К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ УУД КОНТРОЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
TO THE PROBLEM OF FORMATION OF CONTROL OVENS IN THE PROCESS OF STUDYING RUSSIAN LANGUAGE
А. П. Олесова, Е. В. Тарабукина
A.P. Olesova, E. V. Tarabukina
Аннотация: В статье рассматривается состояние работы по формированию УУД контроля в процессе обучения русскому языку. Актуальность данного вопроса обусловлена внедрением ФГОС, где вопрос контроля необходимо рассмотреть с позиции «контроль учеником». Представлен опрос учителей-филологов, рассмотрены программа и учебник русского языка для 5 класса с точки зрения их потенциала в формировании УУД контроля. Проведен и проанализирован урок для выявления степени сформированности у учащихся рефлексивной деятельности («Лист самооценки»), действий контроля (задание на самопроверку по эталону, задание на нахождение ошибки в чужих работах без эталона).
Abstract: The article examines the state of work on the formation of control in the teaching of the Russian language.The relevance of this issue is due to the introduction of GEF, where the issue of control should be considered from the standpoint of «student control». A survey of teachers are presented, a program and a Russian language textbook for grade 5 are considered in terms of their potential in the formation of control. A lesson was conducted to analyze the degree of formation of reflexive activities among students («Self-Assessment Sheet»), control actions (task for self-examination according to the standard, task for finding an error in other people’s work without a standard).
Ключевые слова: контроль, самоконтроль, взаимоконтроль
Key words: control, self-control, mutual control
Актуальность исследуемой темы заключается в том, что контроль является одной из основ всего образования и в новых образовательных стандартах это отмечается особо.
Контроль встречается во всех видах УУД, являющихся неотъемлемой частью ядра нового стандарта:
— личностных УУД (самоопределение);
— познавательных УУД (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера);
— коммуникативных УУД: планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия), разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация);
— регулятивных УУД: контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона), волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий) и т.д. [1, 2012: 75].
Вопросы контроля как метода обучениярассматриваются в работахдидактовБабанского Ю.В., Сластенина В.А., Борытко Н.М. и др. Связанные с контролем понятия освещаются в трудах психологов Рубинштейна С.Л., Гальперина П.Я., Макаровой И.В., Бадмаева Б.Ц. Методы и формы контроля в процессе обучения русскому языку рассматривается в работах ученых-методистов Баранова М.Т., Львова М.Р., ПотемкинойТ.В., Соловьевой Н.Н. и др.
В педагогической литературе контроль трактуется неоднозначно. В педагогическом словаре Коджаспировой Г.М., Коджаспирова А.Ю. контроль определяется двояко: «1) наблюдение в целях надзора, проверки и выявления отклонений от заданной цели и их причин; 2) функция управления, устанавливающая степень соответвствия принятых решений фактическому состоянию дел» [2, 2001: 63].
Контроль в процессе обучения русскому языку – это операция сопоставления, сличения запланированного результата со стандартами и эталонными требованиями к уровню языковых знаний, речевых умений и навыков [1, 2006: 57].
В связи с внедрением ФГОС вопрос контроля необходимо рассмотреть не только с позиции «контроль учителем», но и с позиции «контроль учеником», связывая с такими понятиями психологии, как «действие», «деятельность», «мышление», «воля», «мотивация», «внимание» и т.д. Самоконтроль учащихся в первую очередь осуществляется рефлексивной деятельностью, а затем различными видами контроля: самопроверкой, взаимопроверкой.
Рассмотрим программу и учебник русского языка для 5 класса (авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова) с точки зрения их потенциала в формировании УУД контроля.
Программа рассчитана на 170 часов.Контроль проводится на каждом уроке: проверка домашней работы, повторение изученного, систематизация изученного и т.д. Контроль может занимать весь урок, в основном, это контрольные, проверочные работы в виде контрольных диктантов, сочинений, изложений, тестов в 5 классе. По программе за весь учебный год в 5 классе на контрольные работы отводится всего 10 часов. Это 5,8 % от всего количества часов, предусмотренных учебной программой.
К указанному добавляются работы по развитию речи в виде сочинений-рассуждений, сочинений-описаний, изложений и т.д., в ходе которых учитель может провести не только работу по развитию речи, но и контрольные изложения, сочинения. Уроков развития речи насчитывается 36 часов на протяжении учебного года, что составляет 21 % от всего объема часов. Таким образом, 26,8 % учебной программы отводится на такие виды контроля, как сочинения, изложения, тесты, где проводится внешний контроль.
Учебник «Русский язык. 5 класс» (под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцова и др.)включает следующие типы упражнений, направленных на формирование УУД контроля:
1) Упражнения с прямым указанием на самопроверку –1 упражнение (0,13 % от 732 упражнений в учебнике). Задание к упражнению сформулировано следующим образом: «Проверьте по орфографическому словарю написание данных слов» (упр. 45, с. 25).
2) Упражнения на взаимопроверку – 4 (0,5 %). В основном это задания игрового характера, которые предполагают разделение на команды и проведение взаимопроверки.
3) Упражнения рефлексивного характера – 35 (4,7%). Как показывает анализ, в основном это задания по развитию речи.
Формирующий этап нашего методического эксперимента в рамках ВКР совпадает с изучением главы «Морфология. Орфография. Культура речи», поэтому мы проанализировали данную главу. Всего в учебнике 35§§ (с 88 § по 122 §) из 127§§, то есть 27,5% из всего учебника. Общее количество упражнений по данной главе – 234, по учебнику всего – 732 (значит, 32 % упражнений из всего учебника). Из них упражнений на устное выполнение – 24 (10,2%), письменное – 174 (74,4%), комбинированное – 36 (15,4%).
К категории устных упражнений отнесены задания следующих типов: «Устно определите…», «Просклоняйте устно…», «Расскажите об…» и т.д.
К письменным: «Спишите…», «Подчеркните…» и т.д.
К комбинированным упражнениям: «Спишите. Устно объясните…», «Выпишите…. Перескажите устно…» и т.д.
Однако следует отметить, что учитель на свое усмотрение может изменить задания упражнений, следуя обстоятельствам, уровню знаний учащихся и иным ситуациям. Например, некоторые письменные упражнения можно выполнить устно или любое подходящее упражнение проверить с помощью самопроверки или взаимопроверки.
Проанализированный учебник содержит меньше устных заданий. Для учащихся- билингвов необходима дополнительная работа над устной речью. А также для формирования у учащихся УУД контроля учителю необходимо добавить задания на самоконтроль и взаимоконтроль. Заданий рефлексивного характера, на наш взгляд, достаточно для 5- класса.
Для изучения состояния работы по формированию УУД контроля нами также проведен опрос среди учителей-филологовТюнгюлюнской СОШ: учителей русского языка и литературы, якутского языка и литературы и английского языка. Кроме того, в опросе были задействованы и другие учителя-предметники, так как формируемые УУД контроля являются метапредметными результатами обучения.
Опрос состоял из шести вопросов и требовал развернутого ответа.
№ | Вопрос | Результаты опросы |
1 | Какие виды контроля Вы используете на своих уроках?
|
Все учителя используют итоговый, текущий контроль. После изучения определенной темы обязательно проводят контроль – 7 (70%) учителей, а текущим контролем активно пользуются – 6 (60%) учителей. |
2 | На каком этапе урока Вы проводите контроль?
|
В конце урока проводят контроль – 4 (40%) учителя, в начале – 2 учителя (20%) , по-разному – 2 (20 %), в середине урока – 1 учитель (10%) . |
3 | Как Вы оцениваете уровень знаний, умений и навыков учащихся, необходимых им для самопроверки? | Достаточным считают 6 учителей (60%), необходима работа – 4 учителя (40%) . |
4 | Как Вы оцениваете уровень знаний, умений и навыков учащихся, необходимых им для взаимопроверки? | Достаточным считают 4 учителя (40%), считают, что необходима работа – 4 (40%), «средне» оценили 2 учителя (20%). |
5 | Как Вы оцениваете уровень знаний, умений и навыков учащихся, необходимых им для рефлексивной деятельности? | «Достаточно» ответили – 7 (70%) учителей, Необходима работа – 3 (30%) учителей. |
6 | Какими разновидностями контроля обычно пользуетесь на своих уроках?
|
Самыми распространенными в практике учителей являются: упражнения, фронтальный опрос, различные виды диктантов, изложений, сочинений. Ими пользуются все учителя. На уроках тесты часто проводят 7 (70%) учителей. |
Опрос показал, что большинство учителей придерживается традиционных способов контроля, а также считают сформированность УУД контроля у учащихся достаточным.
Также нами был проведен урок изучения нового материала «Буквы а-о в корне -раст-рос-» для 5 «б» класса Тюнгюлюнской СОШ для выявления степени сформированности у учащихся рефлексивной деятельности («Лист самооценки»), действий контроля (задание на самопроверку по эталону, задание на нахождение ошибки в чужих работах без эталона).
«Лист самооценки»
Вид проверки | Показатели | |||
Само-проверка | Что я чувствовалв процессе проверки? | Я доволенсвоей работой?
|
Какие у меня были затруднения? | Как мне преодолеть свои затруднения? |
Взаимо-проверка | Что я чувствовалв процессе проверки? | Я доволенсвоей работой?
А работой соседа? |
Какие у меня были затруднения? | Как мне преодолеть свои затруднения? |
Проверка учителя | Что я чувствовал в процессе проверки? |
5 учеников заполнили все колонки и справились с листом самоконтроля (71, 4 %), 2 ученика справились частично (некоторые колонки не заполнили). Можно сделать вывод, что умение рефлексировать выработано у пятиклассников на допустимом для их возраста уровне. Но необходима дополнительная работа.
Задание на самопроверку. Ученики самостоятельно выполнили упражнение 451. Затем разбирали на доске по одному слову. В ходе такого разбора необходимо было провести самопроверку (ставить «+», «–» и при необходимости исправить). Стоит заметить, что 57,1% (4 учеников) не ставили знаки «+», «–» или ставили неправильно. В целом нашли и исправили свои ошибки 71,4 % (5 учеников), но некоторые из них не ставили «+», «–».
Задание на взаимопроверку. Справились с заданием так же 5 учеников. У них нет ошибок в выполнении, в проверке и расстановке + и –. Одна ученица нашла ошибку в работе, но допустила в своей работе ошибки. Ее ошибки сосед по парте нашел и исправил, но к тому же неправильно исправил еще одно слово. Таким образом, с заданием взаимопроверки справились 85,7% учащихся.
Проведенный урок показывает, что у большинства учащихся сформированыметапредметные УУД контроля. Они умеют выявлять и сформулировать свои затруднения и знают, как их преодолеть; умеют выявлять отклонения от эталона в своих работах; могут оценивать свою и чужую работу; частично умеют формулировать познавательные цели и т.д. Но необходима индивидуальная работа с некоторыми учениками.
Таким образом, говоря о состоянии работы по формированию УУД контроля в процессе обучения русскому языку, можно отметить, что основы для развития УУД контроля заложены в учебниках русского языка и часть опрошенных учителей, творчески используя его материал, стремится к внедрению различных приемов, направленных на формирование УУД контроля. Однако большинство учителей придерживается традиционного понимания контроля как метода, который используется педагогом для проверки ЗУН учащихся. В свете сказанного перспективы исследования данной темы связаны с поисками приемов контроля, которые будут способствовать формированию УУД контроля у учащихся с учетом их возрастных особенностей и уровня развития ЗУН.
Литература
- Аммосова В.В. Обновление содержания образования по русскому языку при переходе на ФГОС. – Якутск :ИЗД-во ИРО и ПК, 2012. – 88с.
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 176 с.
- Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях. 2 часть. — М.: Просвещение, 2012. – 176с.
- Олесова А.П. Методика преподавания русского языка в нац. школе (в структурно-логических схемах и в таблицах). – Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2006. – 102с.
Олесова Антонина Петровна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературыСеверо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.
Тарабукина Елена Владимировна — студентка 5 курса кафедры методики преподавания русского языка и литературыфилологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.