Н.В. Попова

КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

В УСЛОВИЯХ ФГОС 

CORRECTIONAL-LOGOPEDIC OCCUPATION IN THE CONTEXT

OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

Н.В. Попова

N.V. Popovа 

Аннотация: В статье рассматривается занятие, направленное на устранение нарушений звукопроизношения. Примененные упражнения и игровые задания соответствуют целям, задачам и этапам в условиях ФГОС. 

Abstract: The article discusses a study designed to eliminate violations of pronunciation. Applied exercises and game tasks consistent with the goals, objectives and milestones in the conditions of Federal state educational standard.

Ключевые слова и фразы: произношение, звуки, слоги, слова.

Key words: pronunciation, sounds, syllables, words.

Логопедическое занятие направлено на автоматизацию звука [С] у детей в первом классе, имеющих дефектное произношение этого звука. В работе с детьми используются тренажёры для дыхательной разминки «подуй на снежинку», индивидуальные зеркала, салфетки, разрезная азбука, сюжетные картинки к скороговоркам, индивидуальные массажные мячики, предметные картинки с изображением сказочных героев, карточки символы для характеристики звука [С], доска, мел, задания, предъявляемые в режиме презентации по теме урока.

Тема: Автоматизация звука С.

Цель урока: автоматизация произношения звука [C]

Задачи урока:

  • Закрепить правильное произношение звука [C] в слогах и словах;
  • Совершенствование артикуляционной моторики;
  • Развивать слуховое внимание, мышление, творческое воображение;
  • Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения;
  • Совершенствовать навыки слогового анализа;
  • Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, отвечать на вопросы;
  • Развивать фонематический слух;
  • Развивать связную и образную речь;
  • Воспитывать усидчивость, навыки самоконтроля.

Оборудование: разрезная картинка снежинки, схема артикуляции звука С, пособие «Снежинки», предметные картинки гор, шоссе, заснеженного замка, пособие «Светофор», картинка Снежная картинка, плакат морского боя, предметные картинки сказочных героев – лиса, ослик, Алиса, Карлсон, сова, слоговые кораблики, пазл снеговика.

Ход занятия

  1. 1.    Орг.момент

(Логопед приветствует детей. Они заходят и получают конверты)

Л: Загляните в конверты и посмотрите, что нам прислали.

(Дети достают из конвертов по одной части снежинки)

Л: Посмотрите! Здесь, какая-то картинка, давайте соединим все части рисунка. Что у нас получилась?

Д: Снежинка.

  1. 2.    Основная часть

— Характеристика звука С.

Л: Белая звездочка с неба упала,

     Мне на ладошку легла… и пропала.

Какой первый звук вы слышите в слове-отгадке?

Д: Звук С.

Л: Давайте вспомним, как произносится звук С?

(Логопед демонстрирует схему артикуляции звука С)

Д: Когда мы произносим звук С, губы улыбаются, язычок опускается вниз, а спинка язычка выгибается горкой, горлышко не дрожит, значит звук глухой и твердый, как камень.

— Артикуляционная гимнастика.

Л: Молодцы! Снежинка, которая к нам прилетела необычная, он из далекой сказочной страны. И сегодня мы с вами отправимся туда. Но, наше путешествие будет долгим и трудным, поэтому нам надо подготовиться, а особенно, чтобы нас не подвел наш язычок.

(Артикуляционная гимнастика – забор, желобок, горка чистим зубки, лопата)

— Развитие долгого направленного выдоха.

Л: А, путь нам укажет снежинка. Подуйте на нее, чтобы она полетела.

(Развитие направленного выдоха)

— Игра «Эхо» (автоматизация звука С в слогах)

Л: И, так отправляемся в путь! Посмотрите на нашем пути выросли огромные горы, эти горы такие пустынные, что здесь не живет никто, кроме ЭХО! Давайте, поиграем с ним, порадуем его, скрасим его одиночество.

