Гермогенова И.Н., Глоба К.В.

ВОЗДЕЙСТВУЮЩАЯ ЦЕЛЬ ТЕКСТОВ С ПРИЗНАКАМИ ЭКСТРЕМИЗМА 

THE INFLUENCING AIM OF THE TEXTS WITH SIGNS OF EXTREMISM 

И.Н. Гермогенова, К.В. Глоба

I.N. Germogenova, K.VGloba

Аннотация: Статья посвящена исследованию стратегии и тактик речевого воздействия на сознание реципиента. Особое внимание уделяется экстремистскому тексту, ключевой особенностью которого является агрессивная провокация путем воздействия на сознание реципиента. Рассматриваются особенности речевого воздействия в экстремистском тексте, анализируются средства достижения воздействия. Сделан вывод об отличии между скрытым манипулированием и тактиками речевого воздействия.

Abstract: The article studies the strategies and tactics of linguistic manipulation on conscious of recipient. Particular attention is paid to the extremist text. The main feature of the extremist text consists of the presence of aggressive provocation through manipulation on conscious of recipient. The author describes the features of linguistic manipulation in extremist text and analyses the means of achieving influence. There have been made a conclusion about the difference between the hidden manipulation and linguistic influence.

Ключевые слова: стратегия речевого воздействия, тактика речевого воздействия, манипулирование, экстремистский текст.

Key words:  strategy of linguistic manipulation, tactic of linguistic manipulation, manipulation, extremist text.

     Актуальность исследования текстов с признаками экстремизма не нуждается в особом обосновании. Среди судебных лингвистических экспертиз особое место занимают экспертизы по экстремизму. Значительное место в этой области отводится «речевому воздействию». Для успешной экспертизы необходимо владеть стратегиями речевого воздействия и навыками анализа речевых средств, которыми пользуются в качестве инструмента воздействия. На современном этапе активно исследуется воздействие текстов экстремистского толка на сознание реципиента. Автор конфликтного текста намеренно побуждает реципиентов к негативному отношению к какой-либо группе, при этом используя различные приемы убеждения в необходимости такого отношения к этой группе. Это может быть и унижением, и обвинением, и угрозой.

В российском законодательстве существуют нормы, обеспечивающие защиту общества от проявлений экстремизма. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» № 114-ФЗ определяет понятие «экстремизм» на законодательном уровне [12]. В законе дано углубленное толкование такого сложного и многогранного понятия, как экстремизм. Экстремизм – это не только совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды и организация, подготовка и финансирование указанных деяний, но и призывы к их осуществлению, и возбуждение розни по социальному, расовому, национальному, религиозному признаку, и пропаганда исключительности, превосходства и неполноценности человека по указанным признакам, и пропаганда нацистской атрибутики и символики, и террористическая деятельность, и воспрепятствование законной деятельности госорганов и осуществлению гражданами их избирательных прав. Уголовная ответственность за указанную деятельность предусмотрена в статье 282 УК РФ [11]. Следует отметить, что ответственность предусмотрена только за публичные экстремистские действия. Данные действия влекут уголовную ответственность, если совершен акт публичного распространения информации либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей или средств массовой информации. Соответственно, размещение текстов с признаками экстремизма в блогах, на форумах, на сайтах, в журналах или выступления на митингах и собраниях попадает под действие вышеупомянутых законов.

