Созданием бренда в шоу-бизнесе на западе, как правило, занимаются PR профессионалы. Они выстраивают драматургическую интригу вокруг события, организовывают информационное поле, согласовывают действия администрации мероприятий и многочисленных партнеров. До недавней поры, все значимые мероприятия российского шоу-бизнеса были так или иначе скопированы по западным образцам [5].
По причине отсутствия высококвалифицированных PR-специалистов по формированию и продвижению бренда в сфере шоу-бизнеса якутские певцы самостоятельно занимаются созданием собственного имиджа и популярности. Творческие люди очень чувствительны, ранимы и воспринимают мир еще сложнее, чем обычные люди. Обилие исполнителей в шоу-бизнесе привело к тому, что у слушателя очень большой выбор. У человека бывают свои предпочтения в выборе исполнителя, а потом следовать сложившейся привычке, если, конечно же, выбранный объект его не разочарует. Он дает окружающему его миру свои оценки, чтобы потом воспользоваться ими. Он создает стереотипы, сформулированные представления о любимом исполнителе. К этой области человеческой психики и относится восприятие брендов.
Бренд есть цельный, уникальный и привлекательный образ, способный распространяться на конкретного исполнителя. Цельность бренда достигается постоянным донесением одной и той же идеи во всей коммуникации, уникальность – следствие отличия этой идеи от идей, которые предлагают другие, а привлекательность – закономерный итог близости этой идеи внутреннему миру слушателя, публики.
Существует специфика бренда в сфере культуры. Как известно, бренд – это уникальное сочетание устойчивых ассоциаций в сознании потребителей, отражающих индивидуальность продукта, гарантию его высокого качества, неповторимости, обеспечивающих устойчивое конкурентное преимущество и создающих самостоятельную, независящую от товара или услуги стоимость .Бренды реализуют и ряд социально значимых функций (экзистенциальную, интеграционную и другие) [3].
Интеграция личности в национальную и эстрадную культуру Саха(Якутия) обуславливает необходимость использования социокультурного аспекта в формирования бренда любого известного артиста.
Мы рассматриваем культурно-продуктивную личность как личность, способную к полноценной жизни в контексте культуры, способную к реализации своего творческого потенциала в социально значимых видах деятельности, способную к самостоятельному творческому поведению и деятельности.
В настоящее время не выработано единого подхода к определению специфических характеристик бренда как социокультурного феномена. Несмотря на активное развитие технологии брендинга российскими и зарубежными специалистами, за пределами научного познания остается социальный аспект бренда, не исследуются его социокультурные функции [4], в чем и заключатся сложность формирования бренда в данном аспекте.
В ходе исследования были выявлены определяющие факторы, которые играют важную роль при формировании бренда. Бренд династии Файрушиных при социокультурном подходе рассматривается как связанная с обществом и культурой система отношений, как совокупность ценностей и норм, которых придерживаются члены данной семьи.
В становлении фамилии Файрушины огромную роль сыграли руководители детского образцового ансамбля России “Тулуйхан”: заслуженный деятель искусств Республики Саха (Якутия) Светлана Александровна и заслуженный деятель искусств России, член союза композиторов России Егор Ильич Неустроевы. Как опытные продюсеры, они обратили внимание на имя и фамилию певицы Ангелины Файрушиной и посчитали, что данное созвучное сочетание может привлечь внимание публики. После прослушивания не осталось сомнений, что имя Ангелина Файрушина в будущем может стать брендом, привлечь интерес публики не только своей звучной фамилией, но и своим отличительным исполнением, тембром — колоратурным сопрано. В том же году в городе Якутске состоялся первый сольный концерт певицы “Благодарю судьбу”. Организационная работа над концертом проводилась по следующим этапам:
1. Произведена ротация авторских песен “Кыыс тойуга”, “Ыллаа-ылла” на различных радиостанциях, вследствие чего песни Файрушиной стали известными и получили признание слушателей.
2. Участие певицы в телепередачах местных телеканалов.