(Логопед демонстрирует картинки – осы, косы, колбасы, колеса, усов, носов, волос, весов)

Л: Ребята, вы сейчас  вместе с ЭХОМ будете называть последнюю часть слова, а я первую. И послушаем, что же у нас получится.

О-СА

КО-СА

КОЛБА-СА

КОЛЕ-СО

У-СЫ

НО-СЫ

ВОЛО-СЫ

ВЕ-СЫ

(Дети играют в эхо)

— Игра «Светофор» (развитие фонематического слуха)

Л: Молодцы! А, мы идем дальше! Перед нами бурное шоссе. Такое быстрое, что мы не сможем его перейти. Что нам поможет?

Д: Светофор.

Л: Правильно! Каким светом горит светофор?

Д: Красным, желтым и зеленым.

Л: На какой свет светофора мы сможем продолжить наше движение.

Д: Зеленый.

(логопед раздает пособие «Светофор»)

Л: Правильно. И так, если вы услышите звук в начале слова закрасьте квадратик в красный цвет, в середине – в желтый, в конце – зеленым.

(Сундук, колбаса, самокат, носорог, сапоги, кактус)

(Дети определяют позицию звука С в слове)

Л: Загорелся зеленый, мы можем продолжить наше путешествие. Посмотрите, вот мы и достигли Сказочного королевства.  Но, посмотрите вся страна скована снегом и льдом! Что же произошло? Кто же мог это сделать?

Послушайте загадку и отгадайте, кто же мог так коварно поступить.

Эта женщина прекрасна,
Красота её опасна.
Может взглядом погубить,
Сердце в миг оледенить.
Ведь она полна коварства,
В ледяное её царство,
Если кто — то попадёт,
То, пожалуй, пропадёт.
Кто эта красавица,
Что коварством славится?
Властная, мятежная
………. (КОРОЛЕВА СНЕЖНАЯ)

Д: Снежная королева.

— Игра «Морской бой» (автоматизация звука С в словах)

Л: Она захватила Сказочную страну и сказочных героев. Вот, для чего прилетела снежинка! Давайте, поможем сказочным героем, спасем их из плена. Дадим Снежной королеве бой!

(Логопед выставляет пособие «Морской бой»)

Л: И, так посмотрите какую гигантскую флотилию выставила против на СК. Кто из вас хочет сделать первый выстрел?

(Логопед по одному вызывает ребенка и дети играют в игру «Морской бой». За каждым корабликам спрятаны картинки сказочных героев – Лиса, Карлсон, Сова, Ослик, Алиса).

Л: Посмотри, в этом кораблике прятали Лису. Посмотри, на какой лодочке мы отправим лису на берег?

(Логопед демонстрирует слоговые кораблики)

Л: Сколько слогов в слове Лиса?

Р: Два.

Л: В каком слоге стоит звук С. Ли-са.

Р: Во втором.

Л: Молодец! Какая лодочка подходит для этого слова?

(Ребенок выбирает лодочку, затем задание выполняют остальные дети)

Л: Молодцы! Мы с вами победили СК! Злые чары спали! В Сказочном королевстве снова наступили мир и согласие! А, какой звук помогал нам в это путешествии?

Д: Звук С.

(Логопед еще раз спрашивает детей о характеристике звука)

  1. 3.    Итог занятия

— Что понравилась?

— Какие упражнения мы сегодня выполняли?

 

Литература

  1. Азова С.А., Чернова О.О. Учим звуки. – М., 2008.
  2. Акименко В.М. Исправление звукопроизношения у детей. – Ростов-на-Дону, 2009.
  3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной речи и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991.
  4. Чернякова В.Н. Развитие звуковой культуры речи у детей. – М., 2005.
  5. Юрова Е.В. Коррекция устной речи для начальной школы. – М., 1998.

Попова Надежда Валентиновна – учитель-логопед МОБУ СОШ № 31, г. Якутск.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *