КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
В УСЛОВИЯХ ФГОС
CORRECTIONAL-LOGOPEDIC OCCUPATION IN THE CONTEXT
OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD
Н.В. Попова
N.V. Popovа
Аннотация: В статье рассматривается занятие, направленное на устранение нарушений звукопроизношения. Примененные упражнения и игровые задания соответствуют целям, задачам и этапам в условиях ФГОС.
Abstract: The article discusses a study designed to eliminate violations of pronunciation. Applied exercises and game tasks consistent with the goals, objectives and milestones in the conditions of Federal state educational standard.
Ключевые слова и фразы: произношение, звуки, слоги, слова.
Key words: pronunciation, sounds, syllables, words.
Логопедическое занятие направлено на автоматизацию звука [С] у детей в первом классе, имеющих дефектное произношение этого звука. В работе с детьми используются тренажёры для дыхательной разминки «подуй на снежинку», индивидуальные зеркала, салфетки, разрезная азбука, сюжетные картинки к скороговоркам, индивидуальные массажные мячики, предметные картинки с изображением сказочных героев, карточки символы для характеристики звука [С], доска, мел, задания, предъявляемые в режиме презентации по теме урока.
Тема: Автоматизация звука С.
Цель урока: автоматизация произношения звука [C]
Задачи урока:
- Закрепить правильное произношение звука [C] в слогах и словах;
- Совершенствование артикуляционной моторики;
- Развивать слуховое внимание, мышление, творческое воображение;
- Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения;
- Совершенствовать навыки слогового анализа;
- Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, отвечать на вопросы;
- Развивать фонематический слух;
- Развивать связную и образную речь;
- Воспитывать усидчивость, навыки самоконтроля.
Оборудование: разрезная картинка снежинки, схема артикуляции звука С, пособие «Снежинки», предметные картинки гор, шоссе, заснеженного замка, пособие «Светофор», картинка Снежная картинка, плакат морского боя, предметные картинки сказочных героев – лиса, ослик, Алиса, Карлсон, сова, слоговые кораблики, пазл снеговика.
Ход занятия
- 1. Орг.момент
(Логопед приветствует детей. Они заходят и получают конверты)
Л: Загляните в конверты и посмотрите, что нам прислали.
(Дети достают из конвертов по одной части снежинки)
Л: Посмотрите! Здесь, какая-то картинка, давайте соединим все части рисунка. Что у нас получилась?
Д: Снежинка.
- 2. Основная часть
— Характеристика звука С.
Л: Белая звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла… и пропала.
Какой первый звук вы слышите в слове-отгадке?
Д: Звук С.
Л: Давайте вспомним, как произносится звук С?
(Логопед демонстрирует схему артикуляции звука С)
Д: Когда мы произносим звук С, губы улыбаются, язычок опускается вниз, а спинка язычка выгибается горкой, горлышко не дрожит, значит звук глухой и твердый, как камень.
— Артикуляционная гимнастика.
Л: Молодцы! Снежинка, которая к нам прилетела необычная, он из далекой сказочной страны. И сегодня мы с вами отправимся туда. Но, наше путешествие будет долгим и трудным, поэтому нам надо подготовиться, а особенно, чтобы нас не подвел наш язычок.
(Артикуляционная гимнастика – забор, желобок, горка чистим зубки, лопата)
— Развитие долгого направленного выдоха.
Л: А, путь нам укажет снежинка. Подуйте на нее, чтобы она полетела.
(Развитие направленного выдоха)
— Игра «Эхо» (автоматизация звука С в слогах)
Л: И, так отправляемся в путь! Посмотрите на нашем пути выросли огромные горы, эти горы такие пустынные, что здесь не живет никто, кроме ЭХО! Давайте, поиграем с ним, порадуем его, скрасим его одиночество.
(Логопед демонстрирует картинки – осы, косы, колбасы, колеса, усов, носов, волос, весов)
Л: Ребята, вы сейчас вместе с ЭХОМ будете называть последнюю часть слова, а я первую. И послушаем, что же у нас получится.
О-СА
КО-СА
КОЛБА-СА
КОЛЕ-СО
У-СЫ
НО-СЫ
ВОЛО-СЫ
ВЕ-СЫ
(Дети играют в эхо)
— Игра «Светофор» (развитие фонематического слуха)
Л: Молодцы! А, мы идем дальше! Перед нами бурное шоссе. Такое быстрое, что мы не сможем его перейти. Что нам поможет?
Д: Светофор.
Л: Правильно! Каким светом горит светофор?
Д: Красным, желтым и зеленым.
Л: На какой свет светофора мы сможем продолжить наше движение.
Д: Зеленый.
(логопед раздает пособие «Светофор»)
Л: Правильно. И так, если вы услышите звук в начале слова закрасьте квадратик в красный цвет, в середине – в желтый, в конце – зеленым.
(Сундук, колбаса, самокат, носорог, сапоги, кактус)
(Дети определяют позицию звука С в слове)
Л: Загорелся зеленый, мы можем продолжить наше путешествие. Посмотрите, вот мы и достигли Сказочного королевства. Но, посмотрите вся страна скована снегом и льдом! Что же произошло? Кто же мог это сделать?
Послушайте загадку и отгадайте, кто же мог так коварно поступить.
Эта женщина прекрасна,
Красота её опасна.
Может взглядом погубить,
Сердце в миг оледенить.
Ведь она полна коварства,
В ледяное её царство,
Если кто — то попадёт,
То, пожалуй, пропадёт.
Кто эта красавица,
Что коварством славится?
Властная, мятежная
………. (КОРОЛЕВА СНЕЖНАЯ)
Д: Снежная королева.
— Игра «Морской бой» (автоматизация звука С в словах)
Л: Она захватила Сказочную страну и сказочных героев. Вот, для чего прилетела снежинка! Давайте, поможем сказочным героем, спасем их из плена. Дадим Снежной королеве бой!
(Логопед выставляет пособие «Морской бой»)
Л: И, так посмотрите какую гигантскую флотилию выставила против на СК. Кто из вас хочет сделать первый выстрел?
(Логопед по одному вызывает ребенка и дети играют в игру «Морской бой». За каждым корабликам спрятаны картинки сказочных героев – Лиса, Карлсон, Сова, Ослик, Алиса).
Л: Посмотри, в этом кораблике прятали Лису. Посмотри, на какой лодочке мы отправим лису на берег?
(Логопед демонстрирует слоговые кораблики)
Л: Сколько слогов в слове Лиса?
Р: Два.
Л: В каком слоге стоит звук С. Ли-са.
Р: Во втором.
Л: Молодец! Какая лодочка подходит для этого слова?
(Ребенок выбирает лодочку, затем задание выполняют остальные дети)
Л: Молодцы! Мы с вами победили СК! Злые чары спали! В Сказочном королевстве снова наступили мир и согласие! А, какой звук помогал нам в это путешествии?
Д: Звук С.
(Логопед еще раз спрашивает детей о характеристике звука)
- 3. Итог занятия
— Что понравилась?
— Какие упражнения мы сегодня выполняли?
Литература
- Азова С.А., Чернова О.О. Учим звуки. – М., 2008.
- Акименко В.М. Исправление звукопроизношения у детей. – Ростов-на-Дону, 2009.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной речи и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991.
- Чернякова В.Н. Развитие звуковой культуры речи у детей. – М., 2005.
- Юрова Е.В. Коррекция устной речи для начальной школы. – М., 1998.
Попова Надежда Валентиновна – учитель-логопед МОБУ СОШ № 31, г. Якутск.