Действием в смысле ст. 282 УК РФ является любой целенаправленный акт внешней практической деятельности. К актам внешней практической деятельности относят и передачу информации языковыми или изобразительными средствами [5]. Любой акт деятельности является проявлением активности человека, которая в своей основе обязательно имеет побудительные причины и направлена на достижение результатов. Иначе говоря, человеком руководствуют мотивы, которые и вызывают эту активность, а мотив в свою очередь определяет направленность деятельности, т.е. определяет ее цели. Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а равно на унижение достоинства человека или группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии либо принадлежности к какой-либо социальной группе могут привести к социальному конфликту и побуждать к противоправным экстремистским действиям. Преступные действия совершаются только с прямым умыслом и с целью возбудить ненависть либо вражду, а равно унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе. Целью таких действий является агрессивная провокация путем морально-психического воздействия на сознание читателя или слушателя, а публичное выступление или публикация конфликтного текста является средством достижения этой цели. Однако нельзя назвать преступлением высказывание суждений и умозаключений, использующих факты межнациональных, межконфессиональных или иных социальных отношений в научных или политических дискуссиях и текстах, которые не преследуют такой цели. После такого агрессивного речевого воздействия не обязательно должны наступить последствия, на которые это воздействие направлено. В законе предусмотрена ответственность за само речевое действие, провоцирующее социальный конфликт и рознь [9].

В тексте закона встречается «действия, направленные на…», что говорит о том, что у таких речевых действий существует определённая направленность. Лингвистическая экспертиза может быть назначена для определения целевой направленности информационных материалов. Содержание информации, направленное на побуждение к противоправным экстремистским действиям и способное привести к социальному конфликту характеризуется понятием целевая направленность информационных материалов. При установлении направленности необходимо учитывать положения Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». При решении вопроса о направленности действий лица, разместившего какую-либо информацию либо выразившего свое отношение к ней в сети Интернет или иной информационно-телекоммуникационной сети, на возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение достоинства человека либо группы лиц следует исходить из совокупности всех обстоятельств содеянного и учитывать, в частности, контекст, форму и содержание размещенной информации, наличие и содержание комментариев или иного выражения отношения к ней [9]. Главное, в чем необходимо разобраться эксперту, это то, насколько сильно оказано воздействие содержанием текста на сознание слушателя или читателя.

Выделим ключевые термины, имеющие отношение к речевому воздействию из указанных выше правовых норм, так как под наш интерес попадают речевые средства, которые используются в качестве инструмента воздействия на реципиента:

— унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе;

— высказывания, направленные на возбуждение ненависти либо вражды;

— публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности;

— пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной или языковой принадлежности или отношения к религии;

— заведомо ложное обвинение лица в совершении им преступления;

— оправдание экстремистских действий и взглядов;

— угроза применения насилия в отношении какой-либо группы лиц.

Унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии выражается в ложных и оценочных выводах, оскорбляющих какую-либо социальную группу. Такая оценка дается автором для того, чтобы показать неполноценность и ущербность представителя социальной группы и тем самым наложить отпечаток на всю социальную группу. Здесь важен сам факт проявления презрения, превосходства (в том числе через речевое неуважение) по отношению к определенным ценностям группы, к ее неотъемлемым идентифицирующим свойствам. Согласно статье 130 УК РФ, оскорбление предполагает выраженность в неприличной форме [11]. Однако для текста экстремистского толка признак «приличная/неприличная форма» не имеет значения и в данном случае  представляется целесообразным понимать оскорбление как оскорбление вообще. Задача лингвиста в данном случае сводится к определению проявлений речевого неуважения автора текста к предмету речи [4, 2011:63]. Речевое неуважение выражается в резкой негативной характеристике представителя группы или всей социальной группы, в отдельных случаях даже высмеивание. Нередко такие тексты содержат альтернативные по отношению к нейтральным номинации национальностей (хачи, жиды, русня, армани, рузке и т.п.) [1, 2007:458]. Если представить речевое воздействие унижения в виде формулы, то она будет выглядеть так: «Я пишу/говорю тебе это, для того чтобы ты осознал свою неполноценность/ничтожность/ущербность» или «Я пишу/говорю вам это, чтобы вы осознали его неполноценность/ничтожность/ущербность».

