КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ТЕКСТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
LOCAL HISTORY TEXT AS A MEANS OF FORMING CULTUROLOGICAL COMPETENCE
А.П. Олесова, О.Д. Баишева
A.P. Olesova, O.D. Baisheva
Аннотация: Формирование культуроведческой компетенции является одной из ведущих задач обучения русскому языку. Овладение культуроведческой компетенцией предполагает знание учащимися культурных традиций, обычаев народов, представление о самобытности, истории родного и изучаемого языка. В статье представлена работа с краеведческим текстом – одним из эффективных приемов формирования культуроведческой компетенции.
Abstract: Formation of cultural competence is one of the leading tasks of teaching the Russian language. Mastering cultural competence presupposes students’ knowledge of cultural traditions, customs of peoples, the idea of identity, the history of native and learned language. The article presents work with local history text — one of the effective methods of forming cultural competence.
Ключевые слова: культуроведческая компетенция, краеведческий текст, национальная школа.
Key words: culturological competence, local history text, national school.
Образованию отводится роль главного цивилизационного фактора в развитии человека и общества, поэтому именно образовательный процесс более всех сфер деятельности человека подвергается изменениям, реагируя на реалии времени.
Закон об Образовании, ФГОС нового поколения диктуют потребность в модернизации образования. В Законе «Об образовании в РС(Я)» учет региональных, национальных и этнокультурных особенностей положен в основу системы образования [1, 11].
В содержание обучения русскому языку в национальной школе вместе с такими компонентами, как языковые знания по разделам курса русского языка, умения и навыки по видам речевой деятельности, знания по лингвистике текста, способы учебных действий учащихся по усвоению знаний, умений и навыков по русскому языку, включен этнокультуроведческий материал. А в приоритетные задачи обучения русскому языку в основной школе входит углубление представления о национально-культурной ценности, самобытности русского языка, о формах его существования и функциях. Таким образом, уровень культурной зрелости ученика является важным критерием качества полученного им образования.
Одним из приемов, способствующих расширению знаний учащихся о культуре и традициях народов, является включение в процесс обучения краеведческих текстов.
Краеведческий – связанный, соотносящийся по значению с существительным краеведение. Краеведение, -я, ср. Изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно-исторических, экономических, этнографических oсoбенностей. || прил. краеведческий, -ая, -ое. К музей. К. кружок [2, 302].
Краеведческий текст представляет собой такой текст, в котором содержатся сведения о географических, культурно-исторических, экономических, этнографических особенностях отдельных местностей. Такие тексты позволяют расширять представление учащихся о культуре, традициях, обычаях изучаемого языка. Текст как важнейшая составляющая процесса обучения русскому языку и речи выполняет различные функции, которые определяются существующей методической системой.
Использование краеведческих текстов возможно на различных уроках. Представим включение краеведческого текста в содержание урока русского языка.
Предтекстовая работа.
Краткая справка. Ремесло – мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда. У якутов были развиты ремесла, особенно кузнечное, обработка дерева и шкур, резьба по кости. Как ремесленники, якуты преуспели во всех мастерствах, обнаруживая значительную ловкость в ручных работах, производимых нередко самыми примитивными орудиями.
Работа с текстом сопровождается изображениями изделий из дерева, что способствует лучшему пониманию материала.
Ремесло якутов
Впереди всех и по количеству и по разнообразию изготовляемых из него предметов стоит, конечно, лиственничное дерево.
Это тяжелое, плотное, твердое дерево, здесь самое дешевое. Все громоздкие, не боящиеся расколки предметы изготовляются из него. Из него приготовляют также предметы, требующие значительной упругости, как-то: луки к самострелам, вилы, рукоятки грабель, оси к телегам, шесты двухлопаточных весел, оглобли к саням, коромысла к ловушкам (на зайцев). Из старых лиственничных пней делают: ступки, бочки для тары; огромные воронкообразные щиты для обивания снопов; корыта, лотки — вообще все, что при больших размерах требует выделки из одного куска. Из лиственничных древесных наплывов делают громадные,1 и 3 /4 аршина в диаметре, чашки и тарелки.
На севере доски и все, что приготовляется из них, столы, стулья, ящики, лодки и т.п., делается исключительно из лиственницы. На юге, там, где есть сосна, последняя, благодаря своей легкости, мягкости в обработке и меньшей колкости, вытеснила лиственницу из дощатого производства. Там даже двери, полки и внутренние в избах перегородки нередко делаются из сосновых досок, что считается своего рода комфортом. Второе место после лиственницы занимает береза. Вся мелкая домашняя посуда: чашки, ложки, кубки, коробочки, ящички и т.п. — делается из березового дерева. Из него также делаются рукоятки к топорам, молоткам, приклады к винтовкам, черенки к копьям, рогатинам, ножам.
В старину делали легкие охотничьи и военные луки и стрелы. Все, что требует большей стойкости и пластичности материала, делается якутами из этого дерева. Все выгнутое, подвергающееся частым сотрясениям и ударам — березовое. Все, что должно отличаться тонкостью отделки, быть фигурно изваяно, покрыто рисунками и узорами, непременно березовое. Береза считается барыней-деревом, а его «щетка» (известная уродливость корневища) высшим по красоте образцом древесного материала. Из «щетки» якуты выделывают довольно изящные табакерки, женские рабочие коробки, ящики для хранения чая, черенки к ножам, трубочки и т.п. Она, особенно сырая, легко обрабатывается, и слои ее, темные и светлые, сочетаются иногда в действительно прекрасные узоры. Из нее не делают только никогда посуды для жидкостей [3].
Текстовая работа.
Словарно-семантическая работа.
Аршин, -а, род. мн. -ин и -ов, м. 1. (род. мн. -ин). Старая русскаямера длины, равная 0,71 м.
Коромысло, -а, мн. -сла, -сел, -слам, ср. Предмет для ношения двух ведер на плече — толстая изогнутая деревянная планка с крючками или выемками на концах.
Оглобля, -и, род. мн. -бель, ж. В упряжи: одна из двух круглых длинных жердей, укрепленных на передней оси повозки и соединяющихся с дугой.
Приклад, -а, м. Часть ружья, автомата, пулемета, служащая для упора в плечо стрелка.
Самострел, -а, м. (устар.). Лук с механическим устройством для натягивания и спуска тетивы.
Ступа, -ы, ас. Тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд, в к-ром толкут что-н. пестом.
Ступка, -и, ж. Небольшая ступа.
Тара, -ы, ж., собир. Предметы для упаковки (ящики, бочки, мешки, кули, пакеты), а также для перевозок без упаковки (контейнеры, поддоны).
Черенок, -нка, м. 1. Рукоятка ручного орудия.
Послетекстовая работа.
1. О каком ремесле говорится в тексте? (изготовление изделий из дерева)
2. Какие изделия якуты изготавливают из дерева? (предметы быта и домашнего обихода, орудия труда, посуду)
3. Что говорится в тексте об изготовлении посуды? (из наплывов лиственницы изготавливают чашки и тарелки, а из березы делают чашки, ложки, кубки, коробочки, ящички)
4. Объясните, как понимаете смысл сочетания фигурно изваяно в последнем абзаце. (изваяно – слово устаревшее, высокого стиля; фигурно изваяно – сделано красиво, изящно)
5. В тексте автор использует русские названия кухонной утвари, а как называется традиционная якутская посуда, мы сейчас с вами узнаем.
Проводится словарная работа, в процессе которой учащиеся знакомятся с традиционными названиями якутской посуды. Отмечается, что посуда из дерева является образцом, сохранившим своеобразие якутской культуры, якуты не использовали керамическую, металлическую и другую посуду, отдавая предпочтение деревянным, затем кожаным и берестяным емкостям. Словарная работа сопровождается показом фотографий с изображением посуды.
Чорон – национальный якутский сосуд для хранения и потребления кумыса. Типичной формой является кубок на одной или трёх ножках. Традиционно изготавливается из дерева, преимущественно из берёзы, и украшается богатой геометрической резьбой. Резьба располагается в виде ярусов. Чем больше ярусов, тем почётнее кубок. В отдельных случаях чорон может инкрустироваться серебром или медными сплавами.
Кытыйа – деревянная орнаментированная чаша средних размеров. Емкость от 2 до 4 литров, иногда снабжена серебряным или медным ободком.
Кытах – самая большая деревянная чаша, из которой ест вся семья.
Содуок – деревянный ящик, в котором держат чайную посуду.
Ытык – мутовка, которой размешивают кислое молоко.
После работы над содержанием текста выполняются грамматические задания.
1. Выписать все прилагательные из второго абзаца (тяжелое, плотное, твердое, громоздкие, значительной, двухлопаточных, лиственничных, огромные, воронкообразные, больших, древесных, громадные).
2. Подобрать синонимы к слову мелкий (маленький, небольшой, малый, крохотный и пр.).
3. Подобрать антонимы к слову легкий (тяжелый, непростой, трудный, тяжкий и пр.).
4. В третьем абзаце найти имя числительное и просклонять его (второй, второго, второму, второго, вторым, о втором).
5. Просклонять словосочетание лиственничное дерево (лиственничное дерево – лиственничного дерева – лиственничному дереву – лиственничное дерево – лиственничным деревом – о лиственничном дереве).
6. Разобрать по составу слова воронкообразные, вытеснила, хранение (воронк-о-образ-н-ые, вы-тесн-и-л-а, хран-ени-е).
7. Во втором абзаце найти существительное(ые), имеющее(ие) только форму множественного числа (сани, грабли).
8. Из последнего абзаца выписать антонимичную пару (темные и светлые)
9. Выберите утверждение, соответствующее содержанию текста:
а) Вся мелкая домашняя посуда делается из лиственничного дерева.
б) Из березового дерева получается очень прочная посуда для жидкостей.
в) Из старых лиственничных пней делают все, что при больших размерах требует выделки из одного куска.
(ответ – в)
10. Выберите утверждение, не соответствующее содержанию текста:
а) Все, что требует большей стойкости и пластичности материала, делается из березы.
б) Лиственница – самое дорогое дерево.
в) Второе место после лиственницы занимает береза.
(ответ – б)
Включение краеведческого материала в содержание урока способствует расширению знаний учащихся о национальных особенностях своего и других народов России, привитию уважения к культурным традициям.
Литература
1. Закон Республики Саха (Якутия) «Об образовании в Республике Саха (Якутия)»: принят Государственным собранием (Ил Тумэн) РС(Я) 15 декабря 2014 года 1401-З № 359-V / М-во образования Респ. Саха (Якутия). – Якутск: Бичик, 2015. – 32 с.
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / РАН. Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: А ТЕМП, 2004. – 944 с.
3. Ремесла и искусства у якутов. Обработка дерева, глины, кожи у якутов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://xn——6kcbac1azfofe4cmqhvgl0bzre.xn--p1ai/stati/stranicy-istorii/remesla-i-iskusstva-u-jakutov.html
Олесова Антонина Петровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.
Баишева Ольга Дмитриевна – магистрант 1 курса кафедры методики преподавания русского языка и литературы филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.