Сивцева С.Д.

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ВЕДЕНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ДНЕВНИКА 

FORMATION OF PHILOLOGICAL CULTURE OF STUDENTS THROUGH THE MANAGEMENT OF THE READING DIARY

С.Д. Сивцева

  S.D. Sivtseva

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования филологической культуры учащихся в современной школе. Центральным объектом исследования автора становится художественный текст как предмет,  на основе которого формируется читательская культура как часть филологической культуры. Автор статьи приводит планы работы с читательским дневником в 5-6 классах. Перечисляются компетенции учащихся  в системно-деятельном подходе в ведении читательского дневника, которые способствуют формированию филологической культуры.

Abstract: The article deals with topical issues of formation of the philological culture of students in the modern school. The central object of the author’s research is the literary text as an object on the basis of which the reader culture is formed as a part of philological culture. The author of the article gives plans to work with a readers’ diary in grades 5-6. The competences of students in the system-active approach are listed in the conduct of the readers’ diary, which contribute to the formation of philological culture.

Ключевые слова: филологическая культура, читательская культура, читательский дневник, развитие личности.

Key words: Philological culture, reading culture, readers diary, personality development

        Особую роль в педагогике настоящего времени отводят гуманитарному образованию. В него входит и образование филологическое.

     Самым конструктивным и перспективным является определение «филологического образования», данное С.С. Аверинцевым. Он считает, что филология «самозаконная форма знания, которая определяется не столько границами предмета, сколько подходом к нему», она — единство гуманитарных дисциплин, «изучающих духовную культуру человека через языковой и стилистический анализ письменных памятников». Филология «вбирает в свой кругозор всю ширину и глубину человеческого бытия, прежде всего бытия духовного», «служит самопознанию культуры». Она помогает понять человека другого менталитета, и через это иную культуру, другое пространство и время. Предмет филологии — «весь человеческий мир».

    Главными признаками филологической культуры считается  целостное постижение филологического знания и приобретение навыков пользования многообразием средств филологических наук, интерпретации художественного и публицистического текстов, готовность к постоянному совершенствованию в области филологии, потребность в развитии творческого потенциала.

     В свете этого актуальным представляется вопрос о формировании читательской культуры как части филологической.  Читательская культура  включает в себя совокупность знаний, умений и навыков, благодаря которым ученик способен сам планировать и осуществлять работу по освоению текстов. В большей мере это соотносится с литературой как учебным предметом и рассматривается в разрезе художественных текстов. Современные формы государственной аттестации (ОГЭ и ЕГЭ) обусловливают актуальность формирования читательской культуры в рамках литературы.  Одним из эффективных способов формирования читательской культуры  является ведение читательского дневника.

    Цель читательского  дневника– вызвать интерес ребёнка к миру детской книги, как источнику знаний, пробудить желание и привычку читать книги, научить школьника анализировать произведение, делать выводы и развивать культуру читателя, расширять кругозор, развивать творческие навыки.

    Для реализации этой цели необходимо:

 формировать у школьника умение ориентироваться в книге и среди книг; знакомить детей с доступным для самостоятельного чтения кругом детской литературы; учить выбирать нужную книгу в библиотеке; воспитывать желание читать книги, задумываясь и размышляя над прочитанным; применять детские книги для воспитания школьника.

    Ведение читательского дневника помогает кратко пересказать текст и выразить главную мысль в нескольких предложениях, а значит и учит ребёнка анализировать произведение, т.е. понимать прочитанное, делать вывод короткой фразой. Записывая общее содержание в дневник, ученик тренирует и свои письменные навыки, а также память и внимание, развиваются творческие навыки.  В последствии, перелистывая читательский дневник и прочитывая свои записи, ребёнок без труда вспомнит о чём,  о ком была эта книга. Только благодаря постоянному и систематическому ведению читательского дневника школьник научится быстро читать и понимать прочитанное, а значит, и сможет полноценно учиться в старших классах. Как вести и оформлять читательский дневник, решает каждый учитель по-своему, учитывая особенности класса или конкретного ребенка. Как же выглядит читательский дневник у моих учеников?

     В 5 классе  это была тетрадь,  в которую ребята  вклеили  на внутреннюю обложку план работы над произведением:

1.ФИО автора произведения

2.Название произведения

3.Основные герои, краткая характеристика героев

4.Сюжет, то есть о чем рассказывается в книге( кратко своими словами)

5. Опиши один из понравившихся эпизодов в книге.