3. Разработка рекламного сопровождения концертной деятельности певицы и формирование паблистити.
4. Размещение статей и интервью с певицей в прессе (газеты «Она +» , «Якутск вечерний») и так далее.
Следующим этапом становления бренда фамилии Файрушина явилось участие в развлекательных конкурсных программах: конкурс исполнителей эстрадной песни «Чуона-96», интерактивный музыкальный конкурс «Сана ырыа», который транслировался по всей республике и вызвал большой интерес аудитории. Такого рода телепоказы привлекают к себе большое количество зрителей и рекламодателей.
В это же время певица стала записывать в звукозаписывающей студии Петра Петрова «ДуораанRecords» свой первый сольный альбом «Дьыл5абар махтанабын», который стал самым успешным коммерческим проектом того периода в якутском шоу-бизнесе.
Важным событием стал запуск клипа “Кыыс тойуга ” на местном телеканале НВК (Саха).
Вся эта работа была направлена на создание бренда артиста, чтобы в дальнейшем выпускаемые диски и билеты на концерты гарантированно покупались.
Так как, фамилия Файрушина стала узнаваема и весьма популярна, спонсоры с удовольствием финансировали ее проекты. В свою очередь певица размещала их логотипы на выпускаемых альбомах, афишах, статьях в СМИ. Постоянными спонсорами проектов Ангелины Файрушиной на тот момент являлись ООО “Японец”, ОАО “Алмазы Анабара”, ООО “Сайсары”. Информационную поддержку осуществляли следующие компании: Национальная вещательная компания “Саха”, радиостанция “Виктория”, “Саха Радио” и «Киин Радио».
Но самой главной наградой для автора-исполнителя явился тот факт, что среди множества певцов и творческих имён, звучащих в эфире, люди стали узнавать «чарующий голос» Ангелины. Это и есть главный успех любого творца, когда далёкие от искусства люди признают талант и мастерство певца и называют его по имени. Кроме этого, Ангелину Егоровну можно было часто видеть в составе жюри на различных конкурсах и фестивалях детского творчества. Также артистка активно занималась благотворительностью, сотрудничала с различными общественными организациями.
Для дальнейшего формирования бренда династиии Файрушиных планируется множество проектов, цель которых — увековечить имя Ангелины Файрушиной. Это выпуск книги-воспоминаний о певице, открытие благотворительного фонда имени А.Файрушиной, а также дальнейший творческий союз сестер Файрушиных.
Естественно, данный список этапов становления бренда не должен восприниматься, как единственно правильный. У каждого бренд-менеджера и маркетолога своя стратегия и план действий, но, вместе с тем, вышеуказанная последовательность действий является общепринятой.
Проведенная работа привела к тому, что фамилия Файрушина стала узнаваема. Этапы становления имени Ангелина Файрушина являются ярким примером адаптированного брендирования в нашей республике.
Таким образом, достижение конечного уровня культурно-продуктивной личности артиста во многом определяется уровнем формирования социокультурной компетентности. На наш взгляд, артисты должны не только знать, ценить и опираться на родную культуру, но и признавать и познавать ее своеобразие, создавая тем самым собственный бренд.
Литература
- Рудая Е. А. Основы бренд-менеджмента: Учеб. Пособие для студентов вузов. – М.: 2006. – С.19.
- Эллвуд А. Основы брэндинга: 100 приёмов повышения ценности товарной марки. – Пер. с англ. Т. Новиковой. – М.: 2002.
- http://cheloveknauka.com/brend-kak-sotsiokulturnyy-fenomen
- http://www.dslib.net/sociologia-kultury/brend-kak-sociokulturnyj-fenomen.html
- http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/162379.html
Чиннова Наталья Викторовна – старший преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью филологического факультета ГОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова», г. Якутск.
Пермякова Розалина Валентиновна — студентка 4 курса отделения рекламы и связей с общественностьюфилологического факультета ГОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова», г. Якутск.