ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Г. Е. Николаева
Сегодня самым популярным распространенным и печально «популярным» в мире стало слово кризис. Это слово не сходит с полос газет и экранов телевизоров, оно властвует над умами людей. Разбивает в прах не только транснациональные компании, но и человеческие жизни. Причем, если внимательно приглядеться к этому явлению, то мы увидим, что это слово далеко не исчерпывается только экономической составляющей. Оно намного глубже и обширнее, и потому заставляет содрогаться ведущих ученых, социологов, политологов, исследующих, социально-философскую (духовно-нравственную) и экономическую. И в этом его принципиальное отличие от всех других кризисов, которые когда-либо были в истории человечества. Прежние касались, как правило, отдельных народов или государств и не носили планетарного размаха, как данный кризис, затрагивали отдельные стороны жизни общества, а не все его аспекты. Самое главное составляющее — это духовно-нравственный кризис. Это желание человека властвовать над себе подобными любыми методами.
К сожалению, в школах участились случаи насилия, жестокости со стороны детей. Создаются «современные» технологии, методики и даже стратегии по нравственному воспитанию детей. Но нравственность продолжает падать? В погоне за результатами ЕГЭ и ГИА учителя вынуждены все свое время отдать на подготовку учащихся к экзаменам. Конкуренция во всех сферах жизни отодвинула на подготовку духовного начала в человек на второй план, но человек всегда остается духовным созданием. Разлад во внутреннем мире человека порождает отчужденность, враждебность и жестокость. Наше время особенно характеризуется отчужденность людей, потерей теплых отношений, взаимного доверия и искренности, доброжелательности. Даже в семьях люди чувствуют себя одиноким, отчужденными, равнодушными и жестокими. Это к нам относиться слова апостола Павла: «Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом».
Уроки литературы должны способствовать нравственному воспитанию, воспитанию чувства долга, справедливости, доброты, любви ближнему. Но в последнее время дети мало читают, литература преподается как теоретическая дисциплина.
После прочтения 6 главы повести «Дубровской» А.С, Пушкина был задан вопрос: «Почему кузнец Архип не пожалел приказных, а с риском для жизни спасает кошку?» Из двенадцати учащихся одиннадцать ответили, что Архип поступил правильно, не пожалел приказных, потому что они поступили с его хозяином неправильно. Архип спас кошку, потому что она беспомощное, беззащитное существо. Только один мальчик написал, что кузнец Архип поступил жестоко, что человек — божье создание, и его жизнь бесценна.
Подростки сегодня имеют ценности, несовместимые с общепринятыми моральными нормами. Их любимые герои — это мстители. Но месть не принимает прощения. Как быть? Как помочь подростку различать границу между добром и злом? Ведь понятие жестокость у подростков размыто. И здесь приходит на помощь Библия. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что без знания Библия невозможно расширить горизонт личности, побуждать ребенка к самосовершенствованию и к самопостижению. Как можно понимать великих русских писателей Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского без знания библейских истин, без знания божьей мудрости?
Статья А. Зорина «Несказанное, синее, нежное…» о жизни и творчестве С.А. Есенина раскрывает трагичность личности поэта. «Богоотступничество разрушило семейные узы … Есенинская семья тоже была далека от идеалов…». «Материнский мотив» в творчестве поэта пронизан щемящей нотой. «Письмо к матери» написано в 1924 году, когда Есенин уже давно распрощался с так называемыми «религиозными предрассудками».
И молится не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет…
поэт мечтает лишь об одном — найти убежище от тоски, вернуться к истокам, но без Бога без церкви. Есенин не любил ходить в церковь. Для поэта Божество – это его мать.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Далее А. Зорни пишет: «…в матери он ищет черты Богородицы, освященные несказанным светом…Владислав Ходасаевич давно увидел в этом роковом смещении начало есенинской трагедии. В Есенине очень быстро произошла подмена христианских ценностей… Опасность не в том, чтобы увидеть в человеке Божество, а в том, что Божество подменяется человеком». Церковь, с одной стороны, проповедует христианскую мораль, но, с другой стороны, допускает языческие традиции. И Есенин чувствовал «бутафорскую пустоту» таких церквей.» Безбожие подрывает веру в человека-, пишет автор статьи-. Уравнивает его, освободившегося от вечного наследия, с животным. Вспомним профессора Преображенского из бессмертного творения Михаила Булгакова. Ученый наделся решительным способом преобразовать природу – из животного смастерить человека. Эта иллюзия, окрылявшая и ученых, и бомбометателей – революционеров, вызрела на почве тысячелетнего российского рабства, где гражданские свободы всегда путали со свободой духовной».
Сегодня, в наш цивилизованный век, когда издаются тысячи книг по методике нравственного воспитания детей, нравственность продолжает падать с пугающей быстротой. Выход есть. Одна древняя книга – с одной стороны, давно знакомая миру, а с другой, совсем неизвестная (ибо если бы ее действительно знали, то очень многого можно было бы избежать). Библия предлагает каждому в отдельности и всем вместе выход из этого тотального планетарного (духовно-нравственного) кризиса. Преподавание литературы тесно связано с постижением библейской истины и применением их в личной жизни. Библия – это книга, следование законам который, следование Автору которой не только преображает жизнь общества, окружающую среду, институт семьи, но и жизнь отдельного человека. О влиянии Библии на их жизнь писали великие ученые и писатели.
Русский писатель М.Е. Салтыков-Щедрин писал в «Пошехонской старине»: «Помню, что когда я первый раз прочитал Евангелие, то оно произвело на меня потрясающее действие…». Евангелие, по словам Салтыкова, произвело в нем «полный жизненный переворот». «Я не хочу сказать этим, что сердце мое сделалось, очагом любви к человечеству, но несомненно, что с этих пор обращение мое с домашней прислугой глубоко изменилось, и что подлая крепостная номенклатура, которая дотоле оскверняла мой язык, исчезла навсегда. Я даже могу с уверенностью утверждать, что момент этот имел несомненное влияние на весь позднейший склад моего миросозерцания»
Великий русский писатель Л.Н. Толстой писал: «Все каждое слово в ней, как откровение, и справедливо, как художество. Я не могу себе представить, какое возможно было бы образование, если бы не было этой Книги». Здесь добавить нечего.
Духовно-нравственное воспитание немыслимо без библейских принципов воспитания, без постижения библейских истин и мудрости. Все гениальное очень просто. Люди сами себе усложняют свою жизнь. Десять законов Бога — это руководство к долгой и счастливой жизни.
Николаева Галина Егоровна – учитель русского языка и литературы МБОУ «Хатасская СОШ имени П.Н. и Н.Е. Самсоновых», г. Якутск.