Габышева М.М., Поисеева М.М.

АНТИТЕЗА КАК СРЕДСТВО РАСКРЫТИЯ ПРИРОДЫ, МЕСТА И СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ ЧЕЛОВЕКА В ЖИЗНИ (НА ПРИМЕРЕ РАССКАЗА М. ГОРЬКОГО «ЧЕЛКАШ»)

ANTITHESIS AS A MEANS OF REVEALING THE NATURE, LOCATION AND SOCIAL ROLE OF THE MAN IN LIFE (FOR EXAMPLE, THE STORY OF Maxim GORKY «CHELKASH») 

М.М. Габышева, М.М. Поисеева

M. M. Gabysheva, M. M. Poiseeva

Аннотация: в статье дается краткий анализ раскрытия литературного образа на примере рассказа писателя-реалиста Максима Горького. Главной темой творчества писателя  исследование человека – его природы и места в жизни. Писатель описывал в своих произведениях людей определенного типа, социального слоя. Герои произведений – вольнолюбивые люди, бунтари, которые недовольны жизнью.

Abstract: the article gives a brief analysis of the disclosure of the literary image on the example of the story of the writer-realist M. Gorky. The main theme of the writer’s study of man-his nature and place in life. The writer described in his works people of a certain type, the social layer. Heroes – freedom-loving people, the rebels who are dissatisfied with life.

Ключевые слова: исследование человека, роль человека, художественный образ, антитеза, композиция.

Key words: human research, human role, artistic image, antithesis, composition.

      Что значит социальная роль человека в жизни? Какое место человек должен занять в обществе и в жизни вообще? Какова природа человека? Эти вопросы всегда были в центре внимания в произведениях писателей, особенно писателей-классиков. Обратимся к словарной статье. Социальная роль – образец поведения человека, который общество признает целесообразным для обладателя данного статуса.  Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус. Человек должен выполнять те или иные материальные ценности в социальной системе [1].

Это модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Другими словами, социальная роль — «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определённый статус» [1].

Максим Горький – основоположник нового направления в русской прозе – «социалистического реализма». Главной темой всего творчества М. Горького можно считать исследование человека – его природы и места в жизни. Писателя всегда интересовал определенный «класс» людей, а именно люмпен-пролетариев, то есть людей, обреченных на одиночество и бродячий, «босяцкий»  образ жизни [2].

Герои писателя – вольнолюбцы, склонные к постижению смысла жизни через не своеобразный путь. Это бунтари, которым чуждо мещанское самодовольство, которое олицетворяет стремление к покою. Недовольство своей жизнью, с одной стороны, чувство собственного достоинства, не позволяющее такой «душе» находиться в роли «птички в клетке», с другой, — вот что характерно горьковским героям.

Такой же историей о вольнолюбце повествует рассказ «Челкаш». Произведение состоит из пролога и трех глав.

С художественной точки зрения он образцово традиционен. Присутствуют все композиционные элементы: экспозиция — море, гавань, порт; это фон, на котором происходит действие; три части, внутри которых завязка — встреча Челкаша и Гаврилы; развитие действия — подготовка к ночному воровскому рейду и делёж денег; кульминация — удар Гаврилы в спину Челкашу; развязка — Челкаш отдаёт деньги Гавриле; эпилог — морские волны, смывающие следы Челкаша и Гаврилы, уходящих в разные стороны. Композиция помогает раскрыть героев полностью.

Например, во вступительной части очень ярко представлено место действия – порт, в описании которого используется звукопись – «оглушительная музыка трудового дня» [3]. Здесь перед читателем сразу предстает картина грязного, отвратительного порта, символизирующего обобщенный образ мира, который враждебен человеку: громада порта подавляет человека шумом, грохотом, грязью и вонью, и «пыльные фигуры людей» наполняют глубокие трюмы пароходов «продуктами своего рабского труда».

Вся эта обрисовка местности четко нам дает возможность «внедриться» в ту обстановку, которую задумал автор.

Произведение М. Горького целиком построено на антитезе и парадоксе: здесь противопоставление между честным вором и лживым крестьянином. Далее дадим краткую характеристику героя рассказа.

Челкаш – бродяга-романтик. Это человек, который придерживается своих моральных принципов. Его идеология выглядит наиболее устойчивой и сформированной, нежели жизненная позиция молодого крестьянина – Гаврилы. Сопоставляя портреты этих двух героев, читатель первоначально думает, что крестьянин стал по доверчивости жертвой опытного мошенника. Гаврила мечтает подработать, чтобы жить своим хозяйством, а не идти к тестю в дом. Из разговора мы узнаем, что парень верит в бога, кажется доверчивым и безобидным, и Челкаш даже начинает испытывать к нему отеческие чувства. Противоположность образов героев показана автором даже в описании их внешности, в манере держать себя, в их речи и поступках, в реакции на все окружающее. Челкаш «своей хищной худобой»«прицеливающейся походкой» напоминает степного ястреба. Да и многие портретные детали сопровождаются эпитетом «хищные»: всклокоченные черные с проседью волосы, смятое, острое, хищное лицо, холодные серые глаза.

Он противопоставлен Гавриле – простоватому деревенскому парню, широкоплечему, коренастому, «с загорелым и обветренным лицом и большими голубыми глазами», которые смотрели доверчиво и добродушно на своего старшего товарища. В какой-то момент Челкаш, глядя на Гаврилу, напоминавшего молодого телка,  чувствует себя хозяином жизни парня, попавшего в его «волчьи лапы», но при этом он испытывает и отеческое чувство, так как вспоминает о своем деревенском прошлом.

В своих произведениях писатели всегда обращали особое внимание на описание природы и окружающей среды. И у Горького  одним из важных  элементов «раскрытия и осознания» характеров является природный образ. Например, пейзаж моря, данный в живописно-романтической манере, характерной именно для горьковских неоромантичных рассказов, помогает читателю понять все положительные черты Челкаша и всю ничтожность Гаврилы. Таким образом, образ моря выступает не как задний фон, а как особая характеристика главного героя – Челкаша. И по мере развития событий, оно, море, «чувствует» героя и «вливается» с ним. Так, вначале море подавлено гранитными берегами, а в финале оно свободно: «Море выло, швыряло большие, тяжелые волны на прибрежный песок, разбивая
их в брызги и пену» [3].

А.М. Пешков (настоящая фамилия писателя) значительно расширил возможную тематику произведений и раскрыл «босяка» для отдельного читателя, да и вообще для всего российского общества. В начале 19 – в конце 20 века, люди данного «класса» в произведениях литературы либо не фигурировали вообще, либо были показаны как оборванцы, то есть люди с плохой репутацией. Он был первым, кто смог «прочувствовать» всю боль и одиночество таких людей.

Горький называет свой рассказ «маленькой драмой, разыгравшейся между двумя людьми» [4], и только один из этих людей имеет право носить гордое имя Человека. И это Челкаш. Это тот случай, когда как никогда подходит выражение неизвестного автора: «Не суди по виду, суди по делам» [1].

Литература

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Социальная_роль
  2. http://gorkiy-lit.ru/gorkiy/proza/rasskaz/muzyka.htm
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Челкаш
  4. https://profilib.net/chtenie/860/maksim-gorkiy-chelkash.php
  5. http://vmperederin.narod.ru/index/0-174

Габышева Мария Михайловна – старший преподаватель кафедры русского языка филологического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск.

Поисеева Мария Михайловна – студентка 3 курса РО-ПФД-15 филологического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *