ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
ORGANIZATION OF COMPLEX WORK WITH THE TEXT
И. Н. Васильева
I. N. Vasilieva
Аннотация: На основании обобщения опыта работы и материалов методических исследований в данной работе попытались показать использование текста на уроках русского языка как основу для развития и совершенствования общеучебных умений и навыков, активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся и организации работы над комплексным анализом текста.
Abstract: On the basis of synthesis of experience and materials of methodical researches in this work have tried to show use of the text at Russian lessons as a basis for development and improvement of all-educational skills, activization of cognitive and cogitative activity of pupils and the organization of work on the complex analysis of the text.
Ключевые слова и фразы: текст, комплексный анализ, развитие умений и навыков.
Key words: text, complex analysis, development of skills.
Готовясь к урокам, всегда надо помнить о том, что задача учителя не только дать знания, но и привить определенные умения и навыки. Решать эти задачи поможет учителю комплексная работа с текстом. Это специально подобранные тесты с заданиями и вопросами, которые призваны привести в систему знания, полученные учащимися по теме, разделу, курсу в целом, углубить и расширить их, помочь понять структуру текста, закрепить и совершенствовать умения и навыки, приобретенные учащимися. Поскольку вопросы и задания носят обобщающий характер, они требуют у учащихся развернутого ответа, умение пользоваться разными видами мыслительной деятельности: анализировать, сравнивать, обобщать языковые факты.при анализе текста проявляется языковое чутье, речевая интуиция. Текст более удобен, так как экономит время, дает возможность показать знания, уровень сформированности умений и навыков не спонтанно, а в системе. Все это делается в спокойной, непринужденной обстановке.ученики серьезно и с удовольствием работают на таких уроках.
Работа с текстом в последнее время вызывает большой интерес, так как текст рассматривается в качестве единицы обучения построению связного текста. Появляется ряд интересных исследований, посвященных методике работы с текстом.
Комплексная работа с текстом может быть использована во многих случаях: на обычных уроках, на уроках закрепления нового материала, повторения, развития речи. Эта работа может использоваться также как индивидуальная и групповая работа. Тексты позволяют учителю осуществлять дифференцированное обучение, выбирая для учащихся с разной подготовкой задания разной сложности. Небольшие тексты можно рекомендовать для обучающих изложений, диктантов с грамматико-орфографическими и пунктуационными заданиями.
Как выбирать тексты? Тексты и упражнения наших учебников не удовлетворяют многих учителей. А современным школьникам нужны более интересные, познавательные, поучительные тексты. В качестве текста можно взять отрывки из художественных произведений, публицистических и научно-популярных произведений, расширяющие кругозор учащихся, развивающие интерес к чтению. Современное звучание имеют тексты морально-этического, экологического содержания. Также можно отобрать хороший текст из учебников и дидактических материалов.
Дальше по ситуации следует придумывать разные вопросы и задания к данному тексту – на закрепление нового материала, на повторение пройденного, на развитие речи. Подготавливая задания, не следует стремиться охватить все. Для разбора целесообразно выбирать, что является бесспорным, доступным учащимся, следует учесть, насколько совместимым окажется текст с тем или иным видом разбора.
Вопросы и задания могут быть использованы полностью или частично.но следующие задания являются обязательным компонентом к любому тексту:
- Работа начинается с выразительного чтения текста. Если читает ученик, он должен выбрать нужный тон, определить место пауз, найти слова, которые выделяются с помощью интонации и логического ударения.
- Определение темы и основной мысли, типа и стиля текста.
- К некоторым текстам предлагаются творческие задания, продолжающие и развивающие основную мысль текста, подбор заглавия и т. д. Вопросы и задания проблемного характера будут способствовать формированию у учащихся пытливости, самостоятельности мышления.
- Словарная работа
- Ознакомление со сведениями об авторе, источниках.
- Выполнение разных видов грамматического разбора – один из важных этапов анализа текста. Он нужен как результат анализа, а не механического навыка, так как при разборе учащимся приходится демонстрировать свои знания и практические навыки во всех областях языкознания, орфографии, пунктуации, фонетике, морфологии, словообразованию, синтаксису
- Дальше можно придумывать разные вопросы и задания –вариантов много.
Предлагаем познакомиться с некоторыми текстами,которые могут быть использованы при изучении нового материала, на уроках закрепления:
6 класс:
Как только выпадает снег, залегают в берлоге медведи.
Старательно и умело в лесной глуши готовят они эти зимние берлоги. Мягкой душистой хвоей, корой молодых елочек, лесным сухим мхом выстилают свое жилье.
Тепло и уютно в медвежьих берлогах.
- О чем говорится в этом тексте? Какое заглавие можно подобрать?
- Определите тип текста.
- Определите в тексте его части (начало, главную часть, концовку).
- Найдите основы предложений.
- Сделайте синтаксический разбор 3-го предложения.
- Разберите по составу слова: зимние, выпадает.
7 класс.
Букварь или азбука – это первая учебная книга, которая попадает в руки ребенка. С него начинается путь образования, познания родного языка. Первый русский букварь был создан более 400 лет назад первопечатником Иваном Федоровым. Множество букварей вышло с тех пор, но скромный федоровский букварь 1574 года является родоначальником всех последующих учебных книг для первоначального обучения.
Нынешний школьный букварь – непременная принадлежность каждого первоклассника [из учебника 7 класса, упр. 44].
- Выразительное чтение текста.
- Рассказ о первопечатнике Иване Федорове.
- Словарная работа: первопечатник, родоначальник, первоклассник.
- Найдите подлежащие и сказуемые. Определите тип сказуемых.
Такой анализ текста можно провести во время прохождения темы «Главные члены предложения. Сказуемое. Типы сказуемых».
Родина.
Обширна и многообразна родившая нас страна. Неиссякаемы и полноводны реки пересекающие пространства ее. Обширны зеле_ы леса высоки горы блистающие вечными ледниками. Свет яркого солнца отражается в их снеговых вершинах.
Широки знойные степи непроходима глухая сибирская тайга раскинувшаяся океаном. Многолюдны и многочисле_ы города разброса_ые в стране нашей.
На многих языках говорят люди населившие величестве_ую эту страну. Просторны синие дали звонки и чудесны песни живущего в ней народа (по И. Соколову – Микитову).
- Выразительно прочитай текст. Определи основную мысль текста.
- Определи тип и стиль текста.
- Спиши текст, расставляя запятые.
- Объясни правописание Н и НН, какими частями речи являются слова с пропущенными буквами.
- Подбери синонимы: знойные, тайга; антонимы: яркого, просторны.
- Фонетический разбор: глухая, разбор по составу: пересекающие.
Такую работу можно предложить по теме «Правописание Н и НН», «Причастный оборот»
Комплексный анализ текста как форма итоговой аттестации используется в заданиях ВПР, в качестве опорного текста сочинений – рассуждений в ОГЭ и ЕГЭ. Поэтому заранее нужно готовиться, подбирая для этого необходимые тексты. Более эффективным будут маленькие тексты, поскольку небольшой объем текстов позволяет проанализировать достаточно много материала, затратив на это немного времени, и таким образом выработать у учащихся устойчивые умения и навыки.
Для ВПР:
Обезьяны и орел.
Орел схватил маленькую обезьянку и хотел унести в свое гнездо. Но подъем в воздух оказался труден. Обезьяна закричала и уцепилась за сучья.
Обезьяны с ближних деревьев бросились на орла. Они вцепились руками в крылья и в горло врага.
Еле вырвался орел от обезьян. Долго в воздухе кружились перья.
- Определите и запишите основную мысль текста.
- Почему подъем в воздух орлу оказался трудным?
- Определите тип текста.
- Найдите слово со значением «»
- Найдите синоним к слову «труден».
Замечательный разведчик партизанского отряда Николай Кузнецов был ранен.
Врач уже готовился начать операцию. Раненый попросил его не делать укола перед операцией. Врач удивился: ведь будут сильные боли. Но Николай Иванович обещал не мешать врачу.
Во время операции он ни разу не застонал.
После операции врач спросил, зачем ему понадобилось себя мучить. Разведчик объяснил, что хотел проверить свой характер.
И Николай Иванович добавил: «А человек делает свой характер сам».
- Определите и запишите основную мысль текста.
- Составьте и запишите план текста.
- Почему Кузнецов отказался от укола перед операцией?
- Определите и запишите лексическое значение слова «мучить»
- Определите стилистическую принадлежность слов: «операция, укол».
Для ЕГЭ:
Это будут тексты и задания, которые помогут научиться выделять и формулировать проблему, поставленную в предложенном тексте, определять позицию автора по данной проблеме, писать комментарий к проблеме и аргументировать свое мнение по проблеме.
- Зачем мы ходим в театр, зачем мы так любим театр? Затем, что он освежает нашу душу…мощными и разнообразными впечатлениями… и открывает нам новый, преображенный и дивный мир страстей и жизни (по статье В.Г.Белинского).
1) Определите тему текста.
2) Определите главную мысль текста (что хочет сказать автор?)
3) Определите проблему, проблему (чего?) поставил автор в данном тексте.
4) Выскажите свое мнение: почему надо ходить в театр?
2. Любовь – трудная душевная работа, её не каждый осилит. Но каждый мечтает о ней, ищет её. Чего мы ищем в любви? Мы ищем в ней ухода от одиночества, душевной опоры. Нам важно знать, что любящему человеку важно и дорого всё, что происходит с нами, всё, что касается нас. И с другой стороны, этот человек нуждается в нас, в нашей заботе, помощи, в нашем понимании. Друзья – даже самые близкие – могут только любить нас. А мы ищем того, кто разделит нашу жизнь, с кем у нас будут общими не только радости, но и боли, и обиды…
1) Определите тему текста.
2) Определите главную мысль текста (что хочет сказать автор?)
3) Определите проблему, проблему (чего?) поставил автор в данном тексте.
4) Соответствует ли следующее высказывание содержанию текста: далеко не каждый нуждается в любви другого человека?
- Я не думаю, что можно исчерпывающе полно ответить на сложный вопрос, как найти себя молодому человеку в жизни и что это значит – найти себя. Если бы кто-нибудь знал такой рецепт, то жизнь на нашей планете превратилась бы в земной рай для человека, ибо в этом случае мы избежали бы множества печальных заблуждений, ошибок и преступлений.
И всё же жизненный опыт позволяет человеку старшего возраста прийти на помощь юноше, только что открывающему для себя мир и ищущему места в этом мире.
1) Определите тему текста.
2) Определите главную мысль текста (что хочет сказать автор?)
3) Определите проблему, проблему (чего?) поставил автор в данном тексте.
4) Как вы думаете, что же значит найти себя?
5) Согласны ли вы с тем, что реальный выбор места в жизни определяются предшествующим воспитанием, влиянием окружающих людей, социальной средой?
Таким образом, комплексная работа с текстом убеждает нас в том, что такая форма работы позволяет учителю комплексно решать разные задачи: обучать орфографии, пунктуации, развивать речь, мышление учащихся, побуждать их к обсуждению разных проблем; понимать и строить текст собственного высказывания. Есть и возможность для поиска и активной деятельности у учащихся и учителей.
Литература
- Быстрова Е.А. Диалог культур на уроках русского языка: Пособие по развитию речи учащихся 7-9 классов общеобразовательных учреждений. – СПб: Просвещение, 2002. – 144 с.
- Никитина Е.И. Русская речь: Учеб.пособие по развитию связной речи: Для 5-7-х кл. общеобразоват. учреждений / Е. И. Никитина; Науч. ред. В. В. Бабайцева. — 4-е изд. — М. : Просвещение, 1995. — 190 с.
- Оконевская О.М., Павловская Г.В. Диктанты и упражнения. Русский язык и литература : Сб. диктантов-упражнений по рус.языку для старшекл. и абитуриентов. / О.М. Оконевская, Г.В. Павловская. — Харьков : Мир детства, 1997. — 350 с.
- Солганик Г.Я. Стилистика текста: Учеб.пособие / Г. Я. Солганик. – 4-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 253 с.
Васильева Изабелла Николаевна — учитель русского языка и литературы, МБОУ «Маарская средняя общеобразовательная школа», Нюрбинский район, Республика Саха (Якутия).