СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В 10 КЛАССЕ
COMPARATIVLY-CORRELATIVE STUDYING AS A MEANS OF LYRICAL WORKS IN 10TH GRADE
Н. И. Никонова, Е. А. Ефимова
N. I. Nikonova, E. A. Efimova
Аннотация: В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с работой на уроках литературы над лирическими произведениями, а также использование сравнительно-сопоставительного метода как средства их изучения. Предложен методический материал, который включает в себя региональный компонент, и нацелен на расширение урока по изучению лирики Ф. И. Тютчева и А. А. Фета в 10 классе.
Abstract: The problems of studying lyrical works at literature lessons and using comparatively-correlative method as a means of studying it are considered in this article. The methodical material which includes a regional component and purposed to improve studying lyrics of F. I. Tyutchev and A. A. Fet in 10th grade.
Ключевые слова: лирические произведения, сравнительно-сопоставительный метод, сравнение, сопоставление.
Key words: lyrical works, comparatively-correlative method, comparison, correlation.
Каждый день современные школьники получают большой объем информации на занятиях и вне школы, поэтому необходимым становится структурирование и систематизирование получаемых знаний. Уроки русской литературы помогают учащимся анализировать информацию, выделять основные и ключевые моменты, сравнивать и сопоставлять. Сравнение как мыслительная операция становится основой работы с текстом на уроках литературы. Формирование умения сравнивать литературные произведения, а также их критические и художественные интерпретации, является одной из важнейших задач учебного процесса. Об этом же говорится в ФГОС основной школы или среднего (полного) общего образования[5], у обучающихся должны быть сформированы следующие умения:
— осуществлять анализ и синтез;
— высказывать и обосновывать свою точку зрения;
— видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;
— сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их.
Также на Едином государственном экзамене по литературе предлагаются задания по интерпретации стихотворения, рецензированию прозаического произведения. Поэтому перед учителями встает вопрос об организации работы по обучению учащихся анализировать художественный текст. Одним из наиболее эффективных методов решения поставленных выше задач является сравнительно-сопоставительный, активизирующий мыслительные процессы обучающихся.
Выбор данной темы и рассмотрение проблемы изучения лирики в школе также обусловлен низким уровнем чтения в целом и сложностью восприятия учащимися лирических произведений.
Многие исследователи считают постижение лирического произведения вершиной читательского восприятия и литературного развития школьников и их эмоциональной сферы. Для понимания и изучения лирических произведений учащиеся должны знать, что лирика – это особый род литературы, имеющий характерные черты, особенности, которые следует учитывать при изучении на уроках литературы.
Лирика способна активизировать эмоционально-нравственные возможности учащихся. На основании действия слова как реального раздражителя, открытого И. П. Павловым, современные психологи приходят к выводу, что художественное произведение способно вызвать такие же чувства, какие вызывают реальные события. У взрослых эти чувства могут быть вызваны воспоминаниями, схожими мыслями и восприятием мира. Однако, школьники не обладают столь большим эмоциональным опытом, поэтому, встретившись с незнакомыми, не пережитыми лично чувствами, они могут пройти мимо них и тогда поэзия не окажет никакого педагогического, эстетического воздействия. Поэтому при работе над лирическими произведениями наряду с решением образовательных задач, следует обращать внимание «на развитие эмоциональной стороны личности учащегося, формировать и развивать способность к сопереживанию, глубокое осмысление и анализ чувств»[3, 2012: 22-26].
По мнению Зинаиды Яковлевны Рез, «литературные знания находят практическое применение, становятся активной силой тогда, когда учащиеся научатся анализировать, сопоставлять сходные явления, устанавливать преемственные связи между творчеством писателей, живших в различное время, рассматривать литературу в движении, в непрерывном развитии»[4, 1985: 368]
Многие исследователи считают постижение лирического произведения вершиной читательского восприятия и литературного развития школьников и их эмоциональной сферы. Вместе с тем изучение лирических произведений является одним из наиболее сложных вопросов методики преподавания литературы. Постижение лирики дается учащимся труднее, чем изучение эпоса и драмы, так как поэтические образы отличаются своей обобщенностью. Это объясняется тем, что язык поэзии имеет смысловую и эмоциональную насыщенность. В связи с этим, по мнению многих методистов, возникают вопросыпо подготовке учащихся к изучению лирических произведений.
Мы считаем, что на уроке нельзя ограничиваться анализом только указанных в программе стихотворений, нужно учить видеть за стихотворением поэта и поэзию в целом, научить учащихся находить похожие произведения, проводить параллели. Вопросы и задания для учащихся должны быть ориентированы на активизацию их читательского восприятия, на осмысление и формирование объективных идейно-эстетических критериев оценки поэзии, которые соответствуют ее природе, специфике и рождают правильное отношение к ней.
В методике преподавания литературы особое внимание уделяется тем приемам работы, которые «обеспечивают целостное восприятие художественного текста, его подробный анализ и понимание поэтики писателя» [2, 1994: 288]. На современном этапе образования наиболее эффективными приемами, используемыми на уроках литературы являются сравнение и сопоставление. Поэтому целесообразным будет использование сравнительно-сопоставительного метода, который является весьма разнообразным и эффективным.
Обычно в литературоведении слово «сопоставление» встречается как синоним к слову «сравнение». Но между этими терминами все же есть различие. При сравнении разные произведения, литературы рассматриваются по общему признаку, а при сопоставлении исследуемый объект ставится рядом с другим и рассматривается по всем признакам, сохраняется самобытность и уникальность каждого из произведений.
Также в литературоведении существует сравнительно-сопоставительный метод, являющийся одним из видов компаративистики, «который нацелен не столько на обнаружение сходства, сколько на обнаружение различия в совпадающих, на первый взгляд, явлениях литературы. Использование в современной компаративистике постмодернистских представлений об интертекстуальности снимает остроту проблемы генетических и историко-типологических сближений»[1].
Изучение литературы в школе с использованием сравнительно-сопоставительного метода опирается на психологические основы сравнения как мыслительной операции, которая устанавливает сходства и различия между предметами и явлениями; на сравнительно-историческом литературоведении, изучающем литературные связи и отношения в их исторической обусловленности; на дидактике как теории обучения, исследующей закономерности обучения в разнообразии его методов и организационных форм; на теоретическом осмыслении сравнений при изучении произведений разных жанров в методике преподавания литературы.
Систематическое использование сравнения как мыслительной операции и как способа осознанного освоения лирического произведения является действенной основой анализа художественного текста на уроках литературы и организации самостоятельной работы учащихся.
Значимость обучения сопоставлению подтверждается исследованиями следующих авторов: В. Г. Маранцмана, Г. М. Семеновой, Н. Ф. Талызиной и других. Между тем методика формирования сравнения остается почти неразработанной, что неблагоприятно отражается на результате обучения детей. Отмечается, что многими учащимися сравнение не осваивается и не отрабатывается предполагаемое обобщение, выводы сравнения, которые должны закрепить результат проведенной работы.
Сравнительно-сопоставительный метод при изучении лирических произведений требует максимального учёта родовой специфики. В отличие от эпоса и драмы, в лирическом произведении автор обращает внимание на внутренний мир: мысли, чувства, различные ощущения и воспоминания лирического героя. Выбранный нами метод изучения лирики способствует более полному раскрытию, пониманию творчества того или иного поэта. Основной целью метода являются сравнение и сопоставление произведений, выявление общих и различных черт, особенностей.
Данный метод уместен как при рассмотрении творческой эволюции определенного поэта, так и при выявлении отношения разных авторов к одной и той же проблеме. Он служит плодотворной основой восприятия и оценки поэтических текстов учащимися, приобщает их к активному творческому поиску, способствует формированию и развитию у старшеклассников критического и ассоциативно-образного мышления.
Мы предлагаем расширить уроки русской литературы включением регионального компонента. Учащимся будет интересно сравнить и сопоставить произведения двух литератур и культур. Нами был разработан обобщающий урок по изучению лирики природы в творчестве Ф. И. Тютчева и А. А. Фета в сравнении и сопоставлении со стихотворениями якутского поэта А. К. Михайлова. Тема природы является основной в творчестве этих поэтов.
Для данного урока мы составили сравнительно-сопоставительную таблицу, помогающую раскрыть основные аспекты произведений:
Таблица 1
Аспекты | Ф. И. Тютчев | А. А. Фет | А. К. Михайлов |
Тема стихотворения | Зима,
описание природы |
Зимняя ночь,
описание природы |
Зима,
описание природы |
Поэтический образ природы в стихотворении | Поэт относится к природе как к живому существу, олицетворяет ее: «свод небесный На землю тощую глядит», «погрузившись в сон железный, Усталая природа спит» | Природа как источник вдохновения.
Олицетворения: «Когда под снегом опочила Вся степь, и кровли, и леса», «Сбежали тени…тревожный ропот их исчез», «Глядеть в лицо природы спящей» |
Автор олицетворяет природу: «Туманов свитер голубой Туймаада на сорочку сменит…», «И, нежная собой, раскинется в изнеможенье…» |
Настроение, чувства автора | Печальное, унылое настроение | Вдохновение, восхищение, гармония | Спокойствие, умиротворение |
Ключевые образы, символы | «сон железный», «мертвенный покой» | снег, «всемирный сон» | «неслышные снега», туман, тишина |
Урок был апробирован в 10 классе в период прохождения педагогической практики в МОБУ «Намская улусная гимназия» им. Н. С. Охлопкова Республики Саха (Якутия). Результаты экспериментального обучения свидетельствуют об эффективности разработанного нами урока по изучению лирических произведений с использованием сравнительно-сопоставительного метода. Также был проведен опрос учащихся, который выявил повышение интереса у обучающихся к изучению лирики и поэзии в целом.
Таким образом, можем сказать, что проведенное нами эмпирическое исследование способствовало:
— повышению интереса к изучению лирических произведений;
— овладению учащимися прочным знаниям и навыкам по работе со стихотворениями;
— развитию познавательной деятельности, творческого и аналитического мышления учащихся;
— развитию коммуникативных способностей и навыков самостоятельной деятельности.
Литература
- Бедзир Н. П. Лекции по методологи литературоведческих исследований //Теория и методология литературы. [Электронный ресурс].Режим доступа: http://nataliabedzir.com/2013/12/11/
- Богданова О. Ю., Маранцман В. Г. (ред.) Методика преподавания литературы // Учебник для пед. вузов. В 2 ч. — М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. — 288 с.
- Каманова Т. А. Сравнение как мыслительная операция и прием обучения в литературном образовании школьников // Литература в школе. – 2012. — № 10 – С. 22-26.
- Рез З.Я.Методика преподавания литературы. – М., 1985. – с. 368
- Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования (10-11 класс). [Электронный ресурс].Режим доступа: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/2365
Никонова Надежда Ильинична – кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова, г. Якутск.
Ефимова Екатерина Андреевна– студентка 5 курса отделения методики преподавания русского языка и литературы филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова, г. Якутск.