6. Чему ты научился, прочитав эту книгу.

Каждую четверть ребятам были предложены книги для прочтения.

1 четверть. Погорельский А. «Черная курица»Островский А.Н. «Снегурочка» 2четверть.Волков А.В. «Волшебник изумрудного города» 
3четвертьУальд О. «Мальчик-звезда» 4четвертьГригорович Д.В. «Гуттаперчевый мальчик»

Конечно, работа по такому плану требует от детей времени, но поработав по нему, ребёнок больше начинает чувствовать героев из книг, переживать и сочувствовать им. Также к этому заданию подключаются и родители, которым также приходится прочитывать произведение, ведь некоторым ребятам приходилось помогать .

В 6 классе учащимся предлагались разнообразные планы и формы работы, т.к. уровень читательской культуры у учащихся разный.

Для прочтения были предложены следующие книги:

1 четверть. Г.Троепольский. «Белый Бим Черное Ухо»

В.Гауф. «Карлик нос»

2четверть. Д.Дефо «Робинзон Крузо»

Е.Щварц «Сказка о потерянном времени»

 

3четверть Рыбаков А. «Кортик» или « Бронзовая птица»

Железников В.К. «Чучело»

4четверть Л.Стивенсон «Остров сокровищ»

В.Каверин «Два капитана»


1. Как заполнить читательский дневник?

ФИО автора произведения Название произведения  Жанр произведения (поэма, роман, рассказ и т.д.)   В каком году было написано произведение. Чем известен этот год в истории? Какова была обстановка в стране, где жил автор?          Основные герои. Указать их имена, привести  краткую характеристику: возраст, связи с другими героями (старший брат, отец, друг и т.д.), внешность, любимые занятия, привычки, авторская  характеристика герою. Хочется ли быть похожим на героя? Почему?       Сюжет, то есть о чем рассказывается в книге.

В дневнике можно рисовать, делать кроссворды, сканворды, задачки, также написать письмо автору книги или героям после заполнения основной части.

2. Как написать отзыв о книге (произведении)

Отзыв — это передача мыслей и чувств, вызванных прочитанным произведением. Целью отзыва является рекомендация книги другим читателям. Прочитав отзыв, дети должны подумать, какая интересная книга, нужно обязательно прочитать ее.

Отзыв может быть написан в виде рассуждения, которое содержит:

 1. Краткое сведение о книге: имя автора, название произведения, место и время событий, которые описывает автор, кто стоит в центре повествования.

В начале нужно указать имя автора и название произведения. Далее можно написать в какое время происходили события, описанные в книге. Затем можно упомянуть те личности, которые стоят в центре повествования.

 2. Тезис «Почему эта книга может помочь» — мнение читателя о книге и доказательства справедливости этого тезиса.

В основной части отзыва нужно выразить свое мнение о прочитанном произведении. Можно написать свое отношение к книге, главным героям, описать наиболее понравившиеся места в произведении и обосновать, почему они понравились. Практически во всех отзывах дается характеристика одного или нескольких героев. Ребенок рассказывает о том, какие черты характера, поступки, подвиги героев прочитанной книги взволновали его. Он восхищается положительными качествами людей — их добротой, храбростью, и выражает свое презрение к отрицательным персонажам, возмущаясь их подлостью, лживостью, трусостью. Наиболее интересные отзывы получаются, когда есть сравнение, сопоставление прочитанного с фактами, известными из других книг или из жизни.

 3. Вывод — общая оценка книги.

В отзыве обязательно должна быть дана оценка книге. Возможно, написать свои пожелания или советы другим ребятам, рассказать, о чем размышлял после прочтения книги, чему книга научила. Может быть, ребенок захотел перечитать эту книгу ещё раз, пусть напишет почему. В конце можно написать своё мнение о языке книги и привести в пример понравившийся отрывок.

3. Как написать отзыв о книге (произведении). О чём эта книга?

Какова тема и основная мысль произведения?

Какие места в книге произвели на тебя наиболее сильное впечатление?

Как ты думаешь, почему автор выбрал именно это название для своего произведения?

Понравилась ли книга? Чем?

Кто из героев особенно понравился? Почему?

С кем из персонажей ты хотел бы подружиться? Почему?

Где и в какое время происходили события, описанные в книге?