Высказывания, направленные на возбуждение ненависти либо вражды характеризуется как подбор порочащих высказываний, в которых фактические данные используются с нарушением логики аргументации, последовательности событий, с искажением смысловых отношений и нарушением количественных пропорций [8, 2012: 8].  Возбуждение ненависти и вражды, розни между социальными группами предполагает воздействие на читателя или слушателя с побуждением к выражению враждебности по отношению к кому-либо. Текст экстремистского толка в данном случае не только выражает негативное оценочное мнение автора, но и возбуждает негативные эмоции у реципиента. Объектом автора экстремистского текста является реципиент. Последовательное речевое убеждение реципиентов в необходимости негативного отношения к определенной социальной группе, а в некоторых случаях и негативных противоправных действий в отношении этой социальной группы приводит к формированию «образа врага» в сознании реципиента. Формула возбуждения ненависти или вражды выглядит следующим образом: «Я пишу/говорю это, чтобы ты почувствовал пробуждение/усиление чувства/состояния».

Важно обратить внимание на термины, используемые в формулировке данной нормы. Глагол возбудить в обязательном сочетании с некоторыми существительными означает ‘вызвать, породить какое-нибудь состояние в ком-нибудь или чём-нибудь’ [10, 1998]. В тексте закона за данным глаголом следуют слова вражда и ненависть. Соответственно, возбудить вражду или ненависть значит ‘вызвать, породить вражду и ненависть в ком-нибудь’. В обыденном понимании вражда и ненависть соседствуют и принимаются как синонимы. В толковом словаре данные слова тоже представлены как синонимы: вражда определяется как ‘отношения и действия, проникнутые неприязнью, взаимной ненавистью’, а ненависть как ‘чувство сильнейшей вражды, неприязни’ [10, 1998]. В тексте закона данные слова тоже представлены как синонимы, так как между ними стоит союз либо. Однако М.А Осадчий полагает, что, хотя данные термины тесно взаимосвязаны, между ними есть и существенное различие. Так, ненависть он трактует как психологическое состояние, а вражду – как деятельность или готовность к деятельности. Автор заключает, что ненависть представляет собой начальную стадию вражды, а вражда же есть ненависть, проявленная физически, вовне [7, 2007:75].

Призыв – одна из форм речевого воздействия на реципиента, в основе которой лежит побуждение к какому-либо действию. В тексте призыва кроме убеждения в необходимости совершения деяния противопределенной социальной группе присутствует и побуждение реципиента к совершению этого действия.Формально призыв может быть выражен побудительным предложением с глаголом в повелительном наклонении (Уничтожить!Добивайте! и т.п.); безглагольным высказыванием (Смерть Х! Долой Х! Голову с плеч!); безличными высказываниями с предикатами долженствования (Нужно отделиться от Х; Надо очистить долину от Х; Надо избавлять от Х); инфинитивными предложениями (Сжигать! Казнить!).Формула призыва может быть представлена следующим образом: «Я хочу, чтобы ты это сделал»

Целью пропаганды является заставить реципиента поверить в истинность утверждений автора текста с признаками экстремизма. Традиционно под пропагандой понимается ‘распространение каких-либо идей, взглядов, учений, взглядов’ [10, 1998]. С помощью пропаганды в сознание людей внедряется убеждение, что наличие определенных свойств, качеств какого-либо понятия (о явлении, факте, объекте) объясняется теми причинами, о которых сообщает говорящий. Автор такого текста пытается убедить реципиента в правильности и целесообразности его взглядов. В отличие от призыва пропаганда представляет собой только убеждение в необходимости совершения определённых действий, без побуждения реципиента к совершению этого действия. Формулу пропаганды как речевого воздействия можно изобразить следующим образом: «Я рассказываю тебе об этом, чтобы ты понял и признал это». В тексте может не звучать прямых призывов к действию, однако приводятся аргументы, чтобы адресат поверил автору текста.

Обвинение и оправдание также используется как средство убеждения реципиента в необходимости принятия определенной точки зрения. Заведомо ложное обвинение лица в совершении им противоправного деяния представляет собой негативную информацию, очерняющую определенное лицо. Это деяние называется клеветой. Сообщение негативной информации можно представить следующим образом: «Я говорю/пишу это, потому что хочу, чтобы вы знали: он делает/сделал то, что делать нельзя». Оправдание экстремистских действий и взглядов представляет собой попытку изменения существующей оценки какого-либо объекта в сторону ее улучшения. Такие тексты могут быть подкреплены доводами и аргументами, при этом автор текста может частично оправдывать кого-либо или делать это полно.

Угроза применения насилия в отношении какой-либо группы лиц представляет собой побуждение к действию и к эмоции (страх), описываемое негативными последствиями (Ни одна империя не вечна, скоро Х тоже рухнет, начало распада уже есть). Таким образом, семантическая формула будет выглядеть так: «Я говорю/пишу это для того, чтобы ты что-то делал/не делал» + «Если ты не сделаешь X, будет что-то плохое».

Тексты с признаками экстремизма характеризуются рядом специфических черт, по которым их легко можно опознать. Хорошо, когда все признаки лежат на поверхности и идеи автора изложены четко и ясно, однако «особенностью отечественных проявлений словесного экстремизма является использование… изощренных средств манипуляции общественным сознанием, скрытой суггестии и массового внушения» [2, 2006:21]. Языковое манипулирование определяется как ‘скрытное информационно-психологическое влияние на человека с помощью языковых средств’. Часто воздействие осуществляется скрытно по механизму манипулирования или внушения, авторы текстов стремятся осуществить скрытое внедрение собственных взглядов, мнений, идей в сознание реципиента. Поэтому наличие в тексте побудительной направленности напрямую связано с использованием автором приемов воздействия, внушения, манипулирования.

Кроме уже упомянутых тактик речевого воздействия (тактика оскорбления, обвинения или оправдания, угрозы, призывы, создание образа врага) существуют и другие специальные приемы убеждения и воздействия на аудиторию.

Апелляция (от lat. appellation обращение) – ‘обращение за советом, поддержкой’ [6]. Автор текста может апеллировать:

— к общественному мнению (ссылаясь на данные опроса);

— к неизвестному источнику (ссылаясь на непроверенную информацию, при этом употребляя фразы по слухам, по информации);

Автор текста делает это для того, чтобы хотя бы частично снять с себя ответственность за негативную информацию, которую передает адресату. Ссылка на неизвестный источник совершенно не предполагает наличия этого источника и по большей части это невозможно проверить.

— к статическим данным (используя цифры, процентное и количественное соотношение в качестве аргумента);

Выбор единицы измерения позволяет актуализировать в сознании адресата представления, связанные с выбранной единицей, в частности связать их с системой ценностей того, кто производит измерение, то есть воздействовать на восприятие и оценку этого человека третьим лицам.

— к авторитетам (используя цитирование авторитета или его упоминание);

Ссылка на авторитет позволяет ввести тезис и аргумент в процессе аргументирования, не приводя обоснований их истинности и основываясь на доверии адресата к авторитету как почти идеальному примеру хорошего или плохого.

«Сталин устроил евреям 37 год, а что сделал ты, чтобы мир был чище?», содержит вопрос-побуждение, из чего следует, что И. Сталин, уничтожив евреев, сделал мир чище.

«Презреннейшая и наиболее испорченная раса в мире, по своим побуждениям самая низкая и грязная».Джордано Бруно

«Жиды – это городские звери». Преп. Макарий Великий

— к историческим событиям, как это сделано в следующем тексте: «…вот Россия затормозила развитие всей Сибири и Севера уничтожив почти всех жителей этих регионов. Россия превратила Север в свою колонию варварски опустошая эти земли, вывозя все его богатства в Россию. По любому русские для народов Севера палачи и агрессоры»[1, 2007:174, 4, 2011:324, 6, 2016: 33].

Нередко в таких текстах встречается использование терминов, что придает тексту вид научности. В некоторых случаях автор текста специально создает терминообразные номинаций (дерьмократы, прихватизация) [6, 2016:38].

Большое распространение получил прием воззвания к чувствам [4, 2011:101]. Воззвание значит ‘обращение к чувствам слушателей или читателей’ [10, 1998]. Автор может описывать собственное эмоциональное состояние или осуществить воззвание в виде вопроса к реципиенту, что, кстати, тоже является одним из приемов речевого воздействия: Что бы вы почувствовали, если бы это коснулось вас?

В текстах с признаками экстремизма встречается и, так называемое, «навешивание ярлыков» [4, 2011:324, 6, 2016:38]. «Ярлыки» — это неподкрепленные рационально наименования, «навешиваемые» на противника. Это такое обозначение события или лица, которое изначально содержит в себе негативный или позитивный оттенок для сознания реципиента. Например, сочетание империя зла с явно негативным оттенком.

В качестве приемов речевого воздействия могут использоваться и убедительная аргументация, и экземплификация (иллюстрация применимости высказывания к конкретному случаю), и концентрированное повторение информации [1, 2007:174].

Итак, воздействие текстов с признаками экстремизма нареципиента достигается путем использования различных тактик речевого воздействия. Автор такого текста активно пользуется оскорблениями и обвинениями в адрес какой-либо группы. В тексте нередко встречаются призывы и пропаганда, а в некоторых случаях даже угрозы. Другая тактики воздействия, осуществляемая скрытно, носит название «манипулирование». Искусное использование ресурсов языка для скрытого воздействия на адресата производится с целью навязать ему чужие взгляды, желания и намерения. При этом автор такого текста будет пользоваться убедительной аргументацией, обращаться к чувствам реципиента и приводить яркие примеры. Главное отличие между манипуляцией и тактиками речевого воздействия в том, что манипуляция осуществляется скрытно, с помощью определенного приема или набора приемов, а при речевом воздействии эффект навязывания взглядов и идей автора достигается реципиентом «добровольно», на основе воспринятой адресатом информации, аргументов, разъяснений и доказательств.

Литература

  1. Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста : теоретические основания и практика: учеб. пособие / А.Н. Баранов – 5-е изд. – М.: ФЛИНТА : Наука, 2013. – 592 с.
  2. Галяшина Е. И. Лингвистика vs экстремизма: В помощь судьям, следователям, экспертам / Под ред. проф. М. В. Горбаневского. – М.: Юридический мир, 2006. – 96 с.
  3. Захаренко Е. Н., Комарова Л. Н., Нечаева И. В. Новый словарь иностранных слов: 25 000 слов и словосочетаний. – М.: «Азбуковник», 2003
  4. Кукушкина О.В., Сафонова Ю.А., Секераж Т.Н. Теоретические и методологические основы судебной психолого-лингвистической экспертизы текстов по делам, связанным с противодействием экстремизму. – М.: РФЦСЭ при Минюсте России, 2011. – 330 с.
  5. Методические рекомендации: Об использовании специальных познаний по делам и материалам о возбуждении национальной, расовой или религиозной вражды [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zlev.ru/107/107_15.htm
  6. Моровов Д.В. Вербальные средства манипуляции в русскоязычном экстремистском тексте (на материале Рунета): дис. … канд. филол. наук : 10.02.01. – Нижний Новгород, 2016. –  268 с.
  7. Осадчий М.А. Правовой самоконтроль оратора. –  М.: Альпина Паблишер, 2007. – С. 75-80
  8. Подберезкина Л.З., Федоренко Е.Ю. Судебно-психологическая экспертиза. Психолого-лингвистическая экспертиза материалов экстремистской направленности: учеб.-метод. пособие / сост. Л.З. Подберезкина, Е.Ю. Федоренко. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. – 46 с.
  9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/71533006/

10. Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова; Под общей ред. Н. Ю. Шведовой. – М.:  «Азбуковник», 1998

11. Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) [Электронный ресурс] : от 13.06.1996 N 63-ФЗ. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/

12. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. No 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12127578/

Гермогенова Ирина Николаевна —  доцент кафедры русского языка Северо-Восточного университета им. М.К. Амосова, г. Якутск.

Глоба Кристина Владиславовна – студентка 1 курса кафедры русского языка филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *