Никонова Н.И., Москарова Л.К.

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 К ИЗУЧЕНИЮ ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДСТВАМИ КИНОАДАПТАЦИИ 

INCREASE THE MOTIVATION OF STUDENTS

 TO THE STUDY OF LITERATURE MEANS THE FILM ADAPTATION

Н.И. Никонова, Л.К. Москарова

N.I. Nikonova, L.K. Moskarova

Аннотация: В данной статье выявлены особенности использования кинематографических произведений на уроках литературы. Представлены материалы для проведения урока литературы с использованием элементов экранизации при изучении повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».Выявлены методические пути и приемы анализа текста, мотивирующие  усвоение произведения, развивающие умственную и аналитическую деятельность обучающихся.Сопоставление образа героя через кинофрагмент и литературный текст способствует более глубокому постижению идейного смысла и пониманию теоретико-литературного понятия.

Abstract: In this article, features of the use of cinematographic works in literature lessons are revealed. Materials for conducting a literature lesson with the use of screen adaptation elements in the study of A.S. Pushkin «Stationmaster.» Methodical ways and methods of text analysis, motivating mastering of the work, developing mental and analytical activity of students are revealed. Comparison of the image of the hero through the film fragment and the literary text contributes to a deeper understanding of the ideological meaning and understanding of the theoretical and literary concept.

Ключевые слова: мотивация к чтению, кинематографическое произведение, литературное образование, классическая литература.

Key words: motivation for reading, cinematographic work, literary education, classical literature.

    Литературное образование играет решающую роль в формировании эмоциональной культуры личности. Одной из важнейших задач для реализации названной цели является развитие способности эстетического восприятия обучающимися явлений литературы и отраженной в ней действительности, воспитание эстетического вкуса. «Эстетический вкус – это способность человека к различению, пониманию и оценке эстетических явлений во всех сферах жизни и искусства, непременное условие художественного творчества; аксиологическая категория, отражающая систему ценностных ориентаций, система эстетических предпочтений, основанная на культуре личности и на творческой переработке эстетических впечатлений» [2, 2006: 932]. Развивая эстетический вкус обучающихся, необходимо учить их всестороннему постижению литературного произведения, чтобы у них была тяга к чтению классических произведений, формировались нравственные ценности и философские взгляды на жизнь.

Наиболее актуальной проблемой в литературном образовании школьников является отсутствие интереса к чтению классической литературы, а посредством ввода киноадаптации произведений классической литературы на занятиях, можно повысить мотивацию обучающихся. Современная система образования ориентирована на подготовку молодежи к самостоятельному активному освоению мира, его творческому преобразованию, поэтому, сегодня одной из важнейших задач педагогики является формирование личности, способной творчески освоить сложности бытия на основе овладения ценностями культуры и искусства. Художественная литература призвана сыграть особую роль в формировании творчески развитой, активной личности. Вместе с писателем «следуя за героем» (М.М. Бахтин), обучающиеся осваивают мир в эстетической и мировоззренческой сущности.

«Повышение мотивации к чтению обучающихся связано с использованием продуктивных форм познавательной учебной деятельности, развитием системного мышления, чему способствует использование экранизаций классических художественных произведений на уроках литературы»[1, 2008: 197].

По мнению Г.Н. Щукиной: «Интерес к чтению стимулирует формирование и проявление творческих способностей учащихся, стремление и самовыражение, что требует введения следующих показателей:

—    проявление и развитие литературно-творческих способностей и умений ребенка;

—    способность к рефлексии, сопереживанию;

—    увеличение качества и количества прочитанных книг;

—    способность оценивать произведения на основе высших духовных ценностей»[3, 1984: 176].

Включение кинофрагмента в процесс анализа художественного произведения может повысить мотивацию к чтению классических литературных произведений. Но прежде чем начать работу с использованием кинематографических произведений, нужно:

—      определить тему и задачу каждого урока;

—      отобрать эпизоды для анализа произведения;

—      провести детальную работу над текстом, в ходе которой осмысливается и раскрывается тема урока;

—      продемонстрировать соответствующий кинофрагмент;

—      провести обсуждение кинофрагмента и сопоставление его с соответствующим эпизодом литературного произведения.

Представляем пример введения в урок литературы кинематографического произведения через использование приема – сопоставительное сравнение главных героев, рассмотрение образа героя в художественном тексте и кино.

Повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель» была экранизирована не раз, причем не только кинематографистами СССР и России, но Германии и Австрии и других стран. Мы привлекли на уроке литературы экранизацию 1972 года, автор сценария и режиссер Сергей Соловьев, в главных ролях Николай Пастухов – Самсон Вырин, Марианна Кушнерова — Дуня, Никита Михалков – Минский и Геннадий Шумский в роли рассказчика. Фильм был снят киностудией «Мосфильм», творческим объединением «Телефильм», длительностью 68 минут.

Тема урока: Образ «маленького человека» в повести «Станционный смотритель» А.С. Пушкина.

На первом этапе урока выявили первоначальное восприятие текста: Какое впечатление повесть «Станционный смотритель» произвела на вас? Понравилась ли она? Или нет?

В целом повесть ребятам понравилась. Но после прочтения у них осталось много вопросов насчет поведения Дуни и Минского. Всем было жаль Самсона, некоторые строго судили Дуню, они не могли понять, почему Дуня поступила так со своим отцом. Ведь она могла бы, просто сказав и объяснив отцу, уйти с Минским и выйти за него замуж. Затруднение вызвал поступок Дуни, почему она сделала именно так?  Многие говорили, что она хотела благополучной жизни и поступила эгоистично. Некоторые утверждали, что она просто влюбилась в Минского и не видела другого выхода, героиня была совсем молода, чтобы решать кое-какие серьезные, жизненно-важные вопросы.

Далее следует фронтальная беседа по прочитанному: От чьего лица ведется рассказ в повести? Кому из героев автор сочувствует больше всего? Почему? Опишите Дуню: ее портрет, характер. Каково отношение к ней отца, проезжающих, рассказчика? Как жили отец и дочь до приезда Минского?  Каким вы увидели Самсона Вырина в повести?

Далее учитель обращается к понятию «маленький человек»: Каким человеком мы можем назвать Самсона Вырина?  Как вы думаете, что означает понятие «маленький» человек? Что может сделать человека «маленьким»?

Пока дочь была рядом, в душе станционного смотрителя не было страха перед жизнью. Именно страх заставляет человека сжиматься, чувствовать себя «маленьким».

После обсуждения понятия ученикам предлагаются для просмотра четыре эпизода из кинофильма. Обучающиеся записывают возможные черты «маленького человека» в русской литературе.

Эпизод первый (отрывок из фильма). Первый приезд Белкина на станцию, где Самсон Вырин был счастлив, свеж, бодр, т.е. тот момент, когда Дуня еще не ушла из дому.

Эпизод второй (отрывок из фильма). Белкин приезжает на станцию во второй раз, вспоминает о своем старом знакомом и в надежде встретить Дуню еще раз. Он узнает, что смотритель уже не тот человек, что был раньше, и дочери ее давно нет вместе с ним. Вырин начинает рассказ о своем несчастии, о том как похитили ее Дуню. Смотритель страдает, отправляется в Петербург на поиски своей дочери, где он встречается с Минским и между ними завязывается разговор о Дуне.

— Почему уезжает Дуня?

— В начале повести, рассказывая о «сословии смотрителей», рассказчик упоминает правило: «чин чина почитай». Что оно значит? Какую роль оно сыграло в повести? Каким поступком Вырина, это отражается, и в каком эпизоде?

 Эпизод третий (отрывок из фильма). Дуня падает в обморок при виде отца. Минский в бешенстве унижает, оскорбляет бедного Самсона и выставляет за порог дома.

— Что явилось причиной обморока Дуни при виде отца?  О чем спорят герои? За что они ведут борьбу? Почему Минский так относится к Вырину? Как меняется главный герой на протяжении действия?

Эпизод четвертый (отрывок из фильма). Когда Иван Петрович проезжает еще раз через станцию он узнает, что на станции уже другой смотритель, и узнает о смерти Самсона Вырина. Он захотел посетить кладбище, где он покоится. И ему по дороге мальчик рассказывает о барышне, которая приезжала, чтобы посетить старого смотрителя. Узнав, что он скончался тоже хотела посетить кладбище.

— Почему Самсон Вырин не рад счастью дочери? Почему он спился и умер? Почему, узнав о приезде Дуни на могилу отца, рассказчик «не жалел уже ни о поездке, ни о семи рублях»?

На следующем этапе урока, после просмотра и анализа всех эпизодов, учащиеся составляют сопоставительно-сравнительную таблицу характеристики образа Вырина. Для этого мы использовали прием сравнения образов, созданного учащимися и представленным в киноверсии (см. таблицу 1).

Характеристика образа Самсона Вырина

Таблица 1

Эпизод В тексте художественного произведения В кинематографическом произведении
До ухода Дуни

 

 «До ухода Дуни Самсон Вырин счастливый, беззаботный, несмотря на грубое обращение проезжих он был неозлобленным и общительным. На первой встрече с Белкиным Вырин был «свеж и бодр», он любит свою дочь и старается жить и радоваться жизни ради нее, несмотря на столь тяжелый труд и низкий социальный статус».    (Юля С.) «Самсон Вырин был настоящим русским человеком, гордым, спокойным, душевным, но не открывающим свою душу всем и каждому. Его главной гордостью и радостью была его дочка, Дуня, которая напоминала ему покойную жену, и оттого была еще более дорогой для него. Он гордился любыми ее успехами, он гордился тем, как к ней относились люди, и как умно она могла повести разговор. Он радовался всему, что она делала.  Любил свою дочь больше всего на свете, скорее всего он даже работал больше для нее, чем для себя».              (Юля С.)
После ухода Дуни

 

«Всего через несколько лет автор, встретившись с Самсоном, видит перед собой старца, неухоженного, склонного к пьянству, тускло прозябающего в заброшенном, неубранном своем жилище. Его Дуня, его надежда, та, что давала силы жить, уехала с малознакомым гусаром. Причем не с отцовского благословения, как это принято у честных людей, а тайком. Самсону было страшно подумать, что его милое дитя, его Дуня, которую он как мог оберегал от всяких опасностей, так поступила с ним и, главное, с собой — стала не женой, а любовницей. Пушкин сочувствует своему герою и относится к нему с уважением: честь для Самсона превыше всего, превыше богатства и денег. Не один раз судьба била этого человека, но ничто не заставило его так опуститься, так перестать любить жизнь, как поступок горячо любимой дочери. Материальная бедность для Самсона ничто по сравнению с опустошенностью души». (Наташа П.) «Самсон Вырин относится к такому типу людей, которым нужно жить для кого-то. Именно поэтому, потеряв свою дочь, которая уехала от него, он не видит смысла жизни, начинает выпивать, не интересуется ничем, даже своей работой, которая раньше не была ему в тягость. Он является типичным русским человеком, которому для того, чтобы что-то создавать, жить, нужна поддержка, нужен смысл. Этим смыслом для него была Дуня. Когда же она уезжает,­ станционный смотритель не понимает, для чего ему нужно продолжать работать и следить за собой и домом. Если все это никому не достанется, он не понимает, зачем сохранять что-то. Именно поэтому он теряет интерес ко всему, и раскрепощается, только приняв немного пунша, так как он размягчает его сердце, и ему не так больно вспоминать о том, что произошло». (Наташа П.)

После просмотра фрагментов экранизации и составления сопоставительной таблицы учащиеся выделили характерные черты, которые могли бы дать определение «маленькому человеку»:

— Неуважительное отношение со стороны постояльцев к станционному смотрителю;

—  Подавленность, несчастие и горе, растерянность;

— Оскорбления и унижения со стороны людей, которые богаче его, беспомощность;

Слово учителя: «Герой Пушкина – ничем не примечательный чиновник низшего класса. Люди, подобные ему, занимали в обществе одну из самых низких ступеней, были почти бесправными и беззащитными. Пушкин не только сделал маленького человека героем литературного произведения, но и наделил его высокими душевными и духовными качествами. По существу, с Пушкина началась разработка одной из любимых тем русской литературы – темы «маленького человека».

«Маленький человек» — тип литературного героя, который возник в русской литературе с появлением реализма, то есть в 20-30 годах XIX века. «Первым образом «маленького человека» стал Самсон Вырин из повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Традиции Пушкина продолжил Н.В.Гоголь в повести «Шинель». «Маленький человек» — это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный. И Пушкин, и Гоголь, создавая образ маленького человека, хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек — тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки».

После проведенного урока, мы видим, что посредством использования качественного кинематографического произведения можно достичь наиболее эффективного понимания текста, глубокоэмоциоальноговосприятия, качественного анализа и интерпретации текста, особенно если показать наиболее волнующие, затрагивающие душу моменты.

Таким образом, использование кинематографических произведений на уроках литературы способствует повышению мотивации к чтению, дает обучающемуся возможность более глубоко постигнуть те самые чувства, проблемы жизни, которые представлены в классических художественных произведениях. Только в процессе общения с разными видами искусства формируется широта художественного кругозора. Знакомство с произведениями словесного искусства расширяет представления обучающихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала современного школьника и формирует эстетический вкус обучающихся.

Литература

1. Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования: дис. д-ра. пед. наук: 13.00.01/Галактионова Т.Г. – СПб., 2008. – С. 197, 226

2. Крысин Л.П. Эстетика / Л.П. Крысин // Толковый словарь иноязычных слов. – М., 2006. – С. 944

3. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: учеб. пособие / под ред. Г.И. Щукиной. – М., 1984. – С.176

Никонова Надежда Ильинична – кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.

Москарова Луиза Карловна – магистрант 2 курса по направлению: педагогическое образование филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *