РОЛЬ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ (НА ПРИМЕРЕ КОРЕЙСКИХ СТУДЕНТОВ)
THE ROLE OF INTERCULTURAL COMMUNICATION IN THE TEACHING OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE (ON THE EXAMPLE OF KOREAN STUDENTS)
К.П. Толстякова, Квон Наин, Чонг Ха Ёнг
K.P. Tolstyakova, Kwon Nain, Chung Ha Young
Аннотация: В статье рассматривается роль межкультурной коммуникации в процессе преподавания русского языка как иностранного. А именно проблема выбора профессии, с которой сталкиваются иностранные студенты во время языковой стажировки в университете.
Abstract: The article represents a role of intercultural communication in teaching of Russian as a foreign language. A problem of choice the future profession at the time when they study on language courses.
Ключевые слова: межкультурная коммуникация, русский язык как иностранный, корейские студенты.
Keywords: intercultural communication, russian as a foreign language, Korean students.
В преподавании РКИ одну из немаловажных ролей играет межкультурная коммуникация. Благодаря чему мы познаем секреты и мастерство общения, взаимопонимания с представителями разных стран. Имеем возможность использовать приемы для скорейшей адаптации иностранных студентов в России. Кроме того, межкультурная коммуникация во всех сферах выступает посредником между преподавателем и иностранным студентом, способствует плодотворной работе, благодаря чему поддерживаются дружественные отношения между странами и континентами.
Как известно, инициаторами изучения межкультурной коммуникации стали преподаватели иностранных языков, которые первыми осознали, что для эффективного общения с представителями других культур недостаточно одного владения иностранным языком. Практика общения с иностранцами доказала, что даже глубокие знания иностранного языка не исключают непонимания с носителями этого языка. Как показала практика, только аудиторного знакомства с соответствующей культурой оказывается недостаточно для дружеского общения с ее представителями. Сегодня стало очевидным, что успешные и эффективные контакты с представителями других культур невозможны без практических навыков в межкультурном общении.[1, 2002: 4]
Сегодняшняя ситуация в мире дает понять, что постепенно стираются границы между культурами и странами, забываются устои, меняется быт людей. Вместе с тем, подрастающая молодежь не уверена в своем выборе, поскольку мир меняется со скоростью света, появляются новые технологии, популярность языков выходит на первый план, профессии, которые, казалось бы, никогда не потеряют актуальность, начинают смещаться наиболее легкими, интересными и новыми специальностями.
В связи с этим, мы хотим рассмотреть актуальную для современности проблему, возникшую среди корейских студентов, изучающих русский язык. Данная тема показалась нам интересной и также актуальной для всей молодежи. Настолько ли эта тема является проблемой? Заглянем в предысторию, возникшей ситуации на примере Кореи.
В 1950-х годах Корея была одной из самых бедных стран в мире. Поэтому в то время люди учились усердно, чтобы выйти из бедности. И если у человека былатакая профессия, как врач, учитель и адвокат, он считался успешным человеком. Но в настоящее время ситуация изменилась. Государство стало предоставлять школьникам право выбора своей профессии. Например, с 2013 года действует программа ‘Свободный семестр’.Сейчас ‘Свободный семестр’ помогает школьникам определить будущую профессию посредством деятельности, в которых отражаются интересы и таланты школьников. Например, театр, дизайн, разработка приложений для смартфонов и участие в обсуждениях и презентациях. Наконец, школьники сами находят себя в различных профессиях.
Кроме того, молодежь может косвенно узнать о различных профессиях через средства массовой информации. Например, посмотрев сериалы или фильмы о людях с определенной профессией, можно намного подробнее узнать об особенностях профессии, которая отображена на экране. И несколько молодых начинают мечтать об этой профессии. В Корее был случай, когда на экран вышел сериал «Король выпечки Ким Такку», среди студентов стала популярной специальность по выпечке.
Но в последнее время, Большинство молодых людей, используя социальные сети, могут зарабатывать деньги, независимо от их возраста — главное, чтобы был талант. Например, если кто-то хорошо играет в компьютерные игры или умеет делать красивый макияж, он или она могут сделать полезный информационный контент и поделиться с другими. Есть еще много подростков, которые стали популярными и богатыми через ютуб, фейсбук и инстаграм, как «Sunny»- школьник ютубер.
Когда мы спросили наших друзей, какие профессии они хотят выбрать, половина из них ответили, что никем не мечтали стать или что ‘деньги’ считались наиболее важным критерием. Потому что, раньше у нас не было шансов узнать, кем мы хотим стать, и после мы стали взрослыми, нам надо поскорее начать зарабатывать деньги для жизни. Но в настоящее времени корейские школьники сами находят себя в различных профессиях с помощью трёх причин, которые мы объяснили.
Таким образом, на примере Южной Кореи мы рассказали, как государство поддерживает свою молодежь в ее предстоящем выборе. Межкультурная коммуникация в нашем случае позволила шире представить сложившуюся ситуацию, дала понимание того, чем обеспокоена молодежь, это позволяет преподавателям правильно оценить ситуацию, направить студентов, поддержать в их нелегком выборе и стать посредником в достижении их целей.
Литература
- Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов (Под ред. А.П. Садохина. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 352с.
- http://m.news.naver.com/read.nhn?mode=LSD&mid=sec&sid1=102&oid=022&aid=0003236665
- http://m.post.naver.com/viewer/postView.nhn?volumeNo=6590410&memberNo=34224574&vType=VERTICAL
- https://m.terms.naver.com/entry.nhn?docId=1968111&cid=43667&categoryId=43667
- http://m.news.naver.com/read.nhn?mode=LSD&mid=sec&sid1=103&oid=033&aid=0000036756
Толстякова Кристина Павловна — ассистент кафедры РКИ Северо_Всоточного университета им. М.К. Амосова, г. Якутск
Квон Наин (Ю.Корея)
Чонг Ха Ёнг (Ю.Корея)