О чём ты размышлял после прочтения книги?

Что тебе запомнилось, что показалось необычным?

Чем обогатила тебя книга? Над какими вопросами она заставила задуматься?

Чему научила тебя эта книга?

В финале работы над  заполнением читательского  дневника проводятся  уроки в разных формах: викторины, игры, составление кроссвордов, инсценирование, музыкально-литературные композиции, создание проектов, конкурсы иллюстраций и портретов главного героя, собственное написание продолжения к данному произведению.

Отрадно, что в этом году шестиклассники с большим интересом взялись за ведение читательского дневника. Ученица 6 класса  Иванова Алина, вдохновившись сказкой Шварца «Сказка о потерянном времени»,  начала  исследовательскую работу на основе этого произведения.

Гомбоева Дарима 6а класс: «Время-это самое дорогое, что у вас есть. И даже если вы пожилой человек, не нужно тратить время напрасно.  Можно поехать в путешествие, завести питомца, гулять по утрам на свежем воздухе. Ну а если вы еще ребенок, нужно свое время потратить на развитие своего таланта, творчества.  И вообще начать для себя что-то делать-играть на гитаре, танцевать, учиться готовить. Никогда не поздно что-то начать. Берегите свое время. Сказка Е.Щварца «Сказка о потерянном времени» заставит вас задуматься о времени. Прочитайте ее и научитесь беречь время».

Уарова Надя 6а класс: «Книга А.Рыбакова «Кортик» с первых страниц погружает читателя в интересный сюжет. Здорово, что в конце все заканчивается хорошо. Книга учит быть смелым, решительным, не сдаваться в трудную минуту, помогать тем, кто нуждается в помощи, выручать и не предавать друзей».

Селляхов Алеша 6 а: «Я очень люблю читать книги. Вы спросите, почему? Да потому, что во всех книгах можно представить себя внутри нее. Вы испытаете от книги много эмоций, такие как сострадание, печаль, доброта.. Читая книгу, вы получите от нее истинное удовольствие, каждая книга оставит в вас свои незабываемые воспоминания. Книги- это лучшие фильмы, ведь в нее можно погрузиться, а в фильм нельзя. В книге можно представить себя главным героем пережить все то, что он испытал.  Никакой эффект 3,4,5 Д не сравнится  с тем, что можно испытать , читая книги. Читайте книгу, друзья, вы станете умнее, добрее и лучше!»

Работа с читательским дневником  способствует формированию письменной речи, необходимой на уроках русского языка при написании изложений и сочинений. Ведь если никак не пополнять словарный запас ребенка, откуда взяться умению продолжать текст по заданиям, встречающимся  в учебниках по русскому языку? Ведение читательского дневника развивает память. А мышление, воображение, познавательная сторона книги – всё это собрано в Читательском дневнике. Дети ещё очень любят рисовать и раскрашивать, вырезать, поэтому иллюстрировать свой дневник можно на любой вкус. Творческое развитие и развитие читательской культуры гармонично сочетаются при заполнении читательского дневника.

Ведение читательского дневника позволяет в полной мере реализовать системно-деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться и эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности, формирует филологическую культуру.

Формирование филологической культуры обучающихся имеет огромную роль в развитии  личности  на различных уровнях: духовно-нравственном, общеобразовательном, творческом, коммуникативном, культурологическом, личностном, технологическом.

 Все эти уровни полностью соответствуют главной задаче, стоящей перед образованием, на современном этапе — раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Формирование филологической культуры обучающихся,  бесспорно, одно из важнейших направлений современного образования.

Литература

1. Асмус В. Чтение как труд и творчество / В.Ф. Асмус // Вопросы теории и истории эстетики. – М., 1968.

2.Браже Т.Г. Гуманитарная культура педагога как условие успешности его работы в школе ХХ-ХХ1вв.: Материалы Международной конференции 28 марта 3 апреля 1994 г. -СПб.: С.- Петерб. Гос. унт пед.

3.Васев,  Д.  В.Чтение  как  фактор  успешного  обучения  и  социального  становления личности// Воспитание школьников. -2011. -N 10

4. Овсянникова Т.Г. Формирование читательской компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы / Т.Г. Овсянникова, И.В. Мовнар, Т.Л. Шишигина. – Вологда, 2016.

Сивцева Саргылана Дмитриевна — учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ №17, г. Якутск